Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использую различные методы и приемы. Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания я использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.
Логоритмика является удивительной, своеобразной формой воздействия на речь ребенка, позволяющей максимально учесть индивидуальные особенности дошкольника, структуру речевого дефекта, объединить все виды деятельности на занятии единым игровым сюжетом. Хочется поделиться интересным конспектом занятия по логоритмике для детей старшей группы «Прогулка по весеннему лесу»; Лексическая тема: «Дикие животные весной»; Логопедическая тема: звук «р».
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения.
Логоритмику логопед может использовать как самостоятельный метод логопедической работы или как часть занятия.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
- развитие слухового внимания и фонематического слуха;
- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
- развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
- воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
- воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования:
- занятие по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня).
- занятие целесообразно проводить фронтально или с подгруппой детей, продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.
- занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.
- содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
- каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Все логоритмические занятия проводятся в игровой форме. Игровой компонент способствует сохранению внимания и интереса детей на протяжении всего занятия.
Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедический упражнений и пр.
Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения. Логоритмика – это мощное вспомогательное средство для эффективной работы логопеда по коррекции различных нарушений речи.
Лексическая тема: «Дикие животные весной»
Логопедическая тема: звук «р».
Цель: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.
Образовательные задачи: активизировать словарный запас по теме «Дикие животные»; развивать подражательность, диафрагмальное дыхание, координацию и переключаемость движений; работать над развитием способности согласовывать движения с музыкой.
Коррекционные задачи: автоматизировать звук «р»; работать над развитием артикуляционной моторики, мелкой и общей моторики; продолжать работу по развитию чувства темпа и ритма; развивать ориентировку в пространстве, память, слуховое внимание, способность к расслаблению (реалаксации).
Оборудование: маски животных, картинки с изображением животных, бумажный кораблик (большой), кораблик с парусами, игра «Ералаш», волшебная палочка, карандаши по количеству детей, лента, канат, барабанные палочки по количеству детей, магнитофон, записи медленной и быстрой музыки, музыкальное сопровождение песни «Мы на луг ходили» музыка А.Филипенко.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети встают полукругом.
Логопед. Ребята, сегодня Колобок приглашает вас на прогулку по весеннему лесу. А вот и волшебная палочка, которая поможет превратиться Андрею в колобка. Пойдемте по тропинке. (Лента лежит змейкой.)
Дети рассказывают стихотворение под музыку.
1-й ребенок.
Я иду в лесу весною,
Надо мною – синева…
Подо мною – плотным слоем
Прошлогодняя листва.
2-й ребенок.
Хоть пригорок и оттаял,
Но в тени лежит снежок,
И, на шаг не отступая,
Рядом с ним растет цветок.
Логопед: Вот мы подошли к ручейку, по нему можно пускать кораблики.
Кораблик «поплыл»: дети передают его друг
другу под медленную музыку.
Под быструю музыку пробежались, опять передают
кораблик, снова пробежались.
С корабликом поиграли – давайте подуем на наш кораблик, чтобы он поплыл по ручейку. Вдохнем, не поднимая плечи. Дуем на кораблик.
(Дети выполняют)
В воде видно наше отражение. Давайте поиграем с язычком. Смотрим в зеркала и слушаем сказку о веселом Колобке. (Дети перед зеркалом повторяют за Колобком все действия).
Проснулся утром Колобок, сладко зевнул и
улыбнулся. Спрыгнул с кроватки и быстро
побежал в ванную чистить зубки перед завтраком (упражнение
«Чистые зубки»). Почистил сначала верхние
зубки снаружи, потом внутри. Затем так же
тщательно почистил нижние зубки снаружи и внутри
и прополоскал рот (надуваем щеки). Тем
временем был уже готов завтрак, и Колобок сел за
стол, взял чашечку (упражнение «Чашечка») с
чаем. Чай был горячим, и Колобок подул на
него (дуем на высунутый язычок), чтобы не
обжечься. К чаю были блинчики с очень вкусным
вареньем. Колобок позавтракал, облизал губки
и снова довольно улыбнулся, подумав о
предстоящем дне. В это время часы пробили свое
время, и Колобок поспешно выскочив из-за стола,
быстро побежал на улицу, чтобы прогуляться со
своими друзьями.
А теперь мы с вами перейдем ручеек – и попадаем
на полянку. (Дети переступают через канат).
Пришли на полянку. Проверим, все ли пришли. (Дети
называют друг друга по именам.)
А вот идет навстречу старый знакомый Колобка.
Кто вдруг показался на поляне?
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет,
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые торчком.
– Кто первый загадку отгадает, тот станет этим героем при помощи волшебной палочки.
Дети: Волк!
Логопед: Давайте порычим вместе с волком. (Дети громко рычат).
– А теперь поупражняемся в чистоговорках. (Последнее слово дети добавляют после показа картинки):
Ра-ра-ра – высокая гора; Ра-ра-ра – под сосной нора;
Ро-ро-ро – в городе метро; Ро-ро-ро – неси сюда ведро;
Ры-ры-ры – в беседке комары;
Ор-ор-ор – Вова несет топор; Ир-ир-ир – мы пьем кефир;
Ур-ур-ур – щенок гоняет кур; Ыр-ыр-ыр – мы едим сыр;
Эр-эр-эр – дядя Петя – офицер.
Логопед: Колобок, давай возьмем с
собой на прогулку волка.
Ой, ребята, кто это пробежал?
По снегу бежит – петляет.
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно.
Волку и лисе обидно.
Дети: Заяц.
Логопед: Тот, кто первым отгадал загадку, превращается в зайчика. Ребята, а зайчик ведь тоже друг Колобка, давайте возьмем его с собой.
На полянку выскакивает зайчик.
– А теперь давайте споем. (Включается магнитофон)
Поют песню «Мы на луг ходили» (слова
В.Кукловской, перевод с украинского Т.Волгиной,
музыка А. Филипенко. Автор упражнений
З.Березницкая)
Дети стоят в кругу. Поодаль – зайчик.
Мы на луг ходили,
хоровод водили.
Вот так, на лугу
хоровод водили.
Дети, взявшись за руки, идут вправо по кругу.
Задремал на кочке
зайка в холодочке.
Вот так, задремал
зайка в холодочке.
Остановившись, дети указывают на зайчика. Положив руки под щеку, показывают, как он спит.
Разбудить хотели,
в дудочки дудели:
Ту-ту, ту-ту-ту!
В дудочки дудели.
Дети имитируют игру на дудочках. Зайчик спит.
Зайку мы будили,
в барабаны били:
Бум-бум,тра-та-та!
В барабаны били!
Дети идут вправо по кругу, имитируя игру на барабане.
Зайка, просыпайся,
ну-ка, поднимайся.
Вот так, не ленись,
Ну-ка, поднимайся.
Зовут к себе зайчика, он скачет в середину круга. Все хлопают, а зайчик прыгает.
Логопед: Колобок, пригласи с нами погулять зайчика.
Колобок приглашает зайчика на прогулку.
Логопед: ребята, послушайте кто-то стучит.
Слышится стук.
Кто в шапочке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит –
Все стучит, стучит, стучит.
Дети: Дятел!
Логопед: услышали дятла? Дятел стучит, повтори его ритм.
Дети сидя на полу, у каждого в руках барабанные палочки. Логопед дает задание каждому ребенку.
Логопед: К какому другу Колобка мы зайдем в гости? Отгадайте!
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток – ни одной.
Дети: Еж!
Логопед: Молодцы! Отгадали! Весной проснулся ежик после спячки. Стал резвиться. Давайте вместе с ним повеселимся.
По сухой лесной дорожке –
Топ-топ-топ – топчут ножки.
Дети стоят, слегка согнувшись. Руки, согнутые в локтях, – перед грудью, кисти рук опущены вниз.
Ходит, бродит вдоль дорожек,
Весь в иголках, серый ежик.
Делают мелкие, частые шажки со слегка согнутыми в коленях ногами.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка или дочки.
«Собирают ягодки» – кончики пальцев соединяются, «срывают» ягоды.
Если подкрадется волк –
Превратится еж в клубок.
Ощетинит еж иголки –
Не достанется он волку.
Сворачиваются на полу клубком.
Еж не тронет никого,
Но и ты не тронь его!
Встают и продолжают «топать по дорожке».
Логопед: Колобок, пригласи с нами ежика.
Игра «Ералаш»
Логопед: ребята, чей там рыжий хвост мелькнул?
Рыжая плутовка,
Хитрая, ловкая,
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
Дети: Лиса!
Логопед: Молодцы, угадали! Один раз лиса чуть не съела Колобка, помните сказку? А сегодня лиса вам приготовила задание. Лиса хитрая перепутала всех зверей, давайте их соберем.
Детям раздают части разрезных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки. Например изображение туловища животного. Дети находят у себя изображение других частей. Они называют, чья голова, хвост, ноги. Затем дети составляют целое изображение животного.
Логопед: Колобок, пригласи с нами лису.
Отгадайте загадку.
Кто, забыв свои тревоги,
До весны храпит в берлоге?
Дети: Медведь!
Логопед: смотрите: медведь вылез из берлоги.
У одного ребенка маска. Дети идут на четвереньках, раскачиваются.
Медведь по лесу бродит,
От дуба к дубу ходит.
Дети, слегка согнувшись, идут вперевалочку, «загребают» слегка согнутыми руками.
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.
Облизывает лапу
Сластена косолапый.
Изображают, как он достает и ест мед.
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
Отмахиваются от пчел.
А пчелы жалят мишку:
– не ешь наш мед, воришка!
Щиплют себя за нос, щеки, губы, ладошки, изображая жалящих пчел.
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу.
Ложиться, засыпает
И пчелок вспоминает.
Идут вперевалочку.
Катаются на спине – укрепление мышц спины.
Ложатся.
Логопед: Колобок, пригласи медведя с
нами на прогулку.
Ребята, догадайтесь, а это кто?
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щелкает орехи мелко.
Ну конечно, это…
Дети: Белка!
Ребенок, первым отгадавший загадку, превращается в белку с помощью волшебной палочки.
Пальчиковая гимнастика
Быстро за белкой носится белка.
Будто играют белки в горелки.
С елки на елку, вперед и назад
Белкины лапки по веткам спешат.
Одноименные пальчики обеих рук по два раза ударяются подушечками друг о друга начиная с больших.
Мигом спускается вниз по стволу,
Спрячет орех – и опять наверху.
Крутится, вертится, прыгает, скачет,
Словно пушистенький рыженький мячик!
Удары кулачками друг о друга и хлопки в ладошки, попеременно.
Логопед: Колобок, пригласи с нами
белочку.
А теперь отгадайте такую загадку.
Две зеленые подружки на болоте сидят,
Ква-ква кричат. Кто это?
Дети: Это лягушки.
Логопед: (берет за руку Колобка)
– Колобок, пригласи ребят потанцевать с лягушками.
Все танцуют под веселую музыку.
– Ребята, во время прогулки мы утомились, нужно отдохнуть.
Дети закрывают глаза и, сидя на ковре, слушают музыку весеннего леса. Затем встают на одну дорожку. Ходят змейкой, по кругу.
– Замечательно мы погуляли. Сколько разных
животных в лесу встретили!
– Каких животных мы увидели? (Ответы детей)
– Хорошо в лесу весной, но нам пора возвращаться
в детский сад.