Задачи:
Коррекционно-образовательные
:- уточнение, расширение и активизация словаря предметов, признаков и действий по теме “Зима”;
- закреплять навык правильного звукопроизношения звука С;
- образование родственных слов;
- обогащение словаря антонимов;
- формирование согласования существительных с прилагательными и глаголами в единственном числе женского и мужского рода;
- учить образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- воспитание умения понимать смысл образных выражений.
Коррекционно-развивающиеся
:- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие ритмического слуха;
- развитие артикуляционной, мимической моторики;
- формирование навыков саморегуляции, речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу;
- закрепить умения осознавать и передавать свое эмоциональное состояние посредством цвета;
- закреплять певческие навыки выразительного исполнения песен;
- развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти;
- развитие долговременной памяти через заучивание пословиц о дружбе.
Коррекционно-воспитательные
:- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности;
- воспитание уважения к великой силе любви и дружбы, умение ценить и беречь эти чувства.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: мультимедийная презентация (при невозможности ее использования: картинки с изображением героев сказки "Снежная Королева", сада цветов); аудиокассета или диск с музыкой и звуками, бумага гофрированная или разноцветные салфетки (прямоугольной формы по количеству детей), прищепки (по количеству детей), корзина для цветов, макет дворца Снежной Королевы, конверты с разноцветными осколками (по количеству детей), два письма, стенд “Цель”, веревка, мячики “Су-Джок” (по количеству детей), макет сердца, 4 сегмента сердца с надписями, зефир в пакетике (по количеству детей).
Предварительная работа: Чтение сказки Г.Х. Андерсена “Снежная королева”, слушание песни “Если с другом вышел в путь”.
1. (Слайд 2) Знакомство “Доброе утро в ладоши – знакомство” – психогимнастика (дети стоят в кругу, логопед первая называет свое имя и передает воображаемое “Доброе утро” из своих ладошек в ладоши рядом стоящего ребенка, тот произносит свое имя и передает “Доброе утро” в ладоши следующего ребенка и т.д.). По окончании знакомства, все взялись за руки.
Логопед: Мы спокойны и добры, мы приветливы, нежны. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту (руки вверх), а выдохните через рот все обиды и огорчения (руки вниз).
2. Логопед: Если добрый день с утра, в сказку нам дружок пора: (Слайд 3) Крибле-крабле-снуре!!! Снуре-базилюре!!! (Под музыку “Где же сказка?” дети занимают свои места за столами.)
3. (Слайд 4) Музыка “Вой ветра – вьюги, метели, пурги, бурана”. Логопед: какое время года? (зима, холодно). От такого ветра и нам что-то стало холодно! Давайте согреемся (массаж мимической мускулатуры):
(Слайд 5)
Мы ладошки растираем и лицо обогреваем,
Растираем лобик тоже, теплым стать ему поможем,
Щечки надуваются, губки улыбаются.
(Слайд 6) Подбородок разотрем, губки дружно пожуем.
Здесь живем наш язычок (показать), пусть погреется дружок (пожевать язык передними зубами).
А теперь спрятали теплый язычок за нижние зубки и сами изобразим холодный зимний ветер (дети имитируют ветер звуком С-С-С по тыльной стороне ладони) (Слайд 7).
4. Логопед: Вьюга принесла нам два письма. Давайте их прочтем:
(Слайд 8) 1-е письмо от Снежной Королевы: “Я – повелительница льда! Братец Кай среди снегов, средь холодных белых льдов. В царстве вьюги и пурги сможете его найти. Да! Сердце Кая я взяла! Чтоб сердце Кая вам собрать осколки нужно всем искать! Когда осколки соберете, тогда и сердце вы найдете!” (Макет сердца, разделенного на сегменты-осколки.)
(Слайд 9) 2-е письмо от Герды с просьбой о помощи: Как давно мой Кай пропал, видно он в беду попал! Нужно в путь мне отправляться, отыскать скорее братца! Вы поможете, друзья, быть одной никак нельзя?
5. Логопед: Ребята, Снежная Королева разбросала осколки сердца, но мы их найдем и сердце Кая оживет!
(Слайд 10) Зашагали ножки весело по кругу, приведут нас ножки по дорожке к другу, 1, 2, 3 – здравствуй, говори, 1, 2, 3 – руки ты пожми.
6. (Слайд 11) Логопед: Ах, какой чудесный садик нам повстречался на пути! Чтобы в него войти, повторяйте за мной (наращивание фразы): Вдох – Ах! (на выдохе). Вдох – Ах, как! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно пахнет! (На выдохе.) Вдох – Ах, как приятно пахнет цветами! (на выдохе). Как приятно здесь дышать, может здесь нам кто подскажет, где нам Кая отыскать?
(Слайд 12) Посмотрите, кого первой мы встретили – это волшебница сада цветов.
Здесь всегда лето и поэтому волшебница совершенно не знает ничего о зиме. Давайте ей расскажем (словесные игры):
– “Зима какая?” (Слайд 13) (Холодная, морозная, белоснежная, суровая, сказочная, студеная и т.д..)
– без чего не бывает зимы? (Без снега.)
– “Снег какой?” (Слайд 14) (Белый, пушистый, мягкий, холодный, колючий, легкий и т.д..)
– “Снег что делает?” (Слайд 15) (Падает, кружится, ложится, метет, хрустит, сверкает, искрится, прилипает и т.д..)
– “Доскажи словечко”: Тихо, тихо, как во сне, падает на землю... (снег)
(Слайд 16)
С неба всё скользят пушинки – серебристые... (снежинки). (Слайд 17)
На поселки, на лужок тихо падает … (снежок). (Слайд 18)
Вот веселье для ребят, все сильнее... (снегопад). (Слайд 19)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в ...(снежки). (Слайд 20)
Словно в белый пуховик, нарядился... (снеговик). (Слайд 21)
Рядом снежная фигурка-это девочка... (снегурка). (Слайд 22)
На снегу-то посмотри?-с красной грудкой... (снегири). (Слайд 23)
Словно в сказке как во сне, землю всю украсил... (снег). (Слайд 24)
Логопед: Какие слова-отгадки вы назвали? Какое слово входит во все отгадки?
(Снег.) Это слово – мама, а остальные слова родственники. За отличное описание
зимы волшебница цветочного сада отдает нам первый осколок сердца Кая (Слайд 25),
на нем написано: “Дерево сильно корнями, а человек друзьями”. Вот осколок за
старание, добрый путь вам, до свидания!
7. (Слайд 26) Логопед: Побежали ножки весело по кругу, приведут нас ножки по дорожке к другу, 1, 2, 3 – Здравствуй, говори, 1, 2, 3 – руки ты пожми.
8. Логопед: А вот и второй наш друг – это...? (Карканье.) Ворона (Слайд 27). Ворона – это какая птица? (Зимующая.) А еще, каких зимующих птиц вы знаете? (Синичка, воробей, голубь, дятел и т.д.) Ворона привела нас к принцу и принцессе (Слайд 28).
Принц очень любит свою принцессу и даже зимой хочет ей подарить большой букет цветов. Давайте ему в этом поможем. Сегодня мы будем делать цветы необычным способом – из скомканной бумаги – салфеток. Чтобы сделать цветок нам нужно взять лист бумаги прямоугольной формы. Смять ее в ладонях, поочередно правой и левой рукой, чтобы бумага стала мягче. Расправить комок бумаги и сложить его пополам, линию сгиба сгладить пальцами. По линии сгиба собрать в гармошку, закрепить прищепкой и расправить лепестки. А теперь все ваши цветы мы помещаем в корзинку (ребенок, помещая цветок в корзину говорит: Я дарю красный цветок и т.д.). Посмотрите, какой чудесный букет у нас получился! (Слайд 29) За наши красивые цветы принц и принцесса отдали нам второй осколок сердца Кая (Слайд 30) с надписью “Без друга на сердце вьюга”.
Вот осколок за старание, добрый путь вам, до свидания!
9. (Слайд 31) Логопед: Поскакали ножки весело по кругу, приведут нас ножки по дорожке к другу, 1, 2, 3 – хлопай веселей, 1, 2, 3 – обнимись скорей.
10. Логопед: Привели нас ножки прямо к маленькой разбойнице (Слайд 32). Какие же они с Гердой разные!
(Сравнение Герды и маленькой разбойницы – слова антонимы: добрая-злая, бедная-богатая, вежливая-грубая, грустная-веселая, голодная-сытая, тихая-громкая, трудолюбивая-ленивая, слабая-сильная, аккуратная-неряшливая, робкая-смелая, хорошая-плохая.)
11. Ребята, ведь никогда не поздно стать хорошей и первое чему научим мы маленькую разбойницу – это говорить слова ласково: (Слайд 33) зима (зимушка), снеговик (снеговичок), мороз (морозец), лед (ледок), метель (метелица), снег (снежок). (Слайд 34) снежинка (снежиночка), сугроб (сугробик), снегирь (снегирек), санки (саночки) сосулька (сосулечка).
Разбойница (логопед): Спасибо вам, друзья, за то, что научили меня говорить слова ласково. За вашу доброту я отдам вам третий осколок сердца Кая (Слайд 35) с надписью “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”. Вот осколок за старание, добрый путь вам, до свидания!
(Слайд 36) Эй, олень, быстрей скачи и копытом постучи! (Стук копыт.) Помоги моим друзьям добраться до замка Снежной Королевы!
12. Логопед: Ребята, а вы знаете, как скачет олень? (Слайд 37) (Отстукивание ритма ладошками по коленям: сначала медленно раз-два, а затем в быстром темпе.) Мы скачем не спеша (подскоки на месте). Как погода хороша. Ловим снег – хлопок в ладоши, Не боимся мы пороши.
А вот и последний друг на нашем пути – Лапландка (Слайд 38).
К дому Лапландки ведет узкая тропка (Слайд 39). Лапландка старая женщина и уже плохо слышит, поэтому нам надо суметь до нее достучаться. Помогут нам в этом волшебные снежки – Су-Джок (Слайд 40): 1–2–3–4 мы с тобой снежок лепили. Круглый, крепкий, нет – не гладкий и совсем-совсем не сладкий. Можно снег есть? (Нет.)
(Слайд 41) (Дети идут по веревочке, руки в стороны и кидают мячики “Су-джок”, пытаясь попасть в стенд “Цель”.) Размахнись рукой – бросок! Прямо в цель летит снежок.
Лапландка (логопед): Какие вы ловкие, смелые! Вот осколок за старание, добрый путь вам, до свидания!
Логопед: Лапландка нам отдала четвертый осколок сердца Кая (Слайд 42) с надписью “Добро побеждает зло”.
13. (Слайд 43) Логопед: Ребята, а вот и замок Снежной Королевы.
(Слайд 44) Снежная Королева (логопед):
В моём царстве тишина, только холод и покой,
Здесь метет метель одна, нет здесь ноты ни одной!
Нет ни музыки, ни песен, здесь никто не будет весел!
Потому что я одна – Королева Снежная!!!
(Слайд 45) Логопед: Ребята, посмотрите на замок Снежной Королевы – он тихий и безликий, везде только белый цвет. Чтобы победить Снежную Королеву, нам надо добавить цвета замку и спеть песню про друга. Помогут нам в этом рисунки Лапландки и волшебные цветные ледяные осколки. Каждый из вас должен выбрать осколок того цвета, который вам больше всех нравится, который соответствует вашему настроению и прикрепить его на замок (Слайд 46) (по образовавшейся на замке цветовой гамме логопед определяет психологический настрой данной группы детей: предпочтение красному цвету – общительны, обладают волевым характером, смелы, но очень вспыльчивы; оранжевый – любимый цвет детей, обладающих незаурядной интуицией, они мечтатели и фантазеры; желтый – общительны, любопытны и легко находят контакт со сверстниками; коричневый цвет – этот выбор говорит об уверенности ребенка в завтрашнем дне; зеленый цвет – ребенок настойчив, всегда добивается своей цели; синий цвет – скромен, спокоен, легко идет на контакт, трудолюбив; черный цвет – этот выбор должен насторожить родителей и педагогов, т.к. ребенок неуверен в себе, ему неуютно и он несчастлив). (Слайд 47)
Дети по пиктограммам поют первый куплет и припев песни “Если с другом вышел в путь”
14. Логопед: А теперь давайте вставим все осколки сердца Кая, которые мы получили в пути от друзей, чтобы оно стало опять горячим, добрым и нежным (дети вспоминают пословицы и поговорки, написанные на сегментах-осколках).
(Слайд 48) (Звучит волшебная музыка.) Кай и Герда снова вместе! В пути мы сердце Кая собрали, и чары Снежной Королевы все пропали.
15. Логопед (сюрпризный момент): Ребята, не только чары, но и сама Снежная Королева исчезла, оставила после себя только сугроб (Слайд 49), да не простой, мы же с вами в сказке, значит и сугроб волшебный, давайте посмотрим, что у него внутри – это маленькие сладкие сугробики-зефирки.
16. (Слайд 50) Логопед: Были испытанья, было тяжело, но всегда помогут дружба и добро! Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло! (Ю.Энтин.) (Под музыку логопед раздает каждому ребенку по пакетику с зефиром.)