Занятие для детей старшей группы компенсирующей направленности с ограниченными возможностями здоровья по теме "Путешествие с Лунтиком"

Разделы: Логопедия


Цель урока: Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка.

Задачи урока:

Коррекционно-образовательные:

  • учить употреблять в самостоятельной речи относительные прилагательные с существительными (резиновый мяч, деревянная ложка);
  • учить согласовывать существительные с числительными;
  • формировать слоговую структуру слова;
  • учить детей составлять план рассказа с опорой на опыт.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое внимание, слухоречевую память;
  • формировать правильное речевое дыхание;
  • развивать координацию речи с движением;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать конструктивный праксис.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные навыки детей в процессе совместной деятельности.

Раздаточный материал: вертушки по количеству детей, конструктор, корзинки, конструктор, картинки транспорта, 5 шишек, 5 листиков, 5 веточек, 5 цветочков, 5 камушков, геометрические фигуры, бусины и веревки.

Оборудование: запись музыки из мультфильма про Лунтика, магнитофон, мягкая игрушка Лунтик, наборное полотно, предметные картинки, картинки героев мультика, диск с записью разговора героев мультфильма, воздушные шарики, большая корзина, волшебный мешочек с предметами из разных материалов, модули, вырезанные детали из картона для ракеты.

Ход занятия

I. Организационный момент

– Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

Дети стоят в кругу. Вдруг зазвонил телефон. Логопед поднимает трубку.

– Дети, мне сообщили, что к нам летит необычный герой, но на улице нет ветра. Давайте поможем гостю и пошлем ему ветер.

Дыхательное упражнение с вертушкой.

Детям раздаются игрушки вертушки.

Инструкция: Представьте, что вы ветерки. (На счет 1-3 дети делают 3 глубоких вдоха носом, задерживают дыхание. Затем плавно выдыхают.)

II. Постановка цели и задач

Звучит музыка из мультфильма “Лунтик”. На воздушных шариках влетает и выглядывает из корзины Лунтик.

– Кто это к нам прилетел?

– А откуда он появился на земле? Дети смотрят фрагмент мультика. <Приложение 1>

– К нам прилетел Лунтик на воздушных шариках.

– Как вы думаете, разве сможет долететь он до Луны на воздушных шариках?

– На чём наш герой может добраться до Луны? А где же нам взять ракету?

– Давайте поможем собрать ракету для Лунтика. Но, из чего мы её сделаем и где возьмем детали?

III. Основная часть

Логопед из корзины достаёт диск.

– Ой, ребята, в корзине что-то есть. Что это?

– Как узнать, что там записано?

1. Игра “Узнай, кто я?”.

Логопед включает диск. Дети прослушивают голоса героев мультфильмов.

Инструкция: Внимательно прослушайте.

Логопед предлагает детям отправиться за помощью к каждому герою.

После того как дети отгадали первого героя, логопед говорит:

– Ребята, я догадалась, это Лунтик подсказывает нам, к кому обратиться за помощью.

– К кому сначала мы пойдем? <Приложение 1>

Логопед вывешивает на доску картинку с изображением Тёти Моти. <Рисунок 1>

2. Определение количества слогов в слове.

Инструкция: “Посмотрите, какая грустная Тётя Мотя. Она очень просит вас помочь ей. У неё были бусы. Они порвались и бусинки рассыпались. Помогите Лунтику и Миле выложить столько бусинок, сколько частей в слове”.

Описание игры: Дети вместе с логопедом выкладывают слово ракета. Затем ребята берут бусинки и веревку, выбирают понравившуюся картинку (самолет, такси, и т.д.), называют её. И самостоятельно делают бусы по кол-ву слогов в слове “ракета”.

– Тетя Мотя обрадовалась, что вы ей помогли. Она дает нам конверт с геометрическими фигурами.

– Вспомните, чей голос вы слышали после Тёти Моти. <Приложение 2>

Логопед вывешивает на доску картинку с изображением Жабы Клавы. <Рисунок 2>

3. “Лягушки”

– Где живет Жаба Клава? (болото)

– Там вместе с ней живут лягушата. Давайте поиграем с лягушатами в игру.

Мы – лягушки-попрыгушки,
Неразлучные подружки.
Животы зеленые,
С детства закаленные.
Не грустим мы и не плачем,
Дружим, не ругаемся,
Целый день по лужам скачем,
Спортом занимаемся.
Четыре хлопка ладонями по коленкам
Руки перед грудью, пальцы в “замок”.
Руки поднять вперед, ладонями кверху.
Руки в стороны, предплечья поднять вверх, пальцы сжать в кулак.
Кисти рук вправо-влево, пальцы раскрыты, ладони вперед перед собой.
Дружеские рукопожатия то правой рукой сверху, то левой рукой сверху.
Подпрыгивание на месте.
Хлопок перед собой, руки подняты вверх.

– Мы хорошо поиграли. И жаба Клава дает конверт с геометрическими фигурами.

– К кому мы пойдем дальше? (дядя Шнюк) <Приложение 3>

Логопед вывешивает на доску картинку с изображением дяди Шнюка. <Рисунок 3>

4. Игра “Волшебный мешочек”.

– У дяди Шнюка есть большой мешок. В нем много предметов. Поможем дяди Шнюку разобрать мешочек.

Описание игры: В волшебном мешочке набор предметов, которые необходимо узнать “на ощупь”. И сказать, из какого материала сделаны предметы.

Инструкция: Просунь руки в мешочек. Назови, какой предмет ты взял. Как ты думаешь из чего он сделан? Значит какой он? (Мячик из резины. Резиновый мяч.)

– Молодцы, вы помогли дяде Шнюку разобрать предметы из мешочка. Он дает нам конверт с геометрическими фигурами.

– Вспомните чей голос вы слышали после дяди Шнюка. <Приложение 4>

Логопед вывешивает на доску картинку с изображением Кузи. <Рисунок 4>

5. Согласование числительных с существительными (Кузя).

– Кузнечик Кузя очень любит считать свои прыжки. А вы, ребята, умеете считать?

– Пойдемте на полянку играть. Возьмем корзинки, соберем в них предметы и сосчитаем их.

– Что будешь собирать (ягодки, листики, шишки, цветочки, камушки, веточки)? Дети отвечают полным предложением.

– Посчитайте свои предметы.

– А вы слушайте и проверяйте правильно ли считают дети!

– Молодцы, Кузе очень понравилось с вами играть. Он тоже дает конверт с геометрическими фигурами.

6. Конструирование

Дети берут конверты и из них достают маленькие детали. За столами каждый собирает ракеты.

– Мы научились делать маленькие ракеты, а теперь давайте построим большую ракету.

Затем по данным изображениям дети строят объёмную ракету из модулей. Сажаем Лунтика и машем ему рукой.

IV. Итог занятия

Составление плана рассказа с опорой на опыт

Логопед предлагает посмотреть схемы и расставить их последовательно.

<Рисунок 5>,<Рисунок 6>, <Рисунок 7>, <Рисунок 8>, <Рисунок 9>, <Рисунок 10>

– Посмотрите на схемы. Давайте вспомним, как мы помогли Лунтику.

– У кого были и что делали?

Приложение 5