Общение в педагогической практике. Выразительные средства речи

Разделы: Школьная психологическая служба, Логопедия


В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. При этом ведущая роль в общении педагога с родителями и обучающимися всё-таки принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. Поэтому учителю, воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными людьми.

Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Потребность в общении, потребность человека в человеке В. А. Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной. Он считал, что там, где нет культивирования этой потребности, никакими хитроумными организационными зависимостями, никаким подчинением и руководством невозможно возместить убогость воспитания.

Даётся человеку от природы умение общаться или этому необходимо учиться? Конечно же, навыкам общения люди обучаются всю жизнь. Причём научиться общению можно только в процессе самого общения, а не только по книгам и советам знающих людей. И именно поэтому при обучении педагогов конструктивному поведению при взаимодействии с родителями и детьми так важна отработка определённых навыков в конкретных ситуациях. В связи с этим одной из эффективных форм обучения может стать не лекция, а тренинг, дающий возможность каждому его участнику, используя уже имеющийся опыт, приобрести и закрепить новые навыки взаимодействия с окружающими.

Этот тренинг многофункционален. Он может быть обучающим для молодых специалистов, может быть в рамках семинара как просвещение педагогов о средствах выразительности речи и как мероприятие, направленное на профилактику профессионального выгорания педагогов.

Оптимальная группа из 12-16 человек. Проведение тренинга возможно психологами, логопедами, педагогами, владеющими данной технологией и имеющими знания в области психологии общения.

Цель: стабилизация эмоционального состояния педагога через расширение собственного опыта в применении различных средств выразительности.

Задачи:

  • Вооружить педагогов знаниями о понятии “техника речи”, которое включает правильное дыхание (физиологическая основа речи), голос (длящийся звук), произношение (дикция) в процессе речи и чтения.
  • Показать возможности выразительных средств для решения определённых педагогических задач: привлечение внимания, поддержка, донесение информации обучающимся.

Содержание тренинга

1. Организационный момент (участники тренинга садятся в круг).

Вступительное слово: “Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поговорить о важности выразительных средств речи в деятельности педагога. Мы познакомимся с содержанием понятия “техника речи” и у нас будет возможность потренироваться в использовании выразительных средств для решения определённых педагогических задач (привлечение внимания учеников, поддержка). Время работы 3 часа. Для более эффективной работы важно принять правила взаимодействия в группе” (ведущий поясняет правила, участники обсуждают, принимают голосованием).

Правило активности. Психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех, является обязательной. Даже если упражнение носит демонстративный характер, каждый участник имеет право высказаться в конце.

Правило безопасности. Всё о чём говориться в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – это является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.

Правило “стоп”. Каждый имеет право не высказывать собственное мнение вслух. Если участник ничего не говорит, это ещё не значит, что он занимает пассивную позицию, потому что он может прорабатывать проблему внутри себя, и это будет, конечно же, активная внутренняя позиция.

Телефон. Неожиданные звонки могут помешатьи нарушить ход работы, поэтому важно договориться об отключении телефонов.

2. Погружение в тему тренинга.

Разминка. Представиться и назвать качество на первую букву имени.

(Пример: “Мария - милая”)

Упражнение “Шкала”.

Цель: актуализация знаний педагогов по теме.

Инструкция: “Здесь (ведущий показывает на свободное место вдоль стены или по диагонали комнаты) у нас будет своеобразная линейка, шкала. Ноль означает, что вы полностью согласны с утверждением “Выразительные средства в речи педагога важны”. Десять означает, что вы придерживаетесь мнения “В речи педагога важно содержание, а не выразительные средства”. Найдите на шкале место, которое соответствует вашей точке зрения по данному вопросу, объясните свой выбор”.

Резюме ведущего. Для каждого педагога, в зависимости от того с кем он работает, какой тип урока ведёт и т. д. выразительные средства речи имеют большее или меньшее значение. В начальной школе монотонная речь недопустима, а старшеклассников и студентов возможно излишняя эмоциональность будет раздражать. Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.

3. Мини-лекция. Понятие выразительности речи.

Перед учителем стоит серьезная задача - он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего при помощи нашего языка. Язык учителя должен быть для учащихся эталоном.

С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово. Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью. Она является таким же обязательным элементом, как, например, техничность, дикция. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика условие контакта собеседников и т.дТрадиционно все средства общения делят на вербальные, невербальные и паралингвистические. К вербальным средствам общения относят слова, которые мы произносим в процессе общения; к невербальным – жесты, мимику, дистанции, позы и т.д.; к паралингвистическим – всё, что касается техники речи.В понятие “техника речи” входит: правильное дыхание (физиологическая основа речи), голос (длящийся звук), произношение (дикция) в процессе речи и чтения.

А) Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха. Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация наиболее важна для постановки голоса. В легких не должно быть избытка воздуха, который в таком случае стремится вырваться наружу, заставляя чрезмерно напрягаться голосовые связки, и не должно быть дефицита воздуха, так как это может вызвать неблагоприятные последствия в легких. Научиться верно использовать выдыхаемый воздух — одна из сложнейших задач (Комплекс дыхательных упражнений см. в Приложении 1).

Б) Ясность произношения (дикция) – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для учителя, поскольку его речь является образцом. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего. Работа над дикцией учителя заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию. Обследовать звукопроизношение и дать рекомендации может специалист логопед. (Комплекс упражнений для тренировки звукопроизношения см. в Приложении 2.)

В) Голос имеет следующие свойства: силу, высоту, длительность (темп), качество (тембр). Эти свойства голоса, собственно и являются средством выразительности.

Преподаватель обязан соизмерять громкость звучания своего голоса с объёмом помещения и количеством слушателей. Громкость надо понимать не как крикливость, а как полнозвучность голоса.

Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно тихо, средне, громко.

Различаются голоса высокие, средние и низкие. Говорящий должен изучить свой диапазон голоса и знать предел его верха и низа. Рекомендован для лучшего восприятия голос, не требующий напряжения.

Темп речи зависит от хода мыслей, обстановки и многих других причин. Можно по своей воле выбирать медленный, средний и быстрый темп. Рекомендованный темп для лучшего усвоения учебного материала - медленный и ровный (плавный). (Комплекс упражнений для тренировки силы, высоты и темпа голоса см. в Приложении 3).

Г) Кроме перечисленных свойств, звучание голоса различается по своему качеству, т. е. окраске голоса, иначе называемой тембром.

Следующее упражнение поможет нам понять, что такое качество голоса.

4. Упражнение “Плохой – хороший голос”.

Цель: знакомство с характеристиками голоса.

Инструкция:Ведущий раздаёт каждому участнику заранее подготовленные листочки, на каждом из которых написана одна из характеристик голоса (Характеристики голоса: приятный, вибрирующий, спокойный, хорошо модулированный, низкого тембра, доверительный, управляемый, тёплый, мелодичный, заботливый, уверенный, дружеский, выразительный, естественный, богатый, наполненный, звучный, доброжелательный;

Гнусавый, резкий, скрипучий, хриплый, дрожащий, пронзительный, плаксивый, с одышкой, робкий, отрывистый, слишком громкий, слишком тихий и неслышный, бесцветный, помпезный, саркастический тон, неуверенный, монотонный, напряжённый, слабый, скучный).

I этап. Каждый из участников, на пространстве доски или пола, выкладывает листочки на территорию “хорошего (+)” или “плохого (-)” голоса. Обсуждение.

II этап. Ведущий озвучивает общее выработанное мнение. Предлагает подумать о своём голосе и о том, какими из этих качеств участники хотели бы обладать, от каких избавиться, выполнить это задание письменно. Обсуждение по желанию.

Резюме: Одной из составляющих культуры речи является и качество голоса учителя. Голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности.

  1. Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью.
  2. Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
  3. Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, “отдавать” слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью.
  4. Голос, как уже было сказано, основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.
  5. Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.

Исходя из данных требований, можно сказать, что важнейшим профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость. Развитие всех качеств голоса представляет собой комплексный процесс, который называется постановкой голоса.

Практические упражнения.

Упражнение “Да – Нет”.

Цель: потренироваться в умении выражать разную палитру чувств через минимальное содержание.

Инструкция: участники группы разбиваются на пары, ведут диалог стоя. Первые номера говорят только слово “Да”, Вторые – “Нет”. Первый уговаривает, второй сопротивляется. Использовать только слова “Да – Нет”. Через две минуты участники пары меняются ролями. И продолжают работать ещё две минуты. Во время выполнения упражнения педагогам важно отследить и запомнить собственные чувства и мысли.

Обсуждение по вопросам:

  1. Удалось ли разговаривать при помощи одного слова?
  2. Что помогало понять собеседника?
  3. Удалось ли попробовать разные эмоции?
  4. Если ответ “Нет”, то дополнительный вопрос - Что мешало?
  5. Какие чувства были, когда говорили “Да”? “Нет”?

Резюме: Очень важно уметь понимать и распознавать собственные чувства и чувства других людей, поскольку это умение помогает управлять эмоциями в различных жизненных ситуациях и во взаимоотношениях с другими людьми. Развитие этого умения может служить профилактикой возникновения таких нарушений, как депрессия, раздражительность и т.д., что является особенно важным для педагогов, испытывающих постоянные эмоциональные перегрузки.

Главная роль в передаче эмоций и чувств принадлежит интонации. Интонация – совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых – ударение, темп и ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса.

Упражнение“Мы сегодня идём в музей”.

Цель: напомнить о том, что смысловое ударение имеет важное значение в передаче информации и может изменить восприятие содержания.

Инструкция: Участникам группы предложить прочитать фразу, изменяя логическое ударение. Обсудить:

- как и почему изменилось содержание данного сообщения;

- какие вопросы помогут уточнить правильность услышанной информации (“Правильно ли я поняла, услышала”).

Резюме: “Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово во фразе или в такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!”. К.С. Станиславский

Упражнение “Я не знаю, что сказать” будет состоять из двух частей.

Цель: потренироваться в применении выразительных средств речи.

Инструкция для первой части упражнения: Участникам группы предложить сесть в круг спиной друг к другу. Каждый получает карточку, на которой написано название чувства. Приложение 4. Задание: произнести фразу “Я не знаю, что сказать” в соответствии с чувством, указанным на карточке. Участники групп говорят фразу по очереди. Один говорит, остальные отгадывают и записывают свои варианты на заранее подготовленных бланках в столбик № 2. Приложение 5.

Инструкция для второй части упражнения: Участникам группы предлагают сесть лицом друг к другу. Начиная со второго номера, все по очереди говорят с каким чувством была произнесена фраза первым участником. После того как выскажутся все участники круга, первый номер говорит с какой интонацией он старался произнести фразу (что было указано в карточке). Затем аналогичная работа строится с каждым участником круга по порядку. Перед педагогами стоит две задачи:

1. Послушать и посчитать, сколько человек отгадали вашу интонацию;

2. Отметить и посчитать, сколько отгадали вы.

Работа ведущего с группой по обсуждению чувств и мыслей во время выполнения упражнения.

Резюме: Существует мнение, что более 30% отгаданного вами свидетельствует о хорошем слуховом восприятии. Количество отгаданного другими – об уровне вашей выразительности.

Разминка (любое двигательное упражнение на снятие статического и эмоционального напряжения пр.“Фруктовый салат”).

Упражнение “Типология голосов”.

Цель: обратить внимание педагогов на то, что голосовое модулирование помогает решить различные педагогические задачи.

Инструкция: троим участникам группы надо прочитать отрывок из текста своим голосом. Задание кругу: слушать голос.

Внимание! Ведущему следует в ходе тренинга подобрать чтецов в соответствии с типами голосов, указанных в резюме (см. ниже).

Работа в круге начинается с предупреждения участников:“Благодаря помощникам мы имели возможность услышать разные голоса, понаблюдать за собственными ощущениями, последующая работа будет направлена на изучение голоса и не имеет отношения к личности чтецов”.

Обсуждение по вопросам:

  1. Изменялись ли чувства при прослушивании разных голосов?
  2. Как для вас связано смысловое восприятие текста и голос, который этот текст читал?
  3. Как вы думаете надо ли педагогу в работе с детьми и родителями по-разному использовать возможности своего голоса?
  4. Зачем педагогу в работе нужна голосовая модуляция?

Резюме: Выделяют три типа голоса, которые условно называют

  • “Какао” - низкий, бархатный, погружающий. Частота слов низкая, паузы большие. Его функция – поддержать, успокоить.
  • “Касторка, микстура” - голос Гарри Потера – логически ориентированный, голос принятия решений (диктор: учу, веду, покажу, что делать, дам инструкцию) Функция: объяснить.
  • “Газировка” - голос М. Монро – детский, высокий, торопливый. Пауз меньше, более частотный. Голос чувств (сюсюканье) Функция: донести информацию.

Следует помнить! При частой смене модуляции голоса слушатели испытывают отрицательные эмоции.

Знание этой информации заинтересованному человеку позволит использовать выразительные средства для решения определённых задач.

5. Подведение итогов.

Ведущий предлагает участникам тренинга прокомментировать и оценить по десятибальной шкале степень участия и результативность работы по параметрам: настроение, интерес, полезность.

Упражнение “Подарок”.

Цель: снижение статического и психоэмоционального напряжения, подведение итогов работы.

Инструкция: При помощи жестов показать придуманный подарок соседу справа. Он угадывает, благодарит, придумывает и показывает свой подарок следующему участнику круга и т.д. Игра может повториться в обратном направлении.

- Что самое важное было на этом занятии.

Методическое обеспечение.

  1. Л. А. Горбушина “Выразительное чтение и рассказывание учителя”
  2. Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс “Коммуникативный тренинг”
  3. Интернет-ресурс ЛОГОПЕД.РУ: электронный портал логопедов и дефектологов.