Современные инновационные технологии в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

Разделы: Логопедия


Основная задача деятельности учителя-логопеда – помочь дошкольникам преодолеть речевую патологию и подготовить их к обучению в школе. В силу объективных причин в условиях логопедического пункта обучение детей с тяжелыми речевыми нарушениями часто занимает более продолжительное время, чем в условиях логопедической группы, но достичь максимального результата, сократив время обучения, возможно, если наряду с традиционными методами активно применять современные инновационные технологии.

На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, опираюсь на один из ведущих принципов обучения – принцип наглядности. Коррекцию звукопроизношения осуществляю с опорой на слуховой, зрительный, тактильный и речедвигательный анализаторы. Чем больше анализаторов задействовано в коррекционной работе над звукопроизношением, тем эффективней ее результат.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкнет к новым звукам с правильной артикуляцией. Каждый логопед знает, как утомляет детей бесконечные повторения речевого материала во время автоматизации. Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в тоже время продуктивными?

В систему своих коррекционных занятий по автоматизации звуков я включаю такой прием как выкладывание картинок из счетных палочек или спичек к стихам, чистоговоркам, скороговоркам с автоматизируемым звуком. Этот прием позволяет более эффективно автоматизировать звуки, решать одновременно несколько задач:

– развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного произношения;
– овладение контролирующей, планирующей и регулирующей функцией речи при закреплении автоматизируемого звука;
– развитие тонкой моторики, оптимизация мышечного тонуса пальцев рук;
– развитие межполушарного взаимодействия;
– развитие психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления)

Для достижения целей автоматизации звуков с применением заданий по развитию мелкой моторики и зрительного гнозиса в процессе выкладывания картинок из счетных палочек, спичек следует придерживаться следующих принципов:

– наглядности, обеспечивающей взаимосвязь всех анализаторных систем ребенка;
– постепенного повышения требований – переход от более простых к более сложным заданиям по мере формирования и овладения закрепляющимися навыками;
– индивидуализации, учитывающей возрастные, физиологические особенности и характер патологических процессов речи;
– многофункционального подхода, предусматривающего одновременное решение нескольких коррекционных задач.

Задания по выкладыванию картинок из палочек в своем применении многофункциональны. Процесс выполнения задания можно разделить на несколько этапов.

I. Сначала логопед разучивает стихотворение, чистоговорку или потешку с автоматизируемым звуком, соблюдая все классические требования в коррекционном процессе.

II. Затем ребенку предлагается проиллюстрировать этот стихотворный текст выкладыванием картинки из счетных палочек по образцу.

III. После того, когда картинка готова, ребенок вновь уже самостоятельно рассказывает стихотворение, контролируя поставленный звук на протяжении произнесения всего текста.

Можно усложнить задание, предложить ребенку отвернуться и убрать несколько палочек из готовой картинки. При этом образец с картинкой не использовать. А затем попросить ребенка рассказать еще раз разученное стихотворение без ошибок.

На последующих занятиях детям предлагается вспомнить то или иное стихотворение и выложить картинку по памяти. Для формирования творческих возможностей детям предлагается придумать и сложить свою картинку, т.е. реализовать свои индивидуальные способности. Как вариант может быть предложено исполнение картинки в противоположном направлении или с изменением размера, цвета и т.д.

Все задания делятся по разделам автоматизируемых звуков – свистящие, шипящие, соноры.

Примерные варианты схем выкладывания картинок из счетных палочек, спичек.

Развитие пальцевой моторики для автоматизации звуков стимулирует действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на коррекции звукопроизношения, так же помогает разнообразить монотонный процесс автоматизации звуков, превращает занятия в интересную игру, создавая развивающую среду, способствует двигательной активности, что так необходимо детям с речевой патологией, а самое главное, увлекательно и быстро автоматизировать звуки.

В настоящее время все чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта, (дизартрия, ОНР на фоне дизартрии) когда нарушению формирования основных компонентов речевой системы сопутствует еще и недоразвитие таких психических процессов как восприятие, память, внимание, что конечно же замедляет и удлиняет процесс автоматизации звуков.

С данной категорией детей на своих занятиях применяю мнемодорожки или мнемотаблицы для проговаривания четверостиший или коротких рифмованных фраз с целью автоматизации поставленных или дифференциации оппозиционных звуков.

Мнемодорожки, мнемотаблицы представляют собой карточку, в которой схематично изображено содержание того или иного стихотворения, рассказа в определенной последовательности. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощь которого схематические изображения помогают автоматизировать нужные звуки и активизировать мыслительные и мнестические процессы.

Примерные варианты мнемодорожек, мнемотаблиц для автоматизации свистящих и шипящих звуков.

Мнемотехника– облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении.

Процесс запоминания делится на четыре этапа:

– кодирование элементов информации в зрительные образы;
– собственно сам процесс запоминания;
– запоминание последовательности информации;
– закрепление информации в памяти.

Использование мнемодорожек, мнемотаблиц позволяет ускорить процесс автоматизации поставленных звуков и развивать память через приемы опосредованного запоминания.

Большое затруднение у детей с ОНР вызывает планирование высказывания. С целью преодоления этих затруднений применяю прием пошаговой зарисовке содержания рассказа, то есть самостоятельного составления мнемотаблицы.

Сначала совместно разрабатываем унифицированные символы, обозначающие различные признаки. Обучение начинается с составления мнемотаблиц педагогом на доске. Затем ребенку дается шестиклеточный бланк, по ходу рассказа педагога он заполняет его символами, опираясь на которые составляет рассказ-описание о любом предмете лексического цикла.

Целенаправленная, планомерная и систематическая коррекционная работа с активным применением традиционных методов обучения и современных инновационных технологий, основанных на принципе наглядности, позволяет достичь максимального результата, сократив время обучения дошкольников в условиях логопедического пункта.