Игра-викторина "Что за прелесть эти сказки!"

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель: углублять и расширять знания о творчестве А.С. Пушкина.

Задачи по образовательным областям:

Социализация – формировать дружеские взаимоотношения между детьми; продолжать учить детей проявлять эмоциональные реакции в ролевом взаимодействии.

Физическая культура – формировать умение соотносить движения и слова; развивать мелкую моторику.

Здоровье – сохранять психическое здоровье детей; создавать эмоционально-благоприятную обстановку на занятии.

Познание – закрепить знания детей о сказках А. С. Пушкина; воспитывать интерес к творчеству русского поэта.

Коммуникация – учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя; слушать и понимать заданный вопрос; учить выразительно рассказывать отрывки из сказок. Побуждать детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний. Формировать навык правильного звукопроизношения в свободной речи детей.

Чтение художественной литературы–развивать умение анализировать художественное произведение; воспитывать любовь к книге. Обращать внимание детей на выразительные средства языка, используемые поэтом (ритмичность, музыкальность, поэтичность, выразительность, точность, характер).Прививать литературный вкус, любовь к национальной культуре.

Оборудование:

Мультимедийная установка, презентация со слайдами, мольберты, магнитофон, аудиозапись, разрезные картинки, портреты А.С. Пушкина, Н.А. Римского-Корсакова, И.Я. Билибина, волшебный сундучок с книгами, мешок с предметами из сказок , штурвалы, якоря, рисунки детей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  • чтение сказок, стихотворений, заучивание наизусть отрывков из сказок;
  • рассматривание портретов Пушкина, выполненных разными художниками;
  • рассматривание иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина разных художников-иллюстраторов;
  • знакомство с жизнью и творчеством Н.А. Римского-Корсакова на музыкальном занятии, слушание музыки к опере “Руслан и Людмила”;
  • домашние чтения и разговоры с родителями о поэте и его стихах;
  • сюрпризные моменты с атрибутами сказок;
  • игры-драматизации;
  • рисование по произведением Пушкина, совместная с родителями работа дома: рисование, аппликация, поделки из бросового материала;
  • пластические игры и упражнения;
  • упражнения по постановке голоса и интонации;
  • обыгрывание этюдов по сказкам;
  • изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов.

Ход занятия

Ведущий: Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в сказочную страну – Лукоморье. Хотите?

(Хотим.) Кто придумал Лукоморье? (А.С. Пушкин). Что вы знаете о Пушкине?(Это писатель и поэт.Он сочинял стихи и сказки и т.д.) Какие сказки Пушкина А.С. вы знаете? (Ответы детей)

(Выставляется на мольберт портрет А.С. Пушкина.)

Вед. : Много сказок сочинил, в Лукоморье путь открыл – в страну, где с чудесами встречаемся мы с вами.

Чтобы попасть в Лукоморье, необходимо знать волшебные слова. Вы знаете волшебные слова про Лукоморье? ( На проекторе слайд-шоу “Лукоморье” с иллюстрациями Е. Мавриной;6 детей читают отрывок из поэмы “Руслан и Людмила” На проекторе меняется слайд с дубом).

Вбегает Кот Ученый.

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, я – Кот Ученый. Охраняю дуб зеленый. А под дубом сундучок, но закрыт он на замок. В нем сокровища лежат и подарки для ребят. Чтобы вам его открыть, надо трудный путь проплыть. Путь по сказкам нам известным, стихотворным, интересным. В сказках вещи потерялись, надо чтоб вы постарались эти вещи в них вернуть и продолжить дальше путь. Внимание, внимание! К каждой вещи я приложил задание. Предлагаю вам друзья! Посоревноваться Я. К Лукоморью возвратиться, коту низко поклониться. Ключ заветный получить, сундучок скорей открыть.

Ведущий. Поплывем на кораблях, на раздутых парусах. Две команды места занимайте, капитана себе выбирайте. И команды свои называйте. ( Надеваем шапки капитанов.) Поприветствуйте друг друга ,чтоб в пути была подпруга.

Приветствие команд:

1.

Победить желает каждый,
У нас в команде слабых нет!
От богатырей отважных
Славным витязям – привет!

2.

Витязи в строю едином
Всех дружнее и храбрей!
И на честный поединок
Мы зовем богатырей!

Кот.

Чтобы плыть вам не в тревоге,
Обратился о помоге к мудрецу,
Звездочету и скопцу. (выход мудреца, музыка звездочета).
Вам он будет помогать,
Путь по звездам открывать.
За выполнение заданий
Будет звезды раздавать,
Проверит ваши знания.
Сундучок откроет тот,
Кто звезд больше наберет!

Звездочет.

Я – дворецкий звездочет!
Знаю все на свете.
Путь-дорогу укажу,
Помогу вам, дети!
Но взамен вы должны
Речь красивую вести.

Петушок Золотой

Будет верный сторож мой.
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно.
Но лишь чуть со стороны
Звуки искаженные слышны,-
Петушок вдруг встрепенется,
Вам исправиться придется!

Ведущий.

Капитаны, к штурвалам,
Поднять якоря.
Команды готовы? (Готовы!)
Отправляемся в моря!

Звездочет.

Что ж, ребята, путь далек.
Поплывем мы на восток.

Проводится разминка.

Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх) и кораблик подгоняет (помахивают руками).
Он бежит себе в волнах (сцепляют пальцы в замок) на раздутых парусах (опускают руки).
Мимо острова крутого (расцепляют пальцы, садятся на корточки),мимо города большого (встают).
Пушки с пристани палят (хлопают) - кораблю пристать велят (топают).

(на экране появляется иллюстрация Билибина по сказке “О царе Салтане”.)

1 Ведущий. Ребята, в какую сказку мы с вами попали?( О царе Салтане). Давайте с вами посмотрим, какие вещи нам передал в мешке кот и выберем ту, которую необходимо оставить в этой сказке. (Ведущий достает из мешка вещи, дети дают им названия и выбирают необходимый предмет для конкретной сказки.) Дети выбирают три золотых ореха. К ним прикреплены свитки с заданиями. Кто из вас внимательно слушал кота Ученого, что это за свиток прикреплен к ореху? (Это задания, которые мы должны выполнить.)

Давайте посмотрим задание. Здесь нарисованы хлопающие ладошки. Как вы думаете, что вы должны сделать, чтобы вам похлопали? (Превратиться в артистов). Давайте посмотрим, у какой команды это лучше получится.

Ребята из команды “Витязи” показывают инсценировку отрывка сказки

“Три девицы под окном...”. (на экране иллюстрация Билибина Царь у светлицы.)

Ведущий. Команда “Богатыри” ваше ответное слово.

Ребенок.

В чешуе, как жар горя 33 богатыря.
Все красавцы удалые, великаны молодые!
Все равны, как на подбор.

Исполняется танец “Богатыри” второй командой.

Ребята, давайте посмотрим, что за задание прикреплено ко второму ореху.(пиктограмма “маска”). Вам необходимо будет узнать, кто изображен на портрете и как этот человек связан со сказкой, в которую мы попали (Портрет Римского-Корсакова.Этот композитор сочинил оперу к сказке, в которой мы оказались.)

Ребята, давайте посмотрим, что за задание прикреплено к третьему ореху. (пиктограмма скрипичный ключ. Пиктограмму расшифровывает звездочет). Звездочет. Прослушайте отрывки из оперы Римского-Корсакова и отгадайте, какому чуду принадлежит каждый из них.

(Предлагаю отгадать чудо из сказки, прослушав отрывок музыкального произведения.(Белочка, 33 богатыря, Царевна-Лебедь, дополнительно полет шмеля.))

Ведущий. Ребята, назовите чудеса, которые происходят в сказке. (дети называют). Ну что, Звездочет. Задания все закончились, оставляем орешки в этой сказке и отправляемся дальше. Звездочет проводит динамическую паузу в сокращенном виде.

2 Ведущий. Ребята, в какой мы очутились теперь сказке (на проекторе картина сказки О рыбаке и рыбке. Какой предмет мы должны будем оставить в этой сказке. (невод.) Ведущий достает из мешка невод, к нему прикреплено очередное задание. (пиктограмма кроссворд с вопросами на обратной стороне). Здесь мы должны в каждом ряду кроссворда найти и обвести слово, являющееся ответом на вопрос.

Первый конкурс “Разгадай кроссворд”.

Кто исполнял желания в сказке? (рыбка). Что закидывал старик в море? (невод) Что предлагала рыбка старику в обмен за свою свободу?(выкуп) Что требовала старуха получить от рыбки в первый раз? (корыто) Во-второй раз? (изба) Кем хотела стать старуха? (дворянка).

Второй конкурс. На картинке изображена пиктограмма “День-ночь”. Необходимо подобрать слова, противоположные по смыслу.

“Скажи наоборот”.

Старик добрый, а старуха ...злая. Старуха строптивая, а старик ...покорный. Сначала море спокойное, а потом ...бурное. Землянка была старая, а терем ...новый. Одежда у старика была бедной, а у боярыни ...богатой. Землянка была низкой, а терем ...высоким.

Третий конкурс “Семейка слов”.

Давайте попробуем образовать слова одной семейки со словом рыбка.

Как назвать очень большую рыбу? Рыбища. Как называют мелкую рыбку? Рыбешка. Как называют процесс ловли рыбы? Рыбалка. Как называют человека, который ловит рыбу? Рыболов. А по-другому? Рыбак. Если старик рыбак, то как можно назвать его старуху? Рыбачка. Что делал старик на море? Рыбачил. Как называют суп из рыбы? Рыбный.

Звездочет. Задание выполнено, можем плыть дальше.

Динамическая пауза.

3 Ведущий. Ребята, в какой мы очутились теперь сказке (на проекторе картина сказки о мертвой царевне и о семи богатырях.) Какой предмет мы должны оставить в этой сказке? (Зеркальце) К зеркальцу прикреплено задание. (пиктограмма рот).

Зездочет. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Доскажи словечко”.

“Царь с царицею простился... (В путь дорогу снарядился. И царица у окна села ждать его одна).

“Свет, мой зеркальце, скажи...”(да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)

“И ей зеркальце в ответ... (Ты прекрасна, спору нет; но царевна всех милее, всех румяней и белее.)”

“Месяц, месяц, мой дружок... (позолоченный рожок. Ты встаешь во тьме глубокой, круглолицый, светлоокий).”

“Ветер, ветер, ты могуч... (ты гоняешь стаи туч. Ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе.)”

“Свет наш солнышко, ты ходишь...(круглый год по небу, сводишь зиму с теплою весной, всех нас видишь под собой).”

“Ой вы, молодцы честные, (братцы вы мои родные, - им царевна говорит. Коли лгу, пусть бог велит, не сойти живой мне с места. Как мне быть, ведь я невеста).”

“Час обеда приближался, (топот по двору раздался: входят семь богатырей, семь румяных усачей)”.

Старший молвил... “Что за диво! (Все так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал, да хозяев поджидал)”.

Дети оставляют зеркальце в сказке и садятся в корабли.

Динамическая пауза.

4 Ведущий. Ребята, в какой мы очутились теперь сказке (на проекторе картина сказки о попе и его работнике Балде.). Какой предмет мы здесь должны оставить. (веревка). (Пиктограмма вопрос.)

  1. Вопросы к сказке о попе и его работнике Балде.
  2. Какой работник нужен был попу? (повар, конюх и плотник).
  3. Какую плату просил Балда за работу? (В год три щелчка по лбу).
  4. Каким было первое задание чертенка? (Кто скорее обежит вокруг моря).
  5. А второе задание? (Кто дальше бросит палку).
  6. Какое испытание придумал Балда? (Поднять кобылу и пронести ее пол версты).
  7. Что случилось с попом после трех щелчков по лбу? (1 – подпрыгнул до потолка, 2 – лишился языка, вышибло ум у старика)

Звучит балалайка. Под музыку входит Балда (роль исполняет ребенок).

Балда.

Я - Балда!
Иду сам не знаю куда!.

А вы как оказались в моей сказке? (обращается к детям).

Просто так я вас не отпущу. Предлагаю посоревноваться. Вот мое задание: кто быстрее поднимет и пронесет кобылу пол версты (эстафета).

Молодцы, сообразительные оказались ребята. Придется вас отпустить. (уходит).

Ведущий. Плывем дальше.

Динамическая пауза.

5. В какой сказке мы очутились? (На проекторе сказка о золотом петушке).

Ведущий.Ребята, наш мешок пуст. Что же делать? (Оставить петушка)

У меня есть один только выход .Остаться в этой сказке самому вместе с петушком, потомучто мы – герои именно этой сказки. Но вы мне должны пообещать, что будете следить за своей речью сами. Правильно и красиво произносить все звуки. Обещаете? (да). А вот вам и последнее задание. (Звездочет снимает с петушка свиток . В свитке пиктограммы маски и разрезные картинки, блиц-турнир). Вам необходимо будет узнать, кто изображен на портрете и как этот человек связан со сказкой, в которую мы попали (Портрет И.Я. Билибина.Этот художник нарисовал иллюстрации к сказке.)

Ведущий. Второе задание: Собрать разрезные картинки и описать сюжеты, изображенные на них. Это задание для капитанов команд.

  • 1 картина. Царь удручен горем, когда увидел, что два его сына убиты. Но как только он видит вышедшею из шатра Шамаханскую царицу, сразу забывает про горе, очарованный ее красотою.
  • 2 картина. Звездочет потребовал от царя выполнить свое обещание и отдать ему шамаханскую царицу, царь убивает мудреца, чтобы не возвращать долг. В это время петушок спрыгивает со спицы и клюет царя прямо в темя. Царь умирает.

Ведущий. А вот и третье задание: “Блиц-турнир”.Как звали Царя в сказке “О Золотом Петушке” (Дадон)

Кто подарил царю Дадону Петушка? (Звездочет). Что кричал Петушок, сидя на спице? (Ку-ка-реку!!! Царствуй. Лежа на боку!) Какую награду попросил Заездочет за Петушка? (Шамаханскую царицу). Что случилось с царицей после смерти царя? (Пропала. Будто вовсе не бывало.

Звездочет. Что ж, по кораблям. Отправляйтесь вы к коту. Динамическая пауза.

Дети возвращаются к коту.

Кот.Мяу-мяу, заждался вас!Выполнили мой наказ?(да) Вот вам ключ от сундука. Но заржавела скважина замка. Старинные слова должны вы объяснить, и тогда замок открыть.

Игра “Старинные выражения”.

Что означают старинные выражения в сказках А.С. Пушкина?

Лукоморье (морской залив), светлица (светлая комната), престол (трон, на котором сидит царь), сенная девушка (служанка), витязь (воин), супостат (враг), перст (палец), яства (еда), око (глаз), помога (помощь), верста (мера длины), пряник печатный (пряник с выдавленным изображением).

Кот вместе с детьми подсчитывают звезды. Капитану отдает ключ от сундука.

Капитаны открывают сундук, а в нем книги со сказками Пушкина А.С.

Итог. Ведущий.

Ребята, понравилось ли вам наше путешествие? В каких сказках побывали? Что больше всего запомнилось? Понравились ли вам подарки? Чем ценна книга?

К нам приходят пушкинские сказки, яркие и добрые, как сны. Сыплются слова, слова-алмазы на вечерний бархат тишины. Шелестят волшебные страницы, все скорей нам хочется узнать. Вздрагивают детские ресницы, верят в чудо детские глаза. Даже если мы уже не дети, в 20, в 30 лет и в 45, убегаем мы порою в детство, убегаем к Пушкину опять. Убегаем в буйство свежих красок, в торжество добра над темным злом. Убегаем в пушкинские сказки, чтоб добрей и лучше стать потом.

Музыка к уроку.