Цели: формирование лексико-грамматических средств языка.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить обобщающее понятие “домашние животные”;
- уточнить и систематизировать словарь по теме;
- совершенствовать грамматический строй речи (образовывать существительные с суффиксами: -онок, -енок; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; продолжать учить употреблять в речи предлог -в-; составлять предложения по опорным картинкам; отвечать полным предложением).
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать диалогическую речь;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление;
- развивать мелкую моторику рук, навыки ориентировки в пространстве.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, ответственности, инициативности;
- воспитывать заботливое отношение к домашним животным.
Словарная работа: конюшня, коровник, свинарник.
Методическое обеспечение: почтовая коробка, запись с голосами животных, телевизор 3D предметные картинки с изображением домашних животных; дидактическое полотно “Сельский двор”; фигурки домашних животных, графическое изображение домашних животных; опорные картинки для составления предложений.
Мотивация: игровая.
Предшествующая работа: чтение русского народного фольклора, разучивание прибаутки “Баю-бай …”, стихотворений о домашних животных, рассматривание иллюстраций и игрушек по теме, беседы о домашних животных, составление описательных рассказов, разучивание игры “Лошадки”.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Звонок мобильного телефона и разговор на громкой связи о том, что почтальон принес посылку. Вносится посылка.
Логопед: А что же в этой посылке? Посмотрим?
Детям раздаются графические изображения домашних животных: корова, кошка, собака, свинья, лошадь. Дети обводят пальчиком по линии, не отрывая его от картинки.
2. Введение в тему.
Логопед: А от кого же эта посылка? Посмотрим?
Показ картинок с изображением кота Матроскина и собаки Шарика.
Логопед: Они просят о помощи, пропали их друзья, нужно найти. Поможем?
3. Сообщение темы занятия.
Логопед: Нам нужно попасть в Простоквашино.
Дети одевают очки 3D и попадают в Простоквашино. На экране телевизора в режиме 3D демонстрируются отрывки из мультфильма. Звучат записи с голосами животных: корова, кошка, собака, свинья, лошадь. Дети по очереди угадывают эти голоса и называют их.
Логопед: А как назовем их одним словом? Правильно. Это домашние животные. Они друзья Матроскина и Шарика. А сейчас мы их поищем.
Дети снимают очки 3D. По зале расставлены фигурки домашних животных.
4. Речь с движениями.
Логопед: Встанем все в одну линию и поднимем левую руку. Кто находится слева от нас?
Дети: Лошадь.
Влево – вправо повернитесь Повороты влево – вправо.
И в лошадок превратитесь!
Эй, лошадки, все за мной! Бег приставным шагом по кругу.
Поспешим на водопой!
Вот река. Глубока, широка. Разводят руки в стороны и опускают вниз.
Вот водица. Пейте. Вытягивают руки вперед и делают из ладошек “ковш”.
Постучим копытцем. Топают левой ногой.
5. Чтение прибаутки.
Желающий ребенок читает прибаутку с показом действий.
Баю – бай, баю – бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа не скули,
Нашу Таню не буди!
Логопед: Кто находится справа от нас? (Собака)
6. Загадывание загадки.
Логопед:
Молоко дает нам кто-то,
Детям пить его охота.
Чтобы были все здоровы,
Молоко дает … (Корова).
- Кто находится впереди нас?
Дети: Это корова.
7. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Кто находится сзади нас?
Дети: Это кошка.
Дети проговаривают текст и выполняют пальчиковую гимнастику.
Вышла кошечка вперед “Кошка” правой рукой.
К нам идет, хвостом играет. Левой ладонью машут у основания правой кисти.
Логопед: Ребята, а Матроскин и Шарик очень обрадовались, что вы нашли их друзей и просят рассказать про домашних животных.
8. Дидактическая игра “Кто где живет?”
Логопед: А что еще есть сзади нас?
Дети: Картинки.
На магнитной доске картинки с изображением домашних животных и их жилищ.
Логопед: Посмотрите, кто на них нарисован?
Дети: Домашние животные.
Логопед: Почему они так называются?
Дети: Потому что они живут рядом с человеком. Он заботиться о своих домашних животных, строит им дома.
Логопед: Как называется домик у собаки? Где живет собака?
Дети: Собака живет в конуре.
Хоровые и индивидуальные повторения детей.
Аналогичная работа проводится с другими домашними животными: корова, кошка, свинья, лошадь.
9. Составление предложений по опорным картинкам.
Логопед: А кто знает, как люди ухаживают за домашними животными?
Дети: Они кормят домашних животных, лечат их когда болеют, строят им домики.
Логопед: А животные помогают человеку в жизни.
Выставляются опорные картинки. Дети составляют предложения:
Корова дает молоко. Кошка ловит мышей. Лошадь пашет землю и возит грузы. Собака охраняет дом.
10. Дидактическая игра “Чей малыш?”
Выставляется дидактическое полотно “Сельский двор” (с прорезями и съемными изображениями детенышей домашних животных).
Логопед: Ребята, кого вы видите на этой картине?
Дети: Домашних животных.
Логопед: Они вышли погулять, а их детеныши разбежались. Поможем им найти своих мам? Как называется детеныш у лошади?
Дети: Жеребенок.
Логопед: Отведите, пожалуйста, жеребенка к лошади.
Желающие дети вставляют в прорези детенышей к взрослым животным, а в это время остальные читают стихотворения.
Жеребенок, сын лошадки,
Поиграть стремиться в прятки.
Снова ищет его мать,
А найдет, отправит спать!
Логопед: Как называется детеныш у коровы?
Дети: Теленок.
У коровы есть теленок,
Любит травку он щипать,
И немножко помычать.
Логопед. Как называется детеныш у свиньи?
Дети: Поросенок.
У свиньи, сын поросенок
Замечательный ребенок.
Логопед: Как называется детеныш у собаки?
Дети: Щенок.
У щенка – собака мама:
Строгая, седая дама.
Учит детку целый день,
И учиться ему не лень!
Логопед: Как называется детеныш у кошки?
Дети: Котенок.
У кошки – сын котенок,
Очень тихий он ребенок,
Он от мамы целый день
Не отходит, словно тень.
11. Дидактическая игра “Назови ласково”.
Логопед: Как ласково назовем жеребенка? Теленка? Поросенка? Щенка? Котенка?
12. Дидактическая игра “Собери картинку”.
На столах – разрезные картинки. Дети по желанию выбирают картинку и собирают её.
13. Психогимнастика.
Логопед: Кот Матроскин и собака Шарик благодарны вам, что вы помогли найти друзей. Они улыбаются друг другу. Что вы рассказали так много интересного про них. Они удивляются.
Дети изображают эмоции перед зеркалом.
Логопед: Нам пора возвращаться в детский сад.
Дети надевают очки 3D. На экране телевизора в режиме 3D демонстрируется отрывок из мультфильма “Простоквашино”.
14. Итог занятия.
Логопед: Где мы сегодня с вами побывали?
Дети: В Простоквашино.
Логопед: Что мы делали в Простоквашино?
Дети: Помогали Матроскину и Шарику искать друзей.
Логопед: Назовите их друзей. Как называются они одним словом? Вам понравилась наше путешествие? А сейчас зарисуем наше настроение, которое мы получили от путешествия.
Дети рисуют.