Звук и буква Ц. Дифференциация звуков [Ц–С]. Занятие в подготовительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель:

  • Четко произносить звук Ц в словах, фразах.
  • Согласовывать существительные с числительными.
  • Упражнять в образовании множественного числа существительных.
  • Упражнять в образовании уменьшительно - ласкательных форм существительных.
  • Закрепить предлог между.
  • Упражнять в звуковом анализе слов.
  • Упражнять в составлении предложений по опорным словам.
  • Упражнять в слоговом анализе и синтезе слов.
  • Упражнять в чтении и письме предложений.
  • Pазвивать воображение и связную речь.

Оборудование: Фланелеграф, плакат цирковой арены, тетради, карандаши, фишки, картинки, содержащие звуки С, Ц, картинки для составления рассказа, мяч, касса букв, разрезные слоги, карточки для составления звукового анализа слова, плакаты с предложениями.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Вспомните характеристику звука Ц.

- Сядет тот, кто назовет слова со звуком Ц и словами мой, моя, мое, мои.

2. Основная часть.

1) Постановка цели занятия.

- Сегодня мы будем повторять произношение слов со звуком Ц и различать звуки Ц и С.

2) Игровой момент.

- А куда мы сегодня отправимся, вы скажете сами, отгадав кроссворд и прочитав ключевое слово:

Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.

Я катаюсь на нем
До вечерней поры.
Но ленивый мой конь
Возит только с горы.

А на горку всегда
Сам пешком я хожу,
И коня своего
За веревку вожу.

Нашумела, погремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округе полила.

Одежды не шью,
А ткань всегда тку.

3) Разминка

Итак, отправляемся в цирк. Перед дорогой сделаем разминку.

Скороговорка: Бегают две курицы прямо на улице.

4) Чтение текста. Составление конца рассказа с опорой на иллюстрацию "Кто выступает в цирке?"

Прочитать текст и узнать, что хочет рассказать нам курица.

- Покажите картинки, о которых мы прочитали.

- Что произошло дальше?

- Каким оказалось кольцо?

5) Появляется мама львенка.

- Кто выступает в цирке? (Возможные ответы детей.)

Она просит зрителей правильно произнести предложение:

- У курице 5 (цыпленок).

- У мамы на пальцах много (кольца).

- Курица снесла 10 ( яйца).

- Лена сорвала 6 ( огурец).

- Дедушка поставил на стол 8 ( блюдца).

- Бабушка пришила 6 ( пуговицы).

6) Появляется цапля.

- Кто выступает в цирке?

Игра "Где картинка?" (закрепление предлога "между". " Курица находится между лисицей и слоном")

7) Появляется лисица.

- Кто выступает в цирке? (игра в круге с мячом)

Образование множественного числа существительных:

кольцо - ... боец - ...
лицо - ... певец - ...
яйцо - ... мизинец - ...

Образование уменьшительно - ласкательных форм существительных:

  • платье - ...
  • дерево - ...
  • кресло - ...
  • вода - ...
  • брат - ...
  • каша - ...
  • письмо - ...
  • кожа - ...

8) Появляется гусеница.

- Кто выступает в цирке?

Гусеница просит составить предложения.

- Цыплята, двор, гулять, по.

- Морковь, любить, зайцы.

Составить предложение со словами: свет, цвет.

Записать предложение: У Светы цветы.

9) Выступает мама медвежонка.

- Кто выступает в цирке?

Составить из слогов слова.

Составить из букв слова.

10) Появляется синица.

- Кто выступает в цирке?

Закончить предложения данными словами: цапля, сабля, лицо, колесо, зайцы, усы.

- На болоте жила умная ... .

- На ковре висит старая ... .

- У золушки милое ... .

- У машины только одно ... .

- В лесу живут ... .

- У дедушки густые ... .

11) Появляется волчица.

Выполнить звуко-буквенный анализ слов.

Каждому ребенку выдается индивидуальная карточка с картинкой. Работа выполняется самостоятельно.

12) Появляется заяц.

Дополнить до целого слова при помощи слога:

ли... о - гур.. ко - лё..
ов... во - ло... боль - ни..

Вставить букву Ц или С.

  • .арь
  • .ор
  • оте.
  • ле.
  • о.сень
  • пу - го - ви.а

13) Чтение предложения.

- Итак, наше представление подошло к концу. Давайте попрощаемся с цирком.

Чтение "До свидания, цирк".