Цели.
- Учить детей пересказывать небольшой повествовательный рассказ с опорой на картинно-графический план.
- Познакомить детей с правилами смысловой связи предложений повествовательного характера.
- Уточнить значение слов, сложных по семантике.
- Автоматизировать в речи детей слова, сложные по слоговой структуре.
- Развивать объёмную и линейную речеслуховую память.
Оборудование.
- Планшет для картинно-графического плана.
- Банк предметных картинок для построения картинно-графического плана.
Лексический материал.
1. Текст рассказа.
Как охотник повстречал медвежонка.
(адаптированный рассказ Г.Снегирёва “Медвежонок”)
- Охотник набрёл в тайге на поляну.
- На краю поляны были заросли малины.
- В зарослях малины шуршал какой-то зверь.
- Зверь начал подкрадываться к охотнику.
- Охотник стал наблюдать за кустами малины.
- Неожиданно из кустов вылез медвежонок.
- Медвежонок начал обнюхивать охотника.
- Вдруг охотник услышал совсем рядом рычание медведицы.
- Медведица подскочила к охотнику.
- Охотник помчался прочь от медведицы.
2. Слова, сложные по семантике: набрёл, заросли, тайга.
З. Слова, сложные по слоговой структуре.
Подкрадываться | Пятисложное слово с двумя стечениями согласных в середине слова |
Помчался | Трёхсложное слово с двумя стечениями согласных в середине слова |
Ход занятия
I этап. Организационный момент.
Цель: собрать внимание детей.
Логопед: “Девочки садитесь, мальчики, садитесь”.
II этап. Подготовка к восприятию новой темы.
Логопед: “Сегодня мы будем учиться составлять рассказ. Догадайтесь, о ком будет этот рассказ”. Логопед загадывает загадку.
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
III этап. Чтение логопедом рассказа.
IV этап. Сенсорно-словарная работа.
1. Уточнение семантики слов.
Логопед: “Ребята, в рассказе встретились трудные слова, давайте их разберём. Что значит “заросли малины”? (Логопед выслушивает ответы детей)
Послушайте два слова “заросли, зарос”. Здесь есть одинаковые кусочки слов? (Есть) Какие? (Зарос) К слову “зарос” подходит слово “густой” или “редкий”? (Густой) Значит в “зарослях” густо или пусто? (Густо) “Заросли малины” - это место, где густо-густо растёт малина”.
Логопед: “Ребята, как вы понимаете слово “набрёл”? (Логопед выслушивает ответы детей) Это трудное слово. Каким словом его можно заменить? Я назову вам несколько слов, послушайте: вышел, заблудился. Какое слово совсем не подходит к слову “набрёл”? (Заблудился) А какое подходит? (Вышел) Мы говорим: “Шёл, шёл и вышел на поляну”. Раньше, когда люди жили давно-давно, говорили: брёл-брёл-брёл и, наконец, он на поляну на…(брёл). Правильно, набрёл”.
Логопед: “Ребята, а что означает слово “тайга”? (Ответы детей) Тайга – это большой-большой лес, где можно легко заблудиться. В таком лесу больше всего хвойных деревьев”.
2. Работа над словами сложной слоговой структуры.
Логопед: “В рассказе встретились слова, которые трудно произнести. Давайте их проговорим, отхлопывая по слогам”.
3. Развитие объёмной речеслуховой памяти.
Детям предлагается банк предметных картинок, в котором кроме картинок, входящих в денотативно-графическую программу рассказа, присутствуют картинки, к нему не относящиеся: охотник, поляна, медвежонок, зайчонок, медведица, кусты малины, кусты смородины, дерево.
Логопед: “Посмотрите на картинки и отберите только те, о которых говорится в нашем рассказе”.
V этап. Составление картинно-графического плана рассказа. (Смотрите схему рассказа)
Логопед: “Сейчас мы будем “записывать” наш рассказ с помощью картинок. Картинки вставим в квадратики. Квадратики – это слово-предмет, а стрелки – слово-действие. Всё вместе – это предложение”. Я прочту первое предложение, а вы подберите к нему слова-картинки”.
Логопед на доске ставит картинки в соответствующие кармашки.
Логопед: “Стрелкой обозначаем слово-действие. Какое слово обозначили синей стрелкой? (Набрёл)”
Аналогично составляются остальные предложения. В результате выстаивается картинно-графический план.
VI этап. Знакомство детей с правилами смысловой связи в рассказе.
Логопед: “Ребята, обратите внимание, что об одном и том же предмете говорится в 2-х соседних предложениях. Найдите эти слова в 1 и 2 предложениях (во 2 и 3 и т.д.). Эти слова помогают дружить соседним предложениям. Соединяем их красными стрелками. Благодаря этим словам предложения цепляются друг за друга и объединяются в рассказ. Помните, как мы с вами делали гирлянду на новогоднюю ёлку? Покажите, как мы соединяем отдельные кольца вместе. Вот так и наши предложения, соединяясь одно с другим, образуют рассказ”.
VII этап. Пересказ рассказа с опорой на предметно-графическую схему.
1. Инструкция: “Прочитайте каждое предложение по цепочке”.
(Дети проговаривают по одному предложению по цепочке)
2. Инструкция: “Перескажите рассказ целиком”.
(Пересказ текста детьми)
VIII этап. Итог занятия.
Логопед: “Чему мы учились на уроке? (Мы учились составлять рассказ) Дома рассказ пересказать маме”.
IX этап. Оценка работы детей.