Цель:
- Расширять словарь в рамках лексической темы “Домашние животные”
- Уточнение семантики слов.
- Расширение слухового внимания, памяти, логического мышления.
- Активизация детей через игровую деятельность.
Оборудование: компьютерная презентация - игра “Кто, где живёт?”, “День рождения кролика”, предметные картинки с изображением домашних животных, фланелеграф, аудиокассета. Классическая музыка для детей, запись голосов животных.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети входят в группу. Логопед приглашает всех детей встать вокруг него на ковре.
а) игра “Будь внимательным.”
Л: Сейчас мы с вами ребята по играем, вы будете выполнять только те движения, которые я назову:
В стороны руки ими помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
Руки в замок и назад.
Прилетела птица - мать
Малышам жуков искать
Полетела, полетела на головку села (на плечи, на колени, на животик, на затылок)
Сбивчивый момент: Логопед периодически выполняет не те движения, которые называет
Б) игра “Летает - не летает.”
Л: Называет предметы если этот предмет летает (может летать), ребенок должен потопать, если не летает – похлопать в ладоши.
Слова: мяч, самолет, стол, гусь, лампочка, котенок, ракета, цветок, снег, апельсин.
Л: Какое слово из перечисленных обозначает животное? (котенок)
Д: котенок.
Л: Я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется “Котенок”
Дети выбирают ведущего. Ему завязывают глаза и ставят в центр круга. Ведущий читает стихотворение:
Гладим котика рукой,
Выгнул спинку он дугой.
Потянулся и зевнул,
Замурлыкал и заснул.
Кто то, из детей ему должен ответить: “Мяу-мяу” По голосу водящий должен определить, кто ему ответил. Если он угадает, кого разгадали, становится ведущим.
Отгадай загадку покажи отгадку.
Дети должны отгадать загадку и в движении показать животное.
1.
Спереди – пятачок,
Сзади – крючок,
Посредине - спинка,
А на ней щетинка.
(свинья, поросенок)
2.
Цокают копытца
Мой приятель мчится!
Знает что овес
Я ему принес
(конь)
3.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая.
Часто умывается,
А с водой не знается.
(кошка)
4.
Каждый вечер так легко
Она дает нам молоко
Говорит она два слова,
Как зовут ее
(корова)
5.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек,
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи.
(собака)
6.
Кто ни в жару, Ни в стужу,
Не снимает шубу?
(овца, баран)
Л: О ком все загадки?
Д: О домашних животных
Объяснить семантику слов:
Л: Сегодня мы поговорим о домашних животных.
Повадка - особенности поведения животного, чем оно отличается по поведению от других животных.
- Табун (стадо) большое стадо лошадей, коров на пастбище.
- Корыто - посуда, в которой кормят поросят.
- Ясли - кормушка для животных, куда кладут сено.
Л: Чем дикие животные отличаются от домашних.
Д: Дикие животные живут в лесу, сами себе добывают пропитание, а о домашних животных заботится человек.
Д/и: “Кто в хозяйстве живет, что хозяину дает?”
- корова - молоко,
- кошка - ловит мышей,
- собака - охраняет дом, помогает на охоте,
- овца (баран) - дает шерсть,
- конь - помогает перевозить тяжелый груз, пахать землю.
Л: Ведь животные не могут жить на улице, им где, то надо укрываться от дождя, жары, холода. И поэтому человек для животных построил жилье. А вы знаете, как оно называется. У каждого животного есть свое жилье.
Д/и: “Кто где живет?” (Приложение №1)
Кошка - в доме, собака - в будке, конь (лошадь) - в конюшне, корова - коровник, овца (баран) - хлев, свиньи (поросята) - свинарник.
Д/и: “День рождение” (Приложение №2)
Л: Кролик тоже домашнее животное, а живет он в крольчатнике и у него сегодня праздник. Кролик пригласил друзей, они пришли с подарками. Что любит кролик.
Д: капусту, морковку, капусту, травку, осиновые веточки.
Л: Кролик ждал гостей и приготовил им любимые лакомства. Кого угостим?
- Овсом угостим – (конь),
- косточкой угостим – (собака),
- сеном угостим – (корова),
- овощами угостим – (свинья),
- молоком угостим – (кошка).
Физкультминутка.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим,
Ветер дунул - полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Л: У каждого предмета, растения или животного было свое прошлое. Скатерть была ниткой, а нитки сделали из растений под названием хлопок. А для того чтобы растение выросло в поле, его засеяли семенами хлопка. Так свое происхождение нарядная скатерть ведет из маленького семечка, посаженного в землю. Так можно проследить прошлое и любого животного. Ведь не у всех животных название их детенышей похожи на имена взрослых. Я вам предлагаю поиграть в игру с мячом “Мама и малыш.”. Я бросаю мяч называю взрослого животного, а у кого будет мяч называет детеныша.
Игра “Мама и малыш.”
- Кошка – котенок,
- собака – щенок,
- корова – теленок,
- овца – ягненок,
- свинья – поросенок,
- лошадь – жеребенок.
Пальчиковая гимнастика “Кот.”
Л: Мы, очень много рассказали о животных, а как они выглядят вы, хорошо знаете.
Давайте поиграем пальчиками и покажем животных.
Вот пятеро котят
Один ушел и нет его,
Один ночной порой на дерево залез.
Дети из пальчиков показывают фигурки котенка, собаки, кролика.
Игра “Чья? Чей? Чье? Чьи?”
На фланелиграфе показывать картинки с частями тела животных.
- Хвост кошки – кошачий хвост.
- Уши кошки кошачьи уши.
- Лай собаки – собачий лай.
- Вымя коровы – коровье вымя.
- Рога коровы – коровьи рога.
- Грива коня – конская грива.
- Хвост коня – конский хвост.
- Копыта коня – конские копыта.
- Хвост свиньи – свинячий хвост.
Л: Мы с вами общаемся, при помощи слов составляя из них предложения. Животные тоже общаются с нами и между собой, издавая определенные звуки. Дети слушают запись звуков животных. “Кто что делает?”
- кошка – мурлычет,
- собака – лает,
- корова – мычит,
- конь – ржет,
- овца – блеет,
- свинья – хрюкает.
Упражнение для развития связной речи.
Л: Кто может объяснить пословицу.
“Собака друг человека.”
Что общего у слов и чем они отличаются?
Кошка, лиса, лошадь, корова, волк.
Д: ответы детей.
“Хозяюшкин дворик.”
Л: Ребята, сегодня мы с вами, очень много говорили о домашних животных.
Что нового и интересного узнали о животных.
Д: ответы детей.
Л: Вот ребята, посмотрите, у нас есть дворик с постройками для животных, но пуст здесь нет животных. И хозяйка заждалась ей не за кем ухаживать. Давайте с вами, слепим любимых домашних животных. И они будут жить в этом дворике. Дети выполняют задание звучит музыка по завершению работы, ставят свои поделки к нужной постройки.
Итог занятия: Ребята, спасибо вам за помощь, а на память вам от хозяюшки медальоны с изображением домашних животных.