Лексико-грамматическое занятие для детей среднего возраста с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия


Цели: формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно-образовательные задачи:

- закрепить обобщающее понятие “домашние животные”;

- уточнить и систематизировать словарь по теме;

- совершенствовать грамматический строй речи (образовывать существительные с суффиксами: -онок, -енок; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; продолжать учить употреблять в речи предлог -в-; составлять предложения по опорным картинкам; отвечать полным предложением).

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать диалогическую речь;

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление;

- развивать мелкую моторику рук, навыки ориентировки в пространстве.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, ответственности, инициативности;

- воспитывать заботливое отношение к домашним животным.

Словарная работа: конюшня, коровник, свинарник.

Методическое обеспечение: почтовая коробка, запись с голосами животных, телевизор 3D предметные картинки с изображением домашних животных; дидактическое полотно “Сельский двор”; фигурки домашних животных, графическое изображение домашних животных; опорные картинки для составления предложений.

Мотивация: игровая.

Предшествующая работа: чтение русского народного фольклора, разучивание прибаутки “Баю-бай …”, стихотворений о домашних животных, рассматривание иллюстраций и игрушек по теме, беседы о домашних животных, составление описательных рассказов, разучивание игры “Лошадки”.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Звонок мобильного телефона и разговор на громкой связи о том, что почтальон принес посылку. Вносится посылка.

Логопед: А что же в этой посылке? Посмотрим?

Детям раздаются графические изображения домашних животных: корова, кошка, собака, свинья, лошадь. Дети обводят пальчиком по линии, не отрывая его от картинки.

2. Введение в тему.

Логопед: А от кого же эта посылка? Посмотрим?

Показ картинок с изображением кота Матроскина и собаки Шарика.

Логопед: Они просят о помощи, пропали их друзья, нужно найти. Поможем?

3. Сообщение темы занятия.

Логопед: Нам нужно попасть в Простоквашино.

Дети одевают очки 3D и попадают в Простоквашино. На экране телевизора в режиме 3D демонстрируются отрывки из мультфильма. Звучат записи с голосами животных: корова, кошка, собака, свинья, лошадь. Дети по очереди угадывают эти голоса и называют их.

Логопед: А как назовем их одним словом? Правильно. Это домашние животные. Они друзья Матроскина и Шарика. А сейчас мы их поищем.

Дети снимают очки 3D. По зале расставлены фигурки домашних животных.

4. Речь с движениями.

Логопед: Встанем все в одну линию и поднимем левую руку. Кто находится слева от нас?

Дети: Лошадь.

Влево – вправо повернитесь Повороты влево – вправо.
И в лошадок превратитесь!
Эй, лошадки, все за мной! Бег приставным шагом по кругу.
Поспешим на водопой!
Вот река. Глубока, широка. Разводят руки в стороны и опускают вниз.
Вот водица. Пейте. Вытягивают руки вперед и делают из ладошек “ковш”.
Постучим копытцем. Топают левой ногой.

5. Чтение прибаутки.

Желающий ребенок читает прибаутку с показом действий.

Баю – бай, баю – бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа не скули,
Нашу Таню не буди!

Логопед: Кто находится справа от нас? (Собака)

6. Загадывание загадки.

Логопед:

Молоко дает нам кто-то,
Детям пить его охота.
Чтобы были все здоровы,
Молоко дает … (Корова).

- Кто находится впереди нас?

Дети: Это корова.

7. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: Кто находится сзади нас?

Дети: Это кошка.

Дети проговаривают текст и выполняют пальчиковую гимнастику.

Вышла кошечка вперед “Кошка” правой рукой.
К нам идет, хвостом играет. Левой ладонью машут у основания правой кисти.

Логопед: Ребята, а Матроскин и Шарик очень обрадовались, что вы нашли их друзей и просят рассказать про домашних животных.

8. Дидактическая игра “Кто где живет?”

Логопед: А что еще есть сзади нас?

Дети: Картинки.

На магнитной доске картинки с изображением домашних животных и их жилищ.

Логопед: Посмотрите, кто на них нарисован?

Дети: Домашние животные.

Логопед: Почему они так называются?

Дети: Потому что они живут рядом с человеком. Он заботиться о своих домашних животных, строит им дома.

Логопед: Как называется домик у собаки? Где живет собака?

Дети: Собака живет в конуре.

Хоровые и индивидуальные повторения детей.

Аналогичная работа проводится с другими домашними животными: корова, кошка, свинья, лошадь.

9. Составление предложений по опорным картинкам.

Логопед: А кто знает, как люди ухаживают за домашними животными?

Дети: Они кормят домашних животных, лечат их когда болеют, строят им домики.

Логопед: А животные помогают человеку в жизни.

Выставляются опорные картинки. Дети составляют предложения:

Корова дает молоко. Кошка ловит мышей. Лошадь пашет землю и возит грузы. Собака охраняет дом.

10. Дидактическая игра “Чей малыш?”

Выставляется дидактическое полотно “Сельский двор” (с прорезями и съемными изображениями детенышей домашних животных).

Логопед: Ребята, кого вы видите на этой картине?

Дети: Домашних животных.

Логопед: Они вышли погулять, а их детеныши разбежались. Поможем им найти своих мам? Как называется детеныш у лошади?

Дети: Жеребенок.

Логопед: Отведите, пожалуйста, жеребенка к лошади.

Желающие дети вставляют в прорези детенышей к взрослым животным, а в это время остальные читают стихотворения.

Жеребенок, сын лошадки,
Поиграть стремиться в прятки.
Снова ищет его мать,
А найдет, отправит спать!

Логопед: Как называется детеныш у коровы?

Дети: Теленок.

У коровы есть теленок,
Любит травку он щипать,
И немножко помычать.

Логопед. Как называется детеныш у свиньи?

Дети: Поросенок.

У свиньи, сын поросенок
Замечательный ребенок.

Логопед: Как называется детеныш у собаки?

Дети: Щенок.

У щенка – собака мама:
Строгая, седая дама.
Учит детку целый день,
И учиться ему не лень!

Логопед: Как называется детеныш у кошки?

Дети: Котенок.

У кошки – сын котенок,
Очень тихий он ребенок,
Он от мамы целый день
Не отходит, словно тень.

11. Дидактическая игра “Назови ласково”.

Логопед: Как ласково назовем жеребенка? Теленка? Поросенка? Щенка? Котенка?

12. Дидактическая игра “Собери картинку”.

На столах – разрезные картинки. Дети по желанию выбирают картинку и собирают её.

13. Психогимнастика.

Логопед: Кот Матроскин и собака Шарик благодарны вам, что вы помогли найти друзей. Они улыбаются друг другу. Что вы рассказали так много интересного про них. Они удивляются.

Дети изображают эмоции перед зеркалом.

Логопед: Нам пора возвращаться в детский сад.

Дети надевают очки 3D. На экране телевизора в режиме 3D демонстрируется отрывок из мультфильма “Простоквашино”.

14. Итог занятия.

Логопед: Где мы сегодня с вами побывали?

Дети: В Простоквашино.

Логопед: Что мы делали в Простоквашино?

Дети: Помогали Матроскину и Шарику искать друзей.

Логопед: Назовите их друзей. Как называются они одним словом? Вам понравилась наше путешествие? А сейчас зарисуем наше настроение, которое мы получили от путешествия.

Дети рисуют.