Формирование связной повествовательной речи на материале текста цепной структуры

Разделы: Логопедия


Цели.

  1. Учить детей пересказывать небольшой повествовательный рассказ с опорой на картинно-графический план.
  2. Познакомить детей с правилами смысловой связи предложений повествовательного характера.
  3. Уточнить значение слов, сложных по семантике.
  4. Автоматизировать в речи детей слова, сложные по слоговой структуре.
  5. Развивать объёмную и линейную речеслуховую память.

Оборудование.

  1. Планшет для картинно-графического плана.
  2. Банк предметных картинок для построения картинно-графического плана.

Лексический материал.

1. Текст рассказа.

Как охотник повстречал медвежонка.

(адаптированный рассказ Г.Снегирёва “Медвежонок”)

  1. Охотник набрёл в тайге на поляну.
  2. На краю поляны были заросли малины.
  3. В зарослях малины шуршал какой-то зверь.
  4. Зверь начал подкрадываться к охотнику.
  5. Охотник стал наблюдать за кустами малины.
  6. Неожиданно из кустов вылез медвежонок.
  7. Медвежонок начал обнюхивать охотника.
  8. Вдруг охотник услышал совсем рядом рычание медведицы.
  9. Медведица подскочила к охотнику.
  10. Охотник помчался прочь от медведицы.

2. Слова, сложные по семантике: набрёл, заросли, тайга.

З. Слова, сложные по слоговой структуре.

Подкрадываться Пятисложное слово с двумя стечениями согласных в середине слова
Помчался Трёхсложное слово с двумя стечениями согласных в середине слова

Ход занятия

I этап. Организационный момент.

Цель: собрать внимание детей.

Логопед: “Девочки садитесь, мальчики, садитесь”.

II этап. Подготовка к восприятию новой темы.

Логопед: “Сегодня мы будем учиться составлять рассказ. Догадайтесь, о ком будет этот рассказ”. Логопед загадывает загадку.

Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

III этап. Чтение логопедом рассказа.

IV этап. Сенсорно-словарная работа.

1. Уточнение семантики слов.

Логопед: “Ребята, в рассказе встретились трудные слова, давайте их разберём. Что значит “заросли малины”? (Логопед выслушивает ответы детей)

Послушайте два слова “заросли, зарос”. Здесь есть одинаковые кусочки слов? (Есть) Какие? (Зарос) К слову “зарос” подходит слово “густой” или “редкий”? (Густой) Значит в “зарослях” густо или пусто? (Густо) “Заросли малины” - это место, где густо-густо растёт малина”.

Логопед: “Ребята, как вы понимаете слово “набрёл”? (Логопед выслушивает ответы детей) Это трудное слово. Каким словом его можно заменить? Я назову вам несколько слов, послушайте: вышел, заблудился. Какое слово совсем не подходит к слову “набрёл”? (Заблудился) А какое подходит? (Вышел) Мы говорим: “Шёл, шёл и вышел на поляну”. Раньше, когда люди жили давно-давно, говорили: брёл-брёл-брёл и, наконец, он на поляну на…(брёл). Правильно, набрёл”.

Логопед: “Ребята, а что означает слово “тайга”? (Ответы детей) Тайга – это большой-большой лес, где можно легко заблудиться. В таком лесу больше всего хвойных деревьев”.

2. Работа над словами сложной слоговой структуры.

Логопед: “В рассказе встретились слова, которые трудно произнести. Давайте их проговорим, отхлопывая по слогам”.

3. Развитие объёмной речеслуховой памяти.

Детям предлагается банк предметных картинок, в котором кроме картинок, входящих в денотативно-графическую программу рассказа, присутствуют картинки, к нему не относящиеся: охотник, поляна, медвежонок, зайчонок, медведица, кусты малины, кусты смородины, дерево.

Логопед: “Посмотрите на картинки и отберите только те, о которых говорится в нашем рассказе”.

V этап. Составление картинно-графического плана рассказа. (Смотрите схему рассказа)

Логопед: “Сейчас мы будем “записывать” наш рассказ с помощью картинок. Картинки вставим в квадратики. Квадратики – это слово-предмет, а стрелки – слово-действие. Всё вместе – это предложение”. Я прочту первое предложение, а вы подберите к нему слова-картинки”.

Логопед на доске ставит картинки в соответствующие кармашки.

Логопед: “Стрелкой обозначаем слово-действие. Какое слово обозначили синей стрелкой? (Набрёл)”

Аналогично составляются остальные предложения. В результате выстаивается картинно-графический план.

VI этап. Знакомство детей с правилами смысловой связи в рассказе.

Логопед: “Ребята, обратите внимание, что об одном и том же предмете говорится в 2-х соседних предложениях. Найдите эти слова в 1 и 2 предложениях (во 2 и 3 и т.д.). Эти слова помогают дружить соседним предложениям. Соединяем их красными стрелками. Благодаря этим словам предложения цепляются друг за друга и объединяются в рассказ. Помните, как мы с вами делали гирлянду на новогоднюю ёлку? Покажите, как мы соединяем отдельные кольца вместе. Вот так и наши предложения, соединяясь одно с другим, образуют рассказ”.

VII этап. Пересказ рассказа с опорой на предметно-графическую схему.

1. Инструкция: “Прочитайте каждое предложение по цепочке”.

(Дети проговаривают по одному предложению по цепочке)

2. Инструкция: “Перескажите рассказ целиком”.

(Пересказ текста детьми)

VIII этап. Итог занятия.

Логопед: “Чему мы учились на уроке? (Мы учились составлять рассказ) Дома рассказ пересказать маме”.

IX этап. Оценка работы детей.

Приложение