Цели урока.
Образовательные:
- дифференциация твердых и мягких согласных на слух и при произношении, обозначение твердости/мягкости согласных посредством букв о, ё;
- формирование “семантического поля” слова “котёнок”, подбор родственных слов;
- закрепление понятий “слова-предметы; действия”, “родственные слова”.
Коррекционные:
- развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие навыков звукослогового анализа и синтеза;
- уточнение, расширение и активизация словаря через формирование “семантического поля” слова “котёнок” посредством подбора родственных слов и работой над полисемией слов;
- развитие психологической базы речи:
- активизация мыслительной деятельности (загадки, логические задачи и игры);
- развитие связной речи;
- упражнение в образовании существительных во мн. ч., в И. и Р. пад.;
- развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, зрительно-пространственной ориентировки;
- развитие слухового восприятия, слухового внимания и слуховой памяти.
Воспитательные:
- воспитание самоконтроля за устной и письменной речью.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто правильно закончит предложение.
Звуки мы ... .
Гласных звуков всего ... .
Согласные звуки могут быть ... .
2. Мелкая моторика.
Упражнение “Кулак-ребро-ладонь”.
3. Артикуляционная моторика.
4. Сообщение темы занятия.
Сегодня на занятии мы будем учиться различать твёрдые и мягкие согласные, после которых пишутся буквы О-Ё.
5. Развитие фонематических процессов.
- Игра “Наоборот” - твердые слоги заменить на мягкие.
мо - со - ро - во -
по - то -ло - но -
- Игра “Птичка”- работа со слоговой таблицей (птичка прыгает по таблице, ребята запоминают и повторяют нужные слоги).
мо | мё | мо | мё |
ло | лё | ло | лё |
но | нё | но | нё |
ро | рё | ро | рё |
Запись слогов по столбикам (в правый с твёрдыми согласными, а в левый с мягкими согласными): со, то, тё, сё, во, вё.
- Игра “Наоборот” с мячом:
вол –
воз –
нос –
ров –
6. Семантическое поле слова “кот”.
- Отгадайте загадку: “Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки”.
Это маленький... (котёнок) (на доске поместить картинку).
- Выяснение лексического значения слова (работа по словарю Ожегова).
- На какой вопрос отвечает слово котёнок? (кто?). Значит это слово, обозначающее ... (живой предмет).
- Подбор родственных слов (запись в тетрадь в столбик)
- Папа – ...(кот), ласково - ...(котик), взгляд у него -... (котиный).
- Что значит слово – окотиться? ...(рожать котят)
- Докажите что это родственные слова(выделение корней).
- Найдите слова – предметы, слова – действия и слова – признаки в родственных словах.
7. Физкультминутка.
- Игра “Один- много” с мячом.
Один кот – много ... (коты, котов);
один котик – много ...(котики, котиков);
один котёнок – много ...(котята, котят).
8. Работа с текстом. (спишите с доски, вставляя нужные родственные слова)
У нас ... кошка. Папа ... своим ... глазом следит за маленьким ... котёнком.
9. Подведение итога занятия.