Комплексное логопедическое занятие по теме "Путешествие в мир весны"

Разделы: Логопедия


Коррекционно-образовательные цели:

  1. Уточнить и расширить словарь по теме: “Весна”.
  2. Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие цели:

  1. Развивать связную речь.
  2. Развивать тонкую моторику и общую.
  3. Развитие речи с движением.
  4. Развивать зрительное и слуховое внимание.
  5. Развивать память, мышление.

Коррекционно-воспитательные цели:

  1. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  1. Пейзажные картины русских художников по теме “Весна”.
  2. Предметные картинки с изображением первоцветов.
  3. Обручи, слайды с изображением весенней природы, музыка из альбома “Времена года” П.И. Чайковского.

Ход занятия

Дети под музыку входят в зал. Презентация. Слайд 1.

Логопед: Дети сегодня мы отправляемся в гости к времени года, которое нравится всем. Оно приходит после зимы.

– Как оно называется? (Слайды 2, 3.)

– Чем весна отличается от других времён года?

– Хотите встретиться с весной?

Скоро наступит лето, а мы с вами отправимся в самое начало весны.

– Как называется период весны, который наступает сразу после зимы?

Давайте сначала прогоним зиму. Скажем все вместе:

– Уходи скорей зима! Ведь весне прийти пора!

Логопед: Зима ушла. Солнце начинает ярко светить. И пригревать землю. Днём звенит весенняя капель.

Пальчиковая гимнастика. Слайд 4, музыка.

Кап, кап, кап звенит капель
Приближается апрель.

Логопед: Побежали весенние ручьи. Послушайте их журчание. Слайды 5–6.

Бегут, поют, переговариваются друг с другом.

Игра: “Веснянка”.

Солнышко, солнышко, (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)
Прилетело сто грачей, (“Летят” по кругу.)
А сугробы тают, тают (Медленно приседают.)
И цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх.)

Логопед: Солнце пригревает всё сильнее, появились первые проталины. Что-то я забыла, что такое проталины? Объясните мне. Слайд № 7.

На проталинах из-под снега стали появляться цветы – первоцветы.

– Какие вы знаете первоцветы? Слайды 8–10.

Дети рассказывают о цветах первоцветах.

Конкурс. Кто быстрее соберёт букет из первоцветов.

Детям предлагается рассмотреть иллюстрации с изображение цветов и выбрать из них только те, на которых нарисованы первоцветы.

Логопед: С юга возвращаются на родину птицы.

– Какие птицы прилетают к нам весной?

Логопед: Давайте отправимся в весенний лес, полный сказок и чудес.

Звучит сигнал паровозного гудка, дети образуют поезд.

Упражнение-игра: “Кто за кем”.

Звучит сигнал, поезд движется (под музыку из мультфильма “Паровозик из Ромашкова”).

Ну, вот мы и приехали в весенний лес. Слайд  11.

Логопед: Ой, как пахнет весной! Давайте вдохнём аромат весеннего леса.

Дыхательная гимнастика (стоя).

Логопед: Ребята, сколько пеньков в лесу. Давайте присядем на них и послушаем звуки леса. Слайд 12. Голоса птиц.

Игра: “Угадай птицу по её пению”.

(Грач, ласточка, кукушка, журавль, воробей.)

Слайды 13–18.

Логопед: Что делают птицы, возвратившись на родину? Слайд 19.

Давайте поиграем в игру – “Птицы и гнёзда”.

Дети бегают под музыку, изображая полет птиц. После остановки музыки дети должны занять свое “гнездо” и произнести слова:

Этот домик мой,
Я прилетел домой.

Звучит сигнал, дети делают поезд и под музыку из мультфильма “Паровозик из Ромашкова” возвращаются в детский сад.

Логопед:

Черёмуха, черёмуха,
Ты что стоишь бела.
Для праздника весеннего,
Для мая расцвела. Слайд 21.

Расцвела черёмуха, сирень,
Зацвели сады, словно их
облили молоком.

– Какие плодовые деревья зацветают весной?

– Кто вспомнит, что у яблоньки появляется сначала – листва или цветки?

Ой, ребята, мы забыли о весенних дождях и первой весенней грозе. Слайд 22.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Музыканты, художники, поэты восхищались красотой этого времени года!

– А вы, знаете стихи о весне?

(Дети читают стихи.)

Логопед: Поэты пишут стихи. Художники рисуют картины. А композиторы сочиняют музыку. Сегодня с вами мы послушаем музыку П. И. Чайковского о весне, из альбома “Времена года”. Слайды 23–28

Логопед:

Прощай, весна, прощай, красна!
Ты в гости приходи сама!

Давайте, ребята, как художники, нарисуем рисунки о весне.