Предмет (направленность): коррекционное образование.
Возраст детей: 3 класс.
Место проведения: кабинет логопеда.
Цель: Дифференцировать звуки [о]- [у], буквы О- У.
Задачи:
Коррекционные:
- закреплять умения выделять звуки [о], [у] из ряда звуков, слогов, слов;
- учить давать сравнительную характеристику звукам [о], [у];
- учить соотносить звуки с буквами их обозначающими;
- учить дифференцировать буквы занятия в словах, словосочетаниях, предложениях;
- развивать навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза;
- учить сопоставлять слова- паронимы по смыслу и звучанию.
Образовательные:
- уточнять и систематизировать знания детей о Зимних Олимпийских играх в Сочи;
- обогащать словарь детей за счёт слов со звуками [о], [у];
- упражнять в подборе родственных слов;
- развивать слуховое внимание, память, восприятие.
Воспитательные:
- развивать умение слушать и слышать логопеда, товарищей;
- воспитывать дисциплину.
Оборудование:
- компьютерная презентация занятия, выполненная в PowerPoint;
- зеркала на каждого ребёнка;
- индивидуальные карточки со словами, словосочетаниями, предложениями.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Психогимнастика
Логопед: Здравствуйте, ребята. Я прошу вас стать в круг. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту, а выдохните через рот все обиды и огорчения.
Прошу занять свои места.
II. Мобилизирующий этап.
Сюрпризный момент, определение задач занятия.
Логопед: Ребята, отгадайте загадку:
Пламя полыхает,
Пять колец сияют.
Праздник для народа
Раз в четыре года.
Праздник тот спортивный,
Древний, яркий, дивный. (Слайд № 2)
Логопед: Что это? Олимпиада.
А кто из вас знает, где будит проходить в этом году Зимняя Олимпиада? Правильно, в России, в городе Сочи (Слайд № 3).
Логопед: Вспомните и назовите виды спорта Зимних Олимпийских игр (Слайд №4).
Логопед: А какие же талисманы Зимних Олимпийских игр в Сочи? Леопард, Белый Мишка и Зайка (Слайд №5).
Логопед: Сегодня они у нас в гостях и предлагают нам провести свою Олимпиаду.
Защитники России отстаивают честь,
Мы их своим ученьем поддерживаем здесь.
И вы, как будущие олимпийцы,
Должны сегодня тоже отличиться.
Но не спортивные соревнования у нас,
Посоревнуемся мы в грамоте сейчас! (Слайд № 6)
III.Основная часть.
1 задание. Леопард предлагает отгадать тему наших соревнований. Обведите у себя на листочках буквы русского алфавита. Какие буквы вы обвели? О-У.
Логопед: Сегодня мы будим различать звуки [о]-[у] и буквы О-У. (Слайд № 7)
2 задание. Задание загадывает Мишка. Я буду называть разные звуки, слоги и слова. Услышите звук [о]- “охните”, а если звук [у]- “ухните”. (Слайд № 8)
Логопед: Теперь давайте попробуем дать звукам сравнительную характеристику. Чем они похожи и в чём различны? Возьмите свои зеркала, произносим звуки.
Звук [У] – гласный.
При его произнесении губы сильно вытянуты вперёд, щёки сдуты. Для выхода воздуха остаётся узкая щель.
Звук [О] – гласный.
При его произнесении губы округлены. Остаётся более широкое отверстие для выхода воздушной струи. (Слайд № 9)
3 задание от Зайки. Посмотрите на экран (Слайд № 10, 11). Составьте пары слов из первых звуков названий картинок: СТОЛ - СТУЛ; РОЛЬ - РУЛЬ. Эти слова похожи по звучанию, но пишутся они по разному и значение у них тоже разное. Такие слова называются паронимами. Какими буквами они отличаются? ( О-У).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Логопед: Олимпиада у нас зимняя, вот и поиграем со снежком.
Кружатся снежинки /плавно кружатся вокруг себя/
В воздухе морозном.
Падают на землю /медленно приседают/
Кружевные звезды.
Как на горке снег, снег, /руки вверх, показать горку/
И на елке снег – снег, /руки в стороны, покачивание/
И на шапке снег – снег, /отряхивание снега с шапки/
И на шубке снег – снег, /отряхивание с шубки/
На перчатках снег – снег, /потряхивание кистями/
На сапожках снег – снег... /топают ногами/
Все бело – бело – бело,
Много снега намело.
4 задание от Леопарда. Составьте пару слов из букв, написанных в геометрических фигурах. В треугольниках загадано одно слово, а в квадратах другое. Сравните слова по звучанию и значению. (Слайд № 12)
Логопед: Что обозначает слово “мошка” (насекомое), слово “мушка”(искусственная родинка)?
Игра с мячом “ Родственные слова”.
Логопед: Я бросаю мяч и называю слово. Вы бросаете мне мяч обратно и называете родственные слова. Слова: БЕГ, СНЕГ, ЛЫЖИ. (Слайд № 13)
5 задание от Мишки. Продолжите слоги до полных слов.
Слоги: ПО, ПУ, ТО, ТУ. (Слайд № 14)
6 задание от Зайки. Слуховой диктант. Запишите слова с буквами О-У в два столбика. (Слайд № 15)
СЛОВА: стол, стул, стопа, ступа, сорок, сурок, состав, сустав.
Логопед: Какими буквами отличаются слова? Объясните значение слов: стопа, ступа, сорок, сурок, состав, сустав.
7 задание от Леопарда. Составьте словосочетания. Какими буквами отличаются слова? Объясни значение слов (добрая Поля - быстрая пуля, набухшие почки- ароматные пучки). (Слайд № 16, 17)
8 задание от Мишки. Вставьте в предложения нужные слова. Выделите в словах буквы занятия. Солнышко закрыла...
В конце предложения ставится ...
Лягушка прыгает на...
Опавшие листья сгребают в ...
О цыплятах заботится...
В сухари добавляется ...
Слова для справок: точка, тучка, кучки, кочки, корица, курица. (Слайд № 18)
Логопед: Ребята, все задания, которые нам приготовили зверята-талисманы мы выполнили. Давайте вспомним с какими звуками и буквами мы сегодня выполняли задания?
Ну, вот и закончилась у нас Олимпиада, и попрощаться всем теперь нам надо. Я считаю, что в сегодняшних соревнованиях не было побежденных, все стали победителями. А это и есть самое важное. Ведь про Олимпиаду ее создатели греки говорили, что главное в Олимпиаде - не победить, главное - в ней участвовать! (Слайд № 19)
Рефлексия.
Логопед: Если занятие понравилось, то похлопайте, а если вам было неинтересно, скучно, то потопайте.
Раздача призов (шоколадные медали).