Формирование предложных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия


В грамматическом оформлении речи у дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается очень низкий уровень способности к построению предложения. Такие дошкольники не могут правильно повторить фразы более чем из четырёх слов: искажают порядок слов или уменьшают их количество.

При планировании и проведении логопедических занятий обязательно делается акцент на изучаемой грамматической категории, словарь способствует формированию стойких динамических стереотипов грамматических закономерностей родного языка.

Важно, чтобы дети улавливали общие закономерности в структуре фраз и могли осуществить перенос на самостоятельно построенное предложение.

Основная задача специалиста – формирование чувства языка, введение в активную речь ребёнка отсутствующих предлогов, сокращение количества аграмматизмов в падежной форме существительных.

Систематическое выполнение данных упражнений проводится до исчезновения в речи детей соответствующих ошибок.

Упражнение 1

Цель. Учить составлять предложения и слосочетания с предлогом В, правильно употребляя предлог, уточняя словарь по теме “Дикие животные”.

Содержание.

Педагог предлагает ребёнку рассмотреть картинку и рассказать, кто где живёт, выделяя “маленькое слово в” (рис. 1).

Упражнение 2

Цель. Учить составлять предложения и слосочетания с предлогом ИЗ, правильно употребляя предлог, уточняя словарь по теме “Дикие животные”.

Содержание.

Педагог предлагает ребёнку рассмотреть картинку и составить 2-3 предложения, выделяя “маленькое слово ИЗ”.

Пример: лиса – нора. Лиса вышла из норы. Лиса выбежала из норы. Аналогично медведь – берлога, волк – логово, белка – дупло, ёж – ямка (рис. 2).

Упражнение 3

Цель. Учить ребёнка правильно добавлять в предложение пропущенный слог (НА, С) с опорой на схемы.

Содержание. Педагог напоминает ребёнку, что наступила осень и гномики прислали письмо из леса, но допустили много ошибок. Затем предлагает внимательно прослушать предложения и добавить пропущенное “маленькое слово”:

Дубовая (рябиновая, сосновая, еловая, яблоневая, кленовая, берёзовая, липовая) ветка (плоды, листья, иголки) растёт … дубе (рябине, сосне, ели, яблоне, клёне, берёзе, липе)

Дубовую (рябиновая, сосновая, еловая, яблоневая, кленовая, берёзовая, липовая) ветку (плоды, листья, иголки) ветер сорвал … дуба (рябины, сосны, ели, яблони, клёна, берёзы, липы).

Упражнение 4

Цель. Учить правильно употреблять форму родительного падежа существительных в единственном числе с предлогом С, отвечать на вопрос целым предложением.

Содержание. Педагог предлагает ребёнку рассмотреть схему и ответить на вопрос:

С чего слетела дубовая ветка? (Ребёнок: Дубовая ветка слетела с дуба.).

Аналогично ведётся работа по остальным схемам.