Последовательность в работе над слоговой структурой слова

Разделы: Логопедия


Работа по формированию звуко-слогового состава слова осуществляется в единстве с общим развитием, а начинается она с развития фонематического слуха. Вся работа логопеда направлена на преодоление речевых дефектов. В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. Поэтому рассмотрение процесса усвоения звуко-слоговой структуры слова следует рассматривать в двух направлениях: овладение звукопроизношением и ритмико-слоговой структурой слова.

По мере овладения произношением отдельных звуков, они непременно включаются в состав слов, предложений, текстов. В то же время слова различной слоговой сложности состоят только из тех звуков, произношением которых заранее обработано и закреплено. Рассмотрим последовательность работы над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов.

1. Начинается работа с развития слухового восприятия. Эта работа осуществляется в основном на фронтальных занятиях, с опорой на имеющиеся у детей произносительные навыки. Этапы развития фонематического слуха включают в себя следующие задачи:

I-й этап.

а) дифференциация внеречевых звуков;

б) развитие слухового внимания и слуховой памяти.

II-й этап.

а) различение звукокомплексов, слов, фраз;

б)различение темпа, силы, тембра, голоса.

III-й этап.

а) различение фонем на слух; развитие слухового анализа /умение анализировать и синтезировать фонемы на основе полноценного фонематического слуха/. (Все игры и упражнения даны у Н. Чевелевой "Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи").

2. Развитие речевой моторики ведется параллельно. На индивидуальных занятиях идет работа над постановкой звуков. На фронтальных занятиях проводятся упражнения, направленные на выработку умения удерживать в памяти и воспроизводить ряд 3-х, 4-х, 5-ти гласных звуков: А-О-У, А-И-У-О ( т. к. у всех детей имеются в произношении гласные звуки).

В процессе обучения даются задания:

-сосчитай сколько звуков произнес логопед /А-И-О/, показать столько же палочек, сделать столько же хлопков; назвать только 2 звука /три, четыре/; повторить за логопедом ряд из 2-х, 3-х, 4-х гласных звуков; назвать столько же гласных звуков , сколько палочек и т.д.

Основная цель этих упражнений состоит в том, чтобы научить детей выделять на слух и воспроизводить нужное количество звуков. На материале гласных звуков начинается работа над темпом и плавностью речи . Дети учатся произносить ряд гласных звуков быстро и медленно, плавно и отрывисто.

От умения воспроизводить и правильно артикулировать гласные звуки во многом

зависит правильное воспроизведение нужного количества слогов в слове. Затем начинается работа над слогом (на фронтальных занятиях).

ВИДЫ СЛОГОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ.

1. Упражнения по воспроизведению простейших ритмов путем отстукивания или отхлопывания ( та-та , та-та-та).

Такого рода упражнения могут производиться и как непосредственная подготовка к овладению плавным произнесением слов. Облегчает переход от послогового к слитному произнесению слова с открытыми слогами. Затем предлагается все более сложные сочетания (тата-та-тата). Подбираются рифмованные фразы с четким ритмом ( та-та-та, та-та-та удивили мы кота).

2. Упражнения, подготавливающие детей к быстрым и плавным переходам от произнесения одного звука к другому , что необходимо для овладения произношением слов и фраз.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ- очень отчетливое произнесением каждого звука. Поэтому в состав слогов включаются только хорошо усвоенные звуки. Упражнения проводятся на материале гласных и одного согласного ( ма-мо-му-мо-ма) или с чередованием и усложняются в следующих направлениях:

  • постепенно ускоряется темп до нормального или несколько ускоренного ;
  • увеличивается количество элементов ряда от 2-x-3-х до 3-x-4-х ;
  • усложняется состав отдельных элементов ряда ( от прямых слогов переходят к обратным или к сочетанию прямых и обратных: па-ап) ;
  • включаются открытые слоги со стечением согласных звуков (кпа-кпу), (ама- амо-аму) ; - изменяется последовательность элементов ряда (па-та-ка, ка-та-па) ;
  • самостоятельно придумываются слоговые ряды из 2-х, 3-х, 4-х слогов.

Чтобы научиться воспроизводить по слуху нужное количество слогов, предлагается такая игра: логопед просит послушать, как идет дождь , называя при этом слоги : кап-кап и рисовать такое же количество черточек. Затем нужно повторить данный ряд слогов, глядя на рисунок. Позже слоги повторяются не глядя на черточки. Постепенно подводят детей к повторению ряда 4-x, 5-ти слогов вслед за логопедом. На материале слогового ряда начинается работа по выделению и воспроизведению ударного слога: ТА-тата, тата-ТА. Данные упражнения развивают речевую моторику, слуховое восприятие , память, воспитывают чувство ритма.

За это время происходит переход от грубых дифференцировок к более тонким. В то же время начинается развитие звукового анализа и синтеза.

3. Звуковой анализ и синтез наиболее широко применяется при усвоении правильного произношения закрытых слогов, слогов со стечением согласных, с наличием малоконтрастных в артикуляционном отношении звуков. Анализ и синтез слогов проводится таким образом:

  • определить сколько в слове звуков;

  • какой звук 1-й, 2-й и т.д.;

  • какие это звуки ( гласные или согласные).

Используется игровой прием "Живые звуки" /когда дети изображают определенные звуки, из которых складывается нужный слог).

Предлагаются задания:

  • преобразовывать слог ( пат-тап-пта-атп-апт);

  • самостоятельно придумать слоги, состоящие из данного количества определенных звуков ( 2-х звуков: 1-й гласный, 2-й согласный).

Полученные навыки переносятся на поставленные звуки. К тренировочному материалу на закрепление произношения звуков предъявляются следующие требования: изучаемые звуки произносятся во всех постоянных сочетаниях, различных звуковых комплексов.

4. Усвоенные в изолированном произношении слоги отрабатываются в составе слов. Первоначально побираются слова, доступные по слоговому составу и не содержащие недавно поставленных звуков. Изучаемые в данный момент звуки вводятся в составе отработанных в изолированном произношении слогов в уже усвоенный контур слов. Одним из приемов в овладении произношения слов новой слоговой структуры является заучивание слов по слогам. Зрительная опора при этом значительно облегчает заучивание слов:

а) дети рассматривают артикуляцию логопеда и подражают ей, контролируя правильность своей артикуляции перед зеркалом;

б) выкладывают схемы слов, изображая слово длинной полоской, а слоги - квадратами; в) все упражнения на воспроизведение простейших ритмов - это непосредственная подготовка к овладению произношением слогов: та- та- та- панама. Овладение произношением слов осуществляется в определенной последовательности. Внимание детей привлекается к разницей произношения слов: есть слова короткие, а есть длинные. Для сравнения подбираются контрастные по количеству входящих в них слогов - слова простого слогового состава: мак-макароны, сам-самокат и т.д. Логопед произносит слова по слогам, затем отхлопывает количество слогов каждого слова. Детям предлагается прослушать произносимое слово и отхлопать количество слогов (выложить квадратами). Сначала сравниваются слова попарно, затем предлагаются из ряда называемых логопедом и отхлопываемых вместе с детьми слов выбрать слова состоящие из 1-2-х слогов. Это является подготовкой к произношении слов, состоящих из определенного количества слогов. Для произношения берут 1-3-х сложные слова без стечения согласных (кот-панама), затем 1-2-х сложные слова (сын-сани). Если наоборот , дети не чувствуют разницу. Трехсложные и четырехсложные слова очень трудны для сравнения. В дальнейшем применяются такие приемы:

  • нахождение на сюжетной картине предметов, содержащими заданное количество слогов;

  • самостоятельное называние слов, содержащих нужное число слогов (без наглядной опоры).

Произнесение слов по слогам скандированно, обеспечивает большую четкость произношения отдельных элементов. Постепенно подводит детей к слитному произношению, с выделением голосом ударного слога. Нередко переход к произношении слов нового слогового состава осуществляется на таком материале, где отдельные слоги представляют собой усвоенные ранее слова, к ко орем добавился новый слог ( сок- носок, шина-машина). В этот период дается задание:

  • запомнить и показать в нужной последовательности ряд названных картинок; - запомнить и повторить ряд слов, сходного звукового состава ( бусы-весы-косы-носы-осы).

Одним из самых распространенных дефектов произношения у детей является нарушение произношения слов со стечением согласных звуков. При этом чаще всего наблюдается сокращения одного из элементов стечения (стол-тол, мост-мос), может происходить сокращение всего стечения (стена- ена), замена одного из составляющих элементов (змея- темя) или своеобразное добавление в стечение одного или нескольких гласных звуков (днем-дынем).

Работа над усвоением стечений согласных начинается (с учетом пройденных звуков) со слов включающий согласные звуки, которые в произношении чаще всего распределяются между соседними слогами ( сумка- маска). Много времени уделяется отработке изолированному произношению каждого слога в словах со стечением согласных в слове ( книга, шкафы), а также трехсложных словах с закрытым слогом (валенки). Позднее изучаются трехсложные слова различного слогового состава и четырехсложные слова из открытых слогов (поехали, самолеты, самокаты).

Для тренировочных упражнений подтираются большие группы слов одного типа с каким-либо повторяющимся слогом (полка-галка-вилка-палка). Проводится игра на выделение картинок, в названии которых определенный слог со стечением согласных ( ста- стакан, старик, станок). Проводятся игры и упражнения, направленные на выработку умения различать слова по их слоговому составу, воспроизводить нужное количество слогов. Обращается внимание на то, как меняется смысл слова при опускании слога или при перестановке слогов ( песок- сок, чайка- чай, насос-сосна, банка-кабан). Постепенно дети овладевают правильным произношением слов различного слогового состава с закрытыми и открытыми слогами, со стечением согласных. Процесс овладения детьми произношения слов осуществляется в единстве с общим развитием познавательной и практической деятельности с развитием речи в целом. На занятиях по развитию речи продолжается интенсивное накопление словаря. В ходе занятий ( как индивидуальных, так и фронтальных происходит перенос полученных знаний при самостоятельном употреблении слов отработанного типа. К концу года дети готовы к восприятию и воспроизведению многосложных слов со стечением двух и более согласных: температура, парикмахерская, могут дифференцировались трудно произносимое слова со смешиваемыми звуками: часовщик, стекольщик.

Для закрепления правильного произношения слова той или иной структуры составляется большое количество предложений с этим словом. Только систематическая работа над слоговой структурой слов приводит к нужным результатам.