Какими бывают звуки?
Звуки – это все что мы слышим
вокруг себя.
Их великое множество и они все разные.
Даже когда очень тихо, они всё равно присутствуют
вокруг нас, только надо хорошо прислушаться. Мы
можем узнавать знакомые звуки, закрыв глаза, а
можем вспомнить и представить их, даже не слыша.
Это благодаря тому, что у нас есть слуховая
память.
Звуки бывают речевые, неречевые и музыкальные.
Речевые звуки – это звуки
человеческой речи, то что мы с вами говорим.
(проговорить своё имя, затем пропеть его на одной
ноте, по трезвучию вниз от соль ми до пример: Миша,
Ми-шень-ка)
Неречевые или шумовые – это шум дождя за окном, хлопанье в ладоши, кашель жужжание шмеля, писк комара, шелест листьев и другие звуки природы, человеческого труда.(привести примеры неречевых звуков (кукует кукушка, дует ветер, шелестит листва, хлопаем в ладоши, прожужжать как пчела и т.д.)
Игра «Узнай по голосу»
Ваня ты сейчас в лесу.
Мы зовём тебя: «ау»!
Ну-ка глазки закрывай не робей
Кто позвал тебя узнай поскорей!
Шумовые звуки используют в музыке для создания
звуковых эффектов.
Для того чтобы изобразить как течет ручей, или
гремит гром используют шумовые инструменты:
Трещотки, барабаны, тарелки, ложки.
Шелест деревьев могут изобразить маракасы
(привести пример игрой на этих музыкальных
шумовых инструментах)
Музыкальные звуки
Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем,
что их можно сыграть или пропеть.
У них есть мелодия.
Звуки музыкальные различаются тембром–
окраской звука.
Громкостью
Длительностью
Высотой
Человеческий голос – это тоже музыкальный
инструмент
По высоте звуки бывают:
Высокие и низкие
По громкости :
Громкие и тихие
По длительности:
Длинные и короткие
По тембру:
Резкие и мягкие, певучие и хриплые и
другие.(примеры проиграть на баяне).
В отличие от музыкальных звуков, в шумовых нельзя
определить
их высоту.
Без мелодии музыка немыслима.
Музыкальные инструменты способны передать очень
много разных оттенков в музыке.
Человеческий голос – это волшебный инструмент
Он может петь высокие и низкие звуки. У детей тонкие высокие голоса. У мужчин гулкие и низкие, а у женщин нежные и мелодичные. (примеры прослушать высокий женский голос–сопрано, мужской низкий голос – бас)
Смена времен года – это ритм планеты
В любой музыке кроме мелодии важен ритм. Всё в
мире имеет ритм.
Наше сердце – сердечный ритм, есть ритм мозга,
есть суточный ритм – утро, день вечер и ночь.
Ритм в переводе с греческого
означает «мерность» – это равномерное
чередование, повторение коротких и длинных
звуков.
Сыграть примеры разных ритмов (колыбельной,
марша, вальса)
Плавный ритм придаёт музыке лиричность.
Прерывистый ритм – создаёт ощущение тревоги,
волнения
Метроном – источник ритма в музыке
Музыка без ритма воспринимается как набор
звуков а не мелодия.
Метроном – это такой прибор, с
помощью которого можно задать ритм, и он будет
его отстукивать, как «громкие часы».
Он помогает музыканту держать определённый ритм
длительное время.
Если музыкант не попадает в ритм, то у слушателя
возникает чувство дискомфорта. (Слушание
метронома)
Средства музыкальной выразительности в музыке
Кроме мелодии и ритма в музыке важен тембр,
лад, динамика, темп и размер.
Тембр – это окраска звука.
Каждый человеческий голос имеет свой тембр
голоса. Благодаря тембру мы можем различать
голос человека или музыкального инструмента, не
видя его, а только слыша.
Динамика – это сила звучания
музыки.
Музыкальное произведение может исполняться
громко «Форте», или тихо «пиано»
Провести игру «Узнай по голосу»
Дети становятся в круг выбирают водящего.Он встаёт в круг, все идут по кругу держась за руки со словами:
Ваня, ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя: Ау,
ну-ка, глазки закрывай, не робей,
Кто позвал тебя узнай поскорей!
Учитель показывает на одного из ребенка, он говорит «Ваня!», тот кто находится в круге должен открыв глаза узнать по тембру голоса ребенка назвав его по имени.
Лад: мажор, минор
Темп: быстро, медленно
В музыке существуют два контрастных лада –
мажор и минор.
Мажорная музыка воспринимается слушателями как
светлая, ясная, радостная.
Минор – как печальная и мечтательная. Пропеть
Солнышко мажорное трезвучие, показать картинку
солнышка,
Пропеть тучка – показать картинку дождика или
тучки.
Пропеть песенку «Чижик-пыжик» ( раздать по числу
детей карточки где нарисована тучка–означающая
минор, и карточка с солнышком, который рисует
мажор)
Чижик-пыжик, где ты был?
Я всю зиму в клетке жил
Где ты клювик замочил?
В клетке я водичку пил.
Что ты чижик похудел?
Я всю зиму проболел
Чем же клеточка плоха?
Ведь неволя так горька.
Чижик, хочешь к нам сюда?
Ой да да да да да да!
Ну-ка, чижик, вылетай!
Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй!
Темп – это скорость исполнения музыкального
произведения. Темп бывает медленный, умеренный и
быстрый.
Для обозначения темпа используются итальянские
слова, которые понятны всем музыкантам в мире.
Быстрый темп – аллегро, престо; умеренный темп –
анданте; медленный адажио.
Провести игру «Карусель» (закрепление понятия темп)
Еле, еле, еле, еле,
закружились карусели
а потом, потом, потом.
Все бегом бегом, бегом
Тише тише, не спешите
Карусель остановите.
Раз, два, раз два.
Вот и кончилась игра.