Эффективность использования интерактивных тренажеров на логопедических занятиях

Разделы: Начальная школа, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


В настоящее время информационные технологии играют важную роль в жизни современного общества. Современные электронные образовательные ресурсы (СЭОР), применяемые в коррекционно-образовательном процессе, открывают совершенно новые варианты обучения, являются одним из инструментов обновления и модернизации школьного образования. Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников - необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Из собственного опыта хочется отметить, что использование интерактивных тренажеров на логопедических занятиях не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя-логопеда.

Компьютер может использоваться на всех этапах формирования универсальных учебных действий. При этом для учащихся персональный компьютер выполняет различные функции: источника информации, учителя, рабочего инструмента, наглядного пособия, тренажера, игровой среды, средства диагностики и контроля.

В современном образовании система тестирования стала важным направлением модернизации контрольно-оценочного процесса и повышения качества обучения школьников. Главным достоинством тестирования является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля. Тестирование становится основной формой сдачи экзаменов. Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Реализации этих целей способствует использование и на логопедических занятиях разнообразных авторских тренажеров. Тренажеры – методика оценки знаний, умений и навыков учащихся и их целенаправленная тренировка в процессе многократного повторного решения тестовых заданий. Процесс обучения ребенка с речевой патологией требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи - трудоемкий процесс. Использование интерактивных тренажеров позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.

Лицензионных СЭОР для логопедов разработано мало, поэтому актуальным становится создание авторских интерактивных тренажеров по разным темам, с учетом индивидуальных особенностей учеников.

В своей работе, для создания тренажеров, я использую возможности программы презентации Power Point. Интерактивный тренажер - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация-тренажер дает возможность учителю скомпоновать учебный материал с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Авторские интерактивные тренажеры можно использовать на разных этапах урока, для фронтальной или индивидуальной работы учащихся, для самостоятельной работы вне урока (домашнее задание), для ликвидации пробелов в обучении в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся с речевыми нарушениями.

Использование интерактивных тренажеров в коррекционно-развивающей работе логопеда помогает решать следующие задачи:

  • образовательные: развитие навыков языкового анализа и синтеза; уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие орфографической зоркости.
  • коррекционные: развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; развитие психических процессов; развитие тонкой и общей моторики.
  • воспитательные: повышение мотивации для исправления недостатков речи детей, воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Самостоятельная работа с тренажерами повышает активность учащихся в процессе обучения предмету, позволяет работать в индивидуальном, комфортном темпе. Для ученика такая работа создает ситуацию успеха, а учитель преследует свою цель: довести до автоматизма навыки и активизировать мыслительную деятельность, освоить обязательный уровень знаний, умений и навыков. Использование тренажеров возможно на обобщающих уроках, когда важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы.

Особо хочется отметить принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка в процессе работы с тренажерами. Результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образ символов, исключающих субъективную оценку, ученик видит результаты своей деятельности, что добавляет положительную эмоциональную окраску в такие занятия.

Таким образом, целенаправленное комплексное логопедическое воздействие, основанное на использовании СЭОР, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

В качестве практического материала предлагаю вариант интерактивного тренажера «Поиграем с Чиполлино!», предназначенного для учащихся 1-2 классов. Данную презентацию можно использовать в работе с дошкольниками и младшими школьниками как на логопедических занятиях, так и в работе учителя начальных классов, например на уроках «окружающий мир» при изучении лексической темы «Овощи и фрукты».

Литература:

  1. Розова Ю.Е. Роль мультимедийных презентаций в структуре коррекционно-логопедической работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Интернет публикация. (pedsovet.su/publ/44-1-0-1334)
  2. Галковская И.И. Использование интерактивных тренажеров на уроках биологии и во внеурочной деятельности. Интернет публикация. (urok.1sept.ru/articles/604321/)