Цель:
- Четко произносить звук Ц в словах, фразах.
- Согласовывать существительные с числительными.
- Упражнять в образовании множественного числа существительных.
- Упражнять в образовании уменьшительно - ласкательных форм существительных.
- Закрепить предлог между.
- Упражнять в звуковом анализе слов.
- Упражнять в составлении предложений по опорным словам.
- Упражнять в слоговом анализе и синтезе слов.
- Упражнять в чтении и письме предложений.
- Pазвивать воображение и связную речь.
Оборудование: Фланелеграф, плакат цирковой арены, тетради, карандаши, фишки, картинки, содержащие звуки С, Ц, картинки для составления рассказа, мяч, касса букв, разрезные слоги, карточки для составления звукового анализа слова, плакаты с предложениями.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Вспомните характеристику звука Ц.
- Сядет тот, кто назовет слова со звуком Ц и словами мой, моя, мое, мои.
2. Основная часть.
1) Постановка цели занятия.
- Сегодня мы будем повторять произношение слов со звуком Ц и различать звуки Ц и С.
2) Игровой момент.
- А куда мы сегодня отправимся, вы скажете сами, отгадав кроссворд и прочитав ключевое слово:
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.Я катаюсь на нем
До вечерней поры.
Но ленивый мой конь
Возит только с горы.А на горку всегда
Сам пешком я хожу,
И коня своего
За веревку вожу.Нашумела, погремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округе полила.Одежды не шью,
А ткань всегда тку.
3) Разминка
Итак, отправляемся в цирк. Перед дорогой сделаем разминку.
Скороговорка: Бегают две курицы прямо на улице.
4) Чтение текста. Составление конца рассказа с опорой на иллюстрацию "Кто выступает в цирке?"
Прочитать текст и узнать, что хочет рассказать нам курица.
- Покажите картинки, о которых мы прочитали.
- Что произошло дальше?
- Каким оказалось кольцо?
5) Появляется мама львенка.
- Кто выступает в цирке? (Возможные ответы детей.)
Она просит зрителей правильно произнести предложение:
- У курице 5 (цыпленок).
- У мамы на пальцах много (кольца).
- Курица снесла 10 ( яйца).
- Лена сорвала 6 ( огурец).
- Дедушка поставил на стол 8 ( блюдца).
- Бабушка пришила 6 ( пуговицы).
6) Появляется цапля.
- Кто выступает в цирке?
Игра "Где картинка?" (закрепление предлога "между". " Курица находится между лисицей и слоном")
7) Появляется лисица.
- Кто выступает в цирке? (игра в круге с мячом)
Образование множественного числа существительных:
кольцо - ... боец - ... лицо - ... певец - ... яйцо - ... мизинец - ...
Образование уменьшительно - ласкательных форм существительных:
- платье - ...
- дерево - ...
- кресло - ...
- вода - ...
- брат - ...
- каша - ...
- письмо - ...
- кожа - ...
8) Появляется гусеница.
- Кто выступает в цирке?
Гусеница просит составить предложения.
- Цыплята, двор, гулять, по.
- Морковь, любить, зайцы.
Составить предложение со словами: свет, цвет.
Записать предложение: У Светы цветы.
9) Выступает мама медвежонка.
- Кто выступает в цирке?
Составить из слогов слова.
Составить из букв слова.
10) Появляется синица.
- Кто выступает в цирке?
Закончить предложения данными словами: цапля, сабля, лицо, колесо, зайцы, усы.
- На болоте жила умная ... .
- На ковре висит старая ... .
- У золушки милое ... .
- У машины только одно ... .
- В лесу живут ... .
- У дедушки густые ... .
11) Появляется волчица.
Выполнить звуко-буквенный анализ слов.
Каждому ребенку выдается индивидуальная карточка с картинкой. Работа выполняется самостоятельно.
12) Появляется заяц.
Дополнить до целого слова при помощи слога:
ли... о - гур.. ко - лё.. ов... во - ло... боль - ни..
Вставить букву Ц или С.
- .арь
- .ор
- оте.
- ле.
- о.сень
- пу - го - ви.а
13) Чтение предложения.
- Итак, наше представление подошло к концу. Давайте попрощаемся с цирком.
Чтение "До свидания, цирк".