Цели:
- Знакомить детей с реками и морями, с обитателями водоёмов Краснодарского края.
- Вызвать интерес к природе родного края, желание её охранять.
- Закрепить навыки согласования числительных с существительными.
- Закрепить навыки образования относительных прилагательных.
- Активизировать словарь: налим, лиман, водохранилище, водоём, плавни.
Материалы:
- Иллюстрации с изображениями ручья, реки, моря (Азовское), обитателей водоёмов.
- Физическая карта Краснодарского края. Макет водоёма (моря).
- Мультимедийное сопровождение.
Методические приёмы:
- сюрпризный момент;
- показ;
- анализ.
Ход занятия
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Не сидит он, не лежит,
А бежит, бежит, бежит.
Птицы рады, звери тоже.
Всем напиться он поможет.
(Ручей) Слайд 2
– Верно, предлагаю совершить путешествие по ручью на лодочке.
Воспитатель:
– Ручеёк бежит, торопится,
Стать большим ему так хочется.
Встретит он друзей, подружек,
Побегут они все дружно.
Станут шумною рекой,
Быстрой, сильной, озорной.
Бегут ручейки, соединяются друг с другом и превращаются в реку.
Слайд 3
Воспитатель: – Дети, какие реки протекают по Кубанской земле? Слайд 4
Воспитатель показывает на карте реки и моря.
– Посмотрите, как много на территории края рек, речушек, озёр, плавней, болот, лиманов. Реки Краснодарского края можно разделить на горные и равнинные. Длина горных рек невелика, они быстрые текут по глубоким, узким ущельям. Во время дождя или таяния снега реки превращаются в бурные потоки. Все они очень красивы. Это богатство нашего края. Самая крупная и многоводная река Краснодарского края – Кубань. Слайд 5. Длина реки 870 километров. На машине это расстояние можно проехать за один день. Течение реки быстрое. Началом её считается предгорье Эльбруса. Впадает Кубань в Азовское море.
Примерно на 710 километров протянулась береговая линия Чёрного и Азовского морей с заливами и бухтами. Слайд 6. Действуют 12 водохранилищ. На реке расположено крупнейшее искусственное на Северном Кавказе Краснодарское водохранилище. Бесценным украшением края являются озёра. Слайд 7. Одно из самых красивых – озеро Абрау. Озёра привлекают к себе внимание не только красотой, но и лечебными свойствами. Они известны своими лечебными грязями.
Продолжим наше путешествие по реке. И вот мы с вами попали в Азовское море. Слайд 8.
Азовское море – самое маленькое море в мире. Море тихое и ласковое, кроме того оно самое мелкое, самое прогреваемое летом. По берегам моря находятся сотни лиманов (морских озёр). В прибрежной полосе резвятся дельфины. Слайд 9-11.
Посмотрите на море.
Кажется в нём
Нет ни хамсы, ни окуней.
Только голубая вода.
Но, если поглубже в неё заглянуть,
С маской и трубкой тихонько нырнуть,
Сразу увидишь, что это не так.
Вот под корягою прячется рак.
Налим под колоду забрался, а это
Огромная щука плывёт как ракета.
На дне хрящеватом, лещ отдыхает.
В лимане лини копошатся в грязи.
На солнце сверкают боками осётры.
Вверх поднимись – ты увидишь лягушку,
Сядет тебе стрекоза на макушку.
Здесь плавунец, водомерка, беззубка,
Ну и, конечно же, серая утка.
Проводится разминка:
По дорожке мы идём,
Перед нами водоём.
Прыгать будем мы смелее
И по камушкам быстрее.
Позади уже вода.
Ручеёк в лесу бежит
И куда-то он спешит.
Раз-два, раз-два,
Всё быстрее и быстрее,
Буль-буль-буль-вода журчит.
– Рак ползает по дну и прячется под корягами. Пятится назад и ест, что придётся.
– Тарань живёт группами. Крупные рыбы держатся у дна и только ночью подходят ближе к берегу. Питается тарань червями и другими мелкими животными.
– Колючий ёрш очень живуч. Бросишь его на лёд – замёрзнет, а в тепле оттает и поплывет.
– Карась неприхотлив. Ест всё подряд. Когда-то карасей держали в вазах с водой для украшения дома.
– Щуку рыбаки называют речным волком. Она нападает и на маленьких рыбёшек, и на крупных рыб, может утащить на дно утёнка или гусёнка.
– Водомерка свободно бегает по поверхности воды.
Игра «Рыболов»
(согласование числительных с существительными)
Логопед показывает детям цифру (от 1 до 5) и картинку с изображением рыбы (ерша, карася, щуки, тарани) и спрашивает: «Сколько рыб поймал рыболов?». Дети отвечают: «Рыболов поймал два ерша. Рыболов поймал пять щук. Рыболов поймал одного карася» и т.д.
Воспитатель: – Богат животный мир водоёмов, но и растительный мир богат не меньше. Слайд 12, 13. Это камыш, рогоз, тростник, растущие по берегам. Это кувшинки, кубышки, корни которых находятся в почве, стебли в воде, а цветы и листья на поверхности. Есть растения, которые не связаны с почвой. Они растут и свободно плавают в воде. Это ряска, телорез.
Основными обитателями водоёмов являются рыбы.
– Ребята, а как называются детёныши рыб? (мальки).
– Из чего они выводятся? (из икринок).
– Чем покрыта кожа рыбы? (чешуёй).
– Как называется человек, который ловит рыбу? (рыбак, рыболов).
– Чем ловят рыбу? (удочкой, сетью, сачком).
Воспитатель: Давайте и мы с вами смастерим рыбок из бумаги. (Выполняется по показу воспитателя складывание фигурки в технике оригами и приклеивается на макет водоёма).
– Рыбы, живущие в море (какие?) – морские, в реке – …., в озере – ….,в пруду – …., в аквариуме – …
– Молодцы, ребята! Вот и закончилось наше путешествие. Слайд 14.
Давайте вспомним:
- Какая главная река протекает по территории Краснодарского края?
- Названия, каких морей вы запомнили?
- Какими обитателями богат наш край? (ответы детей)
Надеюсь, вам было интересно узнать о водоёмах родного Кубанского края.