Цель: учить детей различать звуки К и К’ изолированно, в слогах, словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи.
1. Развитие слухового и зрительного внимания.
2. Развитие восприятия, мышления.
3. Развитие компонентов речевой деятельности: фонематических процессов; звуко-буквенного анализа; словарного запаса.
Оборудование: предметные картинки, слоговая таблица, игрушки курица и цыплёнок, компьютер, экран.
Ход занятия
1. Орг. момент: садится сначала тот, кто определит первый звук в словах: аист, туфли,индюк, паук, улитка, этаж, полка. Вопросы логопеда: как кричит петух? Кукует кукушка? Крякает квакушка? Каркает ворона? Какой звук слышен чаще других? (Звук К )
2. Знакомство с новой темой. Итак, ребята, посмотрите на доску (в руках у логопеда курица). К нам сегодня пришли в гости, вы сейчас догадаетесь, кто это.
3. Логопед зачитывает стихотворение:
4. Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умница курица была.
Шила мне кафтаны, шила сапоги.
Сладкие, румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот.
Сказочку расскажет, песенку споёт.
К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ.
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки!
Куриный я ребёнок
- Так кто же я?
- Цыплёнок! (В руках цыплёнок)
КЬ-КЯ-КЁ-КЮ-КИ-КЕ
Логопед: Кто назовёт любимый звук курицы Клуши? (Звук К).
Логопед: А какой любимый звук Кирюши? (Звук К’).
Давайте посмотрим на эти звуки и скажем, чем они похожи и чем отличаются.
Слайд 3 (выделение на слух К и К’ из слов: башмак, кролик, полка и т.д.). Таким образом, какие они оба и чем отличаются? (Оба согласные, глухие, но К - твёрдый, а К’ - мягкий.
5. Дифференциация К и К’ в слогах, словах.
Логопед: Ребята, ещё раз посмотрим на песенки Клуши и Кирюши и прочитаем их. Как мы обозначаем твёрдость и мягкость на письме? (На доске прикреплены гласные красного цвета). Когда у нас К бывает твёрдый, с какими гласными? (С гласными первого ряда А, О, У, Ы, Э). А звук К’ когда мягкий? (С гласными второго ряда Я, Ё, Ю, И, Е, Ь)
6. Закрепление К и К’ в упражнениях, играх (слайд 4, 5, 6).
а) Различение К и К’ в слогах: ка, кя, ку, як, кё, ке и т.д. (Поднять синий кружок на К твёрдый, зелёный на К’ мягкий).
б) Хлопни в ладоши, услышав К твёрдый в слогах, словах Клуши. (Ке,ку, кэ, кю, ка,кы, кит, корова, полка, компот, кепка, кролик).
в) Различение на слух по картинкам слайда и настольным картинкам учителя.
г) Закончи слово и запиши его.
д) Дидактические игры:
1) “Измени слово” (устно; дети меняют первую букву в словах в соответствии с заданием логопеда): пора-кора, лом-ком, пони-кони, пол-кол, маска-каска, розы-козы, рот-кот, норка-корка, полено-колено, роса-коса, цапля-капля, ворона-корона.
2) “Закончи предложение” (дети должны закончить предложение подходящим по смыслу словом со звуком К и К’.
На голове у клоуна клетчатая (кепка).
Кира испекла сладкий (кекс).
Максим купил газеты в (киоске).
На солнышке греется пушистая (кошка).
У Вики и Ники билеты в (кино).
3) “Узнай слово”. Добавь букву: …от, …ит, …омпот, …они, …епка, ….ирпичи, ….ролик.
5. Итог занятия.
- Какие звуки мы с вами сравнивали сегодня?
- Чем они отличаются?
- Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости и твёрдости?
- Как на письме ещё можно обозначить мягкость звука К’?