Цель урока: Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка.
Задачи урока:
Коррекционно-образовательные:
- учить употреблять в самостоятельной речи относительные прилагательные с существительными (резиновый мяч, деревянная ложка);
- учить согласовывать существительные с числительными;
- формировать слоговую структуру слова;
- учить детей составлять план рассказа с опорой на опыт.
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание, слухоречевую память;
- формировать правильное речевое дыхание;
- развивать координацию речи с движением;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать конструктивный праксис.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать коммуникативные навыки детей в процессе совместной деятельности.
Раздаточный материал: вертушки по количеству детей, конструктор, корзинки, конструктор, картинки транспорта, 5 шишек, 5 листиков, 5 веточек, 5 цветочков, 5 камушков, геометрические фигуры, бусины и веревки.
Оборудование: запись музыки из мультфильма про Лунтика, магнитофон, мягкая игрушка Лунтик, наборное полотно, предметные картинки, картинки героев мультика, диск с записью разговора героев мультфильма, воздушные шарики, большая корзина, волшебный мешочек с предметами из разных материалов, модули, вырезанные детали из картона для ракеты.
Ход занятия
I. Организационный момент
– Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними.
Дети стоят в кругу. Вдруг зазвонил телефон. Логопед поднимает трубку.
– Дети, мне сообщили, что к нам летит необычный герой, но на улице нет ветра. Давайте поможем гостю и пошлем ему ветер.
Дыхательное упражнение с вертушкой.
Детям раздаются игрушки вертушки.
Инструкция: Представьте, что вы ветерки. (На счет 1-3 дети делают 3 глубоких вдоха носом, задерживают дыхание. Затем плавно выдыхают.)
II. Постановка цели и задач
Звучит музыка из мультфильма “Лунтик”. На воздушных шариках влетает и выглядывает из корзины Лунтик.
– Кто это к нам прилетел?
– А откуда он появился на земле? Дети смотрят фрагмент мультика. <Приложение 1>
– К нам прилетел Лунтик на воздушных шариках.
– Как вы думаете, разве сможет долететь он до Луны на воздушных шариках?
– На чём наш герой может добраться до Луны? А где же нам взять ракету?
– Давайте поможем собрать ракету для Лунтика. Но, из чего мы её сделаем и где возьмем детали?
III. Основная часть
Логопед из корзины достаёт диск.
– Ой, ребята, в корзине что-то есть. Что это?
– Как узнать, что там записано?
1. Игра “Узнай, кто я?”.
Логопед включает диск. Дети прослушивают голоса героев мультфильмов.
Инструкция: Внимательно прослушайте.
Логопед предлагает детям отправиться за помощью к каждому герою.
После того как дети отгадали первого героя, логопед говорит:
– Ребята, я догадалась, это Лунтик подсказывает нам, к кому обратиться за помощью.
– К кому сначала мы пойдем? <Приложение 1>
Логопед вывешивает на доску картинку с изображением Тёти Моти. <Рисунок 1>
2. Определение количества слогов в слове.
Инструкция: “Посмотрите, какая грустная Тётя Мотя. Она очень просит вас помочь ей. У неё были бусы. Они порвались и бусинки рассыпались. Помогите Лунтику и Миле выложить столько бусинок, сколько частей в слове”.
Описание игры: Дети вместе с логопедом выкладывают слово ракета. Затем ребята берут бусинки и веревку, выбирают понравившуюся картинку (самолет, такси, и т.д.), называют её. И самостоятельно делают бусы по кол-ву слогов в слове “ракета”.
– Тетя Мотя обрадовалась, что вы ей помогли. Она дает нам конверт с геометрическими фигурами.
– Вспомните, чей голос вы слышали после Тёти Моти. <Приложение 2>
Логопед вывешивает на доску картинку с изображением Жабы Клавы. <Рисунок 2>
3. “Лягушки”
– Где живет Жаба Клава? (болото)
– Там вместе с ней живут лягушата. Давайте поиграем с лягушатами в игру.
Мы – лягушки-попрыгушки,
Неразлучные подружки.
Животы зеленые,
С детства закаленные.
Не грустим мы и не плачем,
Дружим, не ругаемся,
Целый день по лужам скачем,
Спортом занимаемся.Четыре хлопка ладонями по коленкам
Руки перед грудью, пальцы в “замок”.
Руки поднять вперед, ладонями кверху.
Руки в стороны, предплечья поднять вверх, пальцы сжать в кулак.
Кисти рук вправо-влево, пальцы раскрыты, ладони вперед перед собой.
Дружеские рукопожатия то правой рукой сверху, то левой рукой сверху.
Подпрыгивание на месте.
Хлопок перед собой, руки подняты вверх.
– Мы хорошо поиграли. И жаба Клава дает конверт с геометрическими фигурами.
– К кому мы пойдем дальше? (дядя Шнюк) <Приложение 3>
Логопед вывешивает на доску картинку с изображением дяди Шнюка. <Рисунок 3>
4. Игра “Волшебный мешочек”.
– У дяди Шнюка есть большой мешок. В нем много предметов. Поможем дяди Шнюку разобрать мешочек.
Описание игры: В волшебном мешочке набор предметов, которые необходимо узнать “на ощупь”. И сказать, из какого материала сделаны предметы.
Инструкция: Просунь руки в мешочек. Назови, какой предмет ты взял. Как ты думаешь из чего он сделан? Значит какой он? (Мячик из резины. Резиновый мяч.)
– Молодцы, вы помогли дяде Шнюку разобрать предметы из мешочка. Он дает нам конверт с геометрическими фигурами.
– Вспомните чей голос вы слышали после дяди Шнюка. <Приложение 4>
Логопед вывешивает на доску картинку с изображением Кузи. <Рисунок 4>
5. Согласование числительных с существительными (Кузя).
– Кузнечик Кузя очень любит считать свои прыжки. А вы, ребята, умеете считать?
– Пойдемте на полянку играть. Возьмем корзинки, соберем в них предметы и сосчитаем их.
– Что будешь собирать (ягодки, листики, шишки, цветочки, камушки, веточки)? Дети отвечают полным предложением.
– Посчитайте свои предметы.
– А вы слушайте и проверяйте правильно ли считают дети!
– Молодцы, Кузе очень понравилось с вами играть. Он тоже дает конверт с геометрическими фигурами.
6. Конструирование
Дети берут конверты и из них достают маленькие детали. За столами каждый собирает ракеты.
– Мы научились делать маленькие ракеты, а теперь давайте построим большую ракету.
Затем по данным изображениям дети строят объёмную ракету из модулей. Сажаем Лунтика и машем ему рукой.
IV. Итог занятия
Составление плана рассказа с опорой на опыт
Логопед предлагает посмотреть схемы и расставить их последовательно.
<Рисунок 5>,<Рисунок 6>, <Рисунок 7>, <Рисунок 8>, <Рисунок 9>, <Рисунок 10>
– Посмотрите на схемы. Давайте вспомним, как мы помогли Лунтику.
– У кого были и что делали?