Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- Автоматизация звука [Ш];
- Развитие фонематических функций;
- Закрепление функций словообразования;
- Развивать умения понимать мимическое выражение эмоций;
Коррекционно-развивающие:
- Воспитывать произвольное внимание, слуховую память, оптический гнозис;
- Обогащать эмоциональную сферу детей;
- Развитие логического мышления;
- Развитие тонкой моторики пальцев рук;
Оборудование: ноутбук, презентация, мультимедийный проектор, экран, звуковые линеечки, кружки синего, зеленого и красного цвета, проволока синего цвета, замки на фланелеграфе синего, зеленого и красного цвета.
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Ребята, к нам сегодня на занятие пришла кукла Шурочка. Слайд 1
– С какого звука начинается имя Шурочка?
– Мы сегодня с вами будем говорить об этом звуке.
II. Основная часть.
1.
– У Шурочки сегодня День рождения и она пригласила гостей, но в гости к ней придут только те животные, в названии которых есть звук Ш.
– Но вот беда Шурочка не знает, как правильно произносится звук Ш.
– Давайте ей поможем.
– Когда мы произносим звук Ш, язычок какой? Слайд 2
– Губки какие?
– Какой выходит воздух?
– Есть голос или нет?
– Произносится твердо или мягко?
– Какой он, согласный или гласный? Почему?
– В каком замке он будет жить?
– Каким кружочком будем его обозначать? С колокольчиком или без?
– Молодцы!
– Давайте же посмотрим, кто пришел к Шурочке на День рождения? Слайд 3
– Гости пришли с подарками, подарки тоже были со звуком Ш.
– Что же подарили Шурочке? Слайд 4
– На своем Дне рождения Шурочка предложила поиграть в игру, мы тоже сейчас в нее поиграем.
– Я назову слова, где один звук убежал, а вместо него встал другой. Поставьте правильный звук.
- Котка
- Мытка
- Лягутка
- Ткаф
- Ката
- Тум
– Молодцы! Какой звук все время убегал? Какой вставал вместо звука Ш.
– А теперь возьмите свои звуковые линеечки и откройте столько окошечек, сколько звуков в слове ШУМ.
– Сколько окошечек вы открыли?
– Какой первый звук в этом слове? Какой это звук?
– Положите нужный кружок?
– Второй звук какой? Какой он?
– Какой третий звук? Какой он?
– А теперь посмотрите на экран и сравните с моей схемой.
– Я слово ШУМ выложила символами. Слайд 5
– Еще Шурочка подготовила для своих гостей загадки, давайте поможем их отгадать. Слайд 6
– Молодцы! Справились с заданием!
Физминутка:
– Теперь давайте встанем и немножко отдохнем. Поиграем в игру «Кот и мыши» Слайд 7
– Мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот. Тише мыши не шумите, кота Ваську не будите. Вот проснется Васька кот, разобьет ваш хоровод. Давайте еще разок сыграем.
2.
– Кукла Шурочка на своем Дне рождения угощала гостей вишней и вареньем из вишни. Как называется это варенье? Слайд 8
– Еще она угощала гостей пирогом из вишни. Как называется этот пирог? Слайд 9
– А запивали гости все соком из вишни. Какой это был сок? Слайд 10
– Отлично!
– Ребята Шурочка осенью собирается в школу и уже сейчас учится читать и писать. Кукла попробовала поучиться писать свою букву, но не все буквы у нее получились правильно, найдите правильную букву Ш. Слайд 11
– Умнички!
– А теперь давайте выложим букву Ш из проволоки и подарим ее Шурочке.
– Как вы думаете, какое у куклы сегодня настроение? Слайд 12
III. Итог занятия.
– Ребята, о каком звуке мы сегодня говорили?
– Что вам больше всего понравилось на занятии?
– Молодцы! Вы сегодня все хорошо занимались.
Литература:
- Османова Г.А. Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков для детей 6-7 лет. Санкт-Петербург, КАРО, 2007.
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. Санкт-Петербург «Детство пресс», 2004.
- Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. Санкт-Петербург, «Союз», 2001.