Квест-игра "Путешествие по стране русского языка"

Разделы: Логопедия


Введение

По окончанию 2012 – 2013 учебного года для учащихся 3-4-х классов, посещающих занятия в ГБОУ ЦППРиК “Ясенево” по программе “Коррекция дизорфографии” был организован квест. Данное мероприятие проходило, на прилегающей территории к зданию данного центра.

В основу разработки внеурочного мероприятия легла идея организации сотрудничества учащихся разных групп и разного возраста для закрепления знаний полученных на занятиях в течение года. В ходе игрового занятия школьники решали мини-задачи исследовательско-познавательного характера. Такая форма работы обеспечивает у учащихся развитие универсальных учебных действий:

  • познавательных;
  • регулятивных;
  • коммуникативных;
  • личностных способностей.

Для проведения мероприятия была выбрана технология образовательного квеста, во время которого участники выполняли различные задания интеллектуального характера, связанные с русским языком. В процессе мероприятия учащиеся определяли путь поиска, решали промежуточные задачи, которые являлись частью основного задания – поиск букв ключевых слов. Такая форма итогового занятия достаточно быстро привлекла внимание детей, и они стали действовать.

Организация работы

Отправной точкой нашего квеста являлась веранда. Перед началом игры детям было сказано, что по версии энциклопедии wikipedia.org понятие quest (квест) имеет несколько значений. Приведем примеры некоторых из них:

  • Квест — интеллектуально-экстремальный вид игр на улицах города и за его пределами;
  • Квест — компьютерная игра-повествование, в которой герой продвигается по сюжету и взаимодействует с миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач;
  • Квест — задание, которое требуется выполнить персонажу (или персонажам) для достижений игровой цели. После выполнения получаете бонусы. Чаще всего квесты представляют собой задание пойти куда-то в определенное место (не всегда указанное) и выполнить очередное задание;
  • Веб-квест (Web-Quest – в переводе с английского языка quest – это поиск, web – паутина, сеть. Дословный перевод: веб-квест = интернет-поиск) – это самостоятельная поисковая деятельность на просторах сети Интернет по одной или нескольким ветвям заранее заготовленного маршрута к определенной цели, поставленной в начале маршрута, в ходе которой приходится получать и анализировать встречающуюся информацию для того, чтобы перейти к следующему этапу на пути к цели.

После учащиеся определили капитана команды, который и являлся хранителем мешочка, с найденными буквами.

Время проведения 45 – 60 минут. Квест состоял из 12 этапов.

Этапы работы

На каждом этапе дети от организатора получали карточку-подсказку для ориентирования на местности, с помощью которой они искали спрятанную букву. После того, как учащимся удавалось найти букву, для того, чтобы получить следующую карточку-подсказку, школьникам было необходимо выполнить интеллектуальное задание, связанное с русским языком, которое они получали от организатора.

Карточки-подсказки и задания

  1. Дерево со скворечником, буква А
  2. Качели-вертолёт, буква Л
  3. Веранда, буква К
  4. Комплекс, где можно позаниматься спортом, буква Н
  5. Клумба при входе на территорию центра, буква А
  6. Одна из скамеек на веранде, буква У
  7. Между кустами, буква Р
  8. Там, где есть две лестницы, буква Ы
  9. Одна из клумб, буква И
  10. Около входа в здание центра У
  11. Декоративный забор, буква К
  12. Подоконник, восклицательный знак (!)

Заключение

Таким образом, прохождение квеста чем-то напоминает решение своеобразной логической головоломки. Подводя итог, мы можем с уверенностью утверждать, что квест – это универсальная игра, которая подходит для любого возраста участников, может быть проведена в любом месте и требует минимальной подготовки.

После того, как учащимся удалось собрать все буквы, они выложили на магнитной доске ключевые слова УРА КАНИКУЛЫ!

Использование проектного метода делает учащегося самостоятельным, приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях, способствует развитию познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического мышления, навыков информационной деятельности. С использованием игровых технологий учитель получает действенный способ формирования мотивации учения, творческого осмысления материала, тщательного закрепления знаний. Игровые методы необходимы в рамках преподавания предметов, имеющих “практическую составляющую”, таких, например, как математика.

Включение в образовательный процесс квест-проектов позволит:

  • развивать навыки информационной деятельности человека;
  • формировать положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повысить мотивацию обучения, качество усвоения знаний по изучаемому предмету;
  • развивать творческий потенциал школьников;
  • формировать общеучебные умения овладения стратегией усвоения учебного материала.