Цель: развитие у учащихся слуховой дифференцировки [c] – [ц].
Задачи:
1. Образовательные:
- закрепление знаний о механизме образования звуков [с] – [ц] и их акустических особенностях;
- закрепление и уточнение активного и пассивного словаря по теме «посуда»;
- формирование навыка различения звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие артикуляционной моторики;
- закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы звуков [с] – [ц];
- закрепление связи звуковых образов букв с их графическим изображением.
- закрепление правильного произношения звуков в слогах, словах, предложениях;
- развитие навыков зрительного анализа и синтеза;
- закрепление навыков чтения и письма;
- развитие слухоречевого восприятия, внимания и памяти.
3. Воспитательные:
- формирование положительного мотива к логопедическим занятиям, навыков самоконтроля, аккуратности при выполнении письменных работ;
- воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту.
Оборудование:
- индивидуальные зеркала,
- алгоритм целеполагания,
- схема анализа артикуляции звуков,
- артикуляционные профили звуков [с] – [ц],
- картинки с изображением посуды,
- изображения печатных и прописных букв,
- печатные слоги, слова, предложения, тексты.
Ход занятия
I. Орг.момент.
Л.: Здравствуйте! Ребята, вставайте ровно каждый возле своего места.
Давайте выполним дыхательную гимнастику.
Вдох ртом – выдох ртом (3 раза).
Вдох ртом – выдох носом (3 раза).
Вдох носом – выдох носом (3 раза).
Вдох носом – выдох ртом (3 раза).
Аутотренинг.
– Я пришёл на логопедическое занятие.
– Я внимательно слушаю логопеда.
– Я чётко и правильно произношу все звуки.
– Я пишу красиво и аккуратно.
– Я проверяю каждое слово, каждый слог, каждую букву.
Л.: Молодцы. Присаживайтесь на свои места.
II. Артикуляционная гимнастика.
Л.: Ребята поставили зеркала перед собой. Выполним артикуляционную гимнастику.
- Сделали улыбочку. Улыбка широкая. Хорошо.
- Теперь трубочка. Вытянули губки. Молодцы.
- Чередуем улыбка – трубочка. Отдохнули.
- Выполняем чашечку. Стараемся сделать глубокую чашечку (счет до 5). Убрали. Отдыхаем.
- Покачаемся на качелях. Высовываем язычок вперед и начинаем качаться вверх – вниз. Язычок работает четко. Отдохнули.
- Теперь сделаем горку: кончик языка за нижними зубками, спинка выгнута. Держим. Убрали. Молодцы!
– Убираем зеркала на край парты. (Каждое упражнение выполняется 5–6 раз).
III. Сообщение темы.
Л.: Тему нашего логопедического занятия вы определите сами, если отгадаете загадку:
Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри!
(показывается картинка сахарницы)
– Какой первый звук в слове сахарница?
– Какой восьмой звук в слове сахарница?
Л.: Кто догадался, о каких звуках мы сегодня будем говорить?
(Дети формулируют тему логопедического занятия.)
– Чему мы будем учиться на занятии сегодня?
(Сегодня на занятии мы будем учиться:
- слышать, проговаривать и различать звуки [с] и [ц];
- определять место этих звуков в словах;
- читать и писать слова с этими буквами;
- работать со словами, предложениями и текстами.)
Л.: В тетрадях записали число и тему занятия.
IV. Произношение звуков изолированно.
Л.: Ребята, давайте произносить звуки: сначала как будто стрекочет кузнечик: ц-ц-ц-ц-ц; теперь как будто сдуваем шарик (плавно): сссссс; теперь как будто накачиваем шину (отрывисто): с-с-с-с; снова как кузнечик: ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц.
V. Анализ артикуляции.
Л.: Давайте вспомним, что происходит с органами артикуляции, когда мы произносим звуки [с] – [ц].
(На доске вывешиваются артикуляционные профили звуков [с] – [ц].)
Л.: Поставьте перед собой зеркала.
– Произносим звук [с].
– В каком положении губы?
– Зубы?
– Язык?
– Воздушная струя какая?
– Голосовые связки работают или нет? Молодцы!
– Кто повторит артикуляцию звука [с]? (При произнесении звука [с]:
- губы в улыбке,
- зубы сближены,
- кончик языка за нижними зубами,
- спинка языка выгнута, вдоль языка,
- по его середине, образуется желобок,
- воздушная струя холодная и длинная,
- голосовые связки не работают).
Л.: Хорошо.
– Теперь произносим звук [ц].
– В каком положении губы?
– Зубы?
– Язык?
– Воздушная струя какая?
– Голосовые связки работают или нет?
– Молодцы!
– Кто повторит артикуляцию звука [ц]? (При произнесении звука [ц]:
- губы в улыбке,
- зубы сближены,
- кончик языка находится за нижними зубами, а спинка выгнута, касается альвеол,
- воздушная струя холодная, короткая,
- голосовые связки не работают).
Л.: Правильно.
– А в чем разница между артикуляцией звуков [с] и [ц]?
(при произнесении звука [с] – спинка языка выгнута, вдоль языка, по его середине, образуется желобок, воздушная струя длинная, а при произнесении звука [ц] – язык смыкается передней частью спинки с альвеолами, воздушная струя короткая.)
Л.: Правильно. Убираем зеркала.
VI. Характеристика звуков.
Л.: Дадим характеристику звука [с].
– Звук [с] какой? Почему?
(Звук [с] – согласный, потому что воздушная струя встречает преграду, глухой, потому что голосовые связки не работают, твердый, у него есть мягкая пара [с ,])
Л.: Дадим характеристику звука [ц].
– Звук [ц] какой? Почему?
(Звук [ц] согласный, потому что воздушная струя встречает преграду, глухой, потому что голосовые не работают, всегда твердый, у него нет мягкой пары.)
Л.: Чем отличается характеристика звуков? Правильно.
VII. Развитие фонематических процессов.
Л.: Слушайте меня внимательно, когда услышите звук [с], хлопните, когда услышите звук [ц], топните.
с – м – ц – р – ц – с –л – ц – т – с – х –ц
– Теперь внимательно слушайте слоги:
Са– цу – су – да – уц – ас – асо– ци –– ба – ца
– Теперь послушайте слова.
Цапля – сабля, сесть – цепь, цена – сено
Л.: Молодцы, хорошо справились с заданием.
VIII. Связь звука с буквой.
Л.: Ребята, что мы знаем о звуках? (Звуки мы слышим и произносим.)
– Правильно.
– А что мы знаем о буквах? ( Буквы мы видим и пишем.)
– Правильно.
– Звук [ц] на письме какой буквой обозначается? Правильно.
– На что похожа буква «це» печатная?
– Давайте вспомним, как выглядит заглавная и строчная буква «це».
– Из скольких элементов состоит заглавная буква «це»? А строчная?
(Заглавная буква «це» состоит из трёх элементов, прописная буква «це» состоит тоже из трёх элементов.)
– Чем отличается заглавная буква от строчной?
(заглавная буква от строчной отличается размером)
– Звук [с] какой буквой обозначается на письме? Правильно.
– На что похожа буква «эс»?
– Из скольких элементов состоит заглавная буква «эс»?
– Из скольких элементов состоит строчная буква «эс»?
(Заглавная и строчная буква «эс» состоит из одного элемента.)
– На какие буквы похожа буква «эс»?
– А буква «це»?
Л.: «Задание: найди правильную букву»
– Ребята посмотрите у вас на столе у каждого лежат листочки, на них правильно написанные буквы и буквы, написанные с ошибками. Вам нужно будет вычеркнуть все неправильно написанные буквы. А правильно написанные буквы записываем в тетрадь.
(Дети вычеркивают неправильно написанные буквы и записывают в тетрадь правильно написанные.)
– Молодцы, хорошо справились с заданием.
IX. Дифференциация звуков в слогах. Формирование навыков письма и чтения.
Л.: Сейчас будем читать слоги с буквами «эс» и «це», и записывать их в тетрадь.
(Вывешивается картина с сервированным кухонным столом. На столе блюдца с написанными гласными буквами. Два чайника с написанными буквами «эс» и «це». Чайники по очереди подносим к чашкам с гласными.)
– Читаем слоги и записываем в тетрадь.
(Слоги для чтения и записи: ОС, ЫС, ЕС, ИС, АС, ЯС, УС, СО, СЫ, СУ, СА, ОЦ, ЕЦ, ИЦ, АЦ, ЯЦ, УЦ, ЦО, ЦА, ЦУ, ЦИ. Записываем выборочно 8 слогов.)
X. Дифференциация в словах.
Л.: Давайте вспомним, про что была загадка в начале занятия?
– А как по-другому назвать что это?
– Правильно, сегодня мы с вами поговорим о посуде.
– Посмотрите, на доске висят цепочки слов, в них зашифрованы слова, их нужно найти и прочитать, назвать слова по нашей теме.
– Назвать слово, сказать – какой звук слышим и где.
молоконфетницарапина
абрикосковородача
Л.: Посмотрите, на доске висят картинки посуды, вам нужно правильно разложить её в два шкафчика. Какие? (картинки: стакан, хлебница, кастрюля, блюдце и 2 шкафчика)
– Называем картинку, называем звук и на каком он месте в слове.
(Дети раскладывают посуду в два шкафчика и записывают слова в два столбика.)
XI. Дифференциация в словосочетаниях, предложениях.
Л.: Ребята, скажите стакан из стекла это какой стакан?
– Какие звуки слышим в словах?
Записываем в тетрадь полученное словосочетание.
(Аналогично проводится работа и с другими словосочетаниями).
- блюдце из фарфора
- хлебница из пластмассы
- кастрюля из алюминия
Л.: Посмотрите на доске записано предложение, но слова в нем все перепутались. Нужно правильно собрать предложение.
(Дети исправляют предложение и записывают в тетрадь.)
XII. Дифференциация в тексте.
Л.: Ребята, это первое предложение из нашего текста. Прочитайте внимательно текст.
(Детям раздается текст. Сначала хоровое чтение, а затем по цепочке).
Настя накрыла праздничный стол. На стол постелила цветную скатерть. В центр стола поставила вазу с красными цветами. Для гостей расставила столовые приборы: блюдца, чашки, вилки и ложки. Принесла салат в салатнице, а к чаю сахар в сахарнице и конфетницу. У Насти получился настоящий праздничный стол.
(После прочтения оставляются опорные слова, по которым дети пересказывают текст.)
– Какие слова со звуком [с] запомнили, а со звуком [ц]? Как вы понимаете словосочетание столовые приборы?
XIII. Итог занятия.
Л.: Молодцы, ребята! Наше занятие подошло к концу, вспомните, какие цели вы ставили в начале нашего занятия. Как вы считаете, достигли вы их? Что вызывало у вас затруднения? Как вы их преодолевали?
– Молодцы. Вы хорошо работали. Я горжусь вами.