Речь – это визитная карточка любого человека. Чем раньше и легче ребенок сможет говорить, тем раньше и лучше созреет его интеллектуальная деятельность.
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка со взрослым. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым (матерью).
С рождения малыш плохо видит, самостоятельно не передвигается и, естественно, не говорит. Но зато он слышит. Слух у новорожденного развит хорошо. Научные исследования показывают, что даже во время беременности плод реагирует на различные звуковые сигналы.
С самых первых дней жизни (и даже раньше) ребенок начинает впитывать слова взрослых и другие окружающие звуки. Причем эти слова и звуки записываются в мозг без всякого усилия со стороны малыша. Объем речевой памяти безграничен. Но вот будет ли малыш затем воспроизводить свои записи – зависит от того, как часто взрослые будут повторять одни и те же слова и фразы. Чем раньше и чаще читать малышу книжки, тем раньше он порадует своими первыми словами.
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
ГОТОВИМСЯ ЗАГОВОРИТЬ
Первый год жизни является в определенной степени “судьбоносным” в жизни ребенка. Именно в этот период происходит его “первичное обучение” - закладывается фундамент для последующих более сложных форм обучения. Нужно разговаривать и заниматься с ребенком с первых дней его рождения, а лучше и раньше.
До первых слов уже не так далеко, и это время пролетит быстро. На первом полугодии жизни центр речи еще не созрел для говорения, но он прекрасно впитывает звуки и слова. Чем больше вокруг ребенка будет человеческой речи с первых дней его жизни, тем раньше он заговорит и тем богаче будет его первый словарик. Поэтому усилия взрослых предполагают следующие направления:
- грамотное речевое и звуковое поведение взрослого;
- активное использование врожденных “речевых” рефлексов;
- подключение максимального количества органов чувств.
Маленькие дети усваивают информацию со скоростью, поражающей наше воображение.
Вы только дайте старт и отойдите в сторону.
Глен Доман, американский педагог
ОЗВУЧИВАНИЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ
Нужно постоянно разговаривать с ребенком при любом контакте во время его бодрствования. Любое действие по уходу за ребенком необходимо сопровождать объяснением всех манипуляций (режимные моменты – просыпание, умывание, подмывание, купание, кормление грудью или из бутылочки, прикорм, засыпание, бодрствование). Фразы должны быть короткие, не больше двух – трех слов. А лучше говорить с малышом рифмованными фразами. Они притягивают и развивают слухоречевое внимание ребенка, что оказывает благотворное влияние на дальнейшее развитие речи.
Для каждого режимного момента можно подобрать оригинальные рифмованные миниатюры. Каждую рифмованную миниатюру лучше проговорить несколько раз подряд. Далее приводятся примеры рифмованных миниатюр.
ПРОСЫПАНИЕ
Мой сынок проснулся,
Маме улыбнулся.Доченька проснулась,
Маме улыбнулась.Ты проснулся малыш,
И так громко кричишь.
КОРМЛЕНИЕ
Мой сынок грудь сосет,
Молочко сладко пьет.Твоя мамочка пришла,
Тебе кушать принесла.
БОДРСТВОВАНИЕ
Доченька – девчушка,
Ты – моя подружка.Постоим немножко,
Поглядим в окошко.
ЗАСЫПАНИЕ
Спи, малышка, засыпай,
Отдохнуть ты маме дай.
Ночка смотрит к нам в окно,
Нам пора уснуть давно.
Бай – бай – бай – бай...
Со второго месяца, когда ребенок начинает гулить, необходимо всячески поддерживать его – чаще произносить элементы его гуления: а-а-а-а-а, уэ-уэ-уэ-уэ-уэ, уа-уа-уа-уау-уау и т.д. Можно проявить инициативу и навязать ему гуление, даже если он молчит. И вскоре он будет повторять за взрослым.
Примерно с третьего месяца, когда появляется лепет, наклонившись над малышом произносим слоговые цепочки типа: ба-ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма-ма, па-па-па-па-па, да-да-да-да-да, га-га-га-га-га, агу-агу-агу, бо-бо-бо-бо-бо, мо-мо-мо-мо-мо, по-по-по-по-по и т.д. Этими упражнениями вы активно запускаете у ребенка его врожденные программы – он должен больше гулить и лепетать. Тем самым тренируется речевой аппарат ребенка и формируется готовность к речи.
Нейрофизиологи говорят, что в коре головного мозга центр восприятия речи расположен рядом с центрами восприятия неречевых звуков и музыки. Стимулируя центр звуков и музыки, вы непосредственно ускоряете развитие их соседа – центр восприятия речи.Таким образом, необходимо широко использовать звучащие игрушки, как можно чаще включать своему малышу диски со звуками природы. Интерес к звукам невольно вызовет у него интерес к звучащей речи.
В коре головного мозга центр речи соседствует с другими центрами:
- движений мышц лица (мимических мышц),
- движений пальцев кисти,
- тактильной чувствительности лица (прикосновения),
- тактильной чувствительности пальцев кисти.
Поэтому с помощью мимической и пальчиковой гимнастики мы поможем созреть центру речи быстрее. Этому же способствует легкий массаж лица и пальцев рук. Кроме того, мимическая гимнастика – это отличный способ тренировать мышцы лица и рта. Их “накачивание” ускорит появление гуления, лепета и первых слов. Мимическая гимнастика в этом возрасте возможна только за счет врожденных рефлексов и навязывания малышу гримас.
В свете всего вышесказанного мне (автору статьи) хотелось бы предложить организаторам “Школ будущих мамочек” включать в свою программу обучения и встречи с логопедом, который, как мне представляется, найдет нужные слова для того, чтобы убедить будущих мамочек заниматься не только физическим развитием себя и ребенка, но и профилактикой речевых нарушений у ребенка в будущем, что, в конечном итоге, весьма положительно скажется на здоровье нации.
Но вернемся к главной теме статьи.
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
РЕЧЕВОЙ СТАРТ
В возрасте от 0 до 10 месяцев ребенок продолжает пассивно накапливать словарный запас. Примерно с десяти – одиннадцати месяцев, ребенок может начать произносить первые слова – происходит его речевой старт. Но для этого необходимо еще немного тренировок и хорошего настроения.
Во втором полугодии повторяем некоторые приемы первых шести месяцев, но с изменениями. Некоторые врожденные рефлексы затухают, гуление полностью заменяется лепетом, ребенок начинает садиться, ползать, ходить, активно познавая мир: ощупывает, пробует предметы ртом, рассматривает их. Большую роль в восприятии окружающего мира начинает играть зрение.
Во втором полугодии мы продолжаем:
- окружать ребенка музыкой, детскими аудиосказками, звучащими игрушками;
- активно разговаривать с ним на его языке лепета;
- делать физкультуру для речевых мышц: кормим грудью, гримасничаем;
- делать массаж лица и кисти;
- комментировать все режимные моменты.
Вводим новые элементы:
- наглядные средства – игрушки, предметы, картинки;
- интерактивное чтение;
- сеансы “речевой ходьбы”;
- приемы – помощники, вызывающие у ребенка желание говорить.
Хотелось бы немного подробнее остановиться на последних двух, так как предыдущие пункты, как правило, не вызывают особых затруднений.
Сеансы речевой ходьбы.
Примерно с 10 месяцев малыш постепенно овладевает навыками ходьбы. Он часто ходит с помощью взрослого. Это новый скачок в его развитии. Используем ходьбу для проведения речевых игр.
Малыша нужно держать за локти, под мышками или за кисти рук, сопровождая его путешествие ритмизированной рифмованной речью. Дети очень любят подобные занятия.
Я шагаю, я шагаю
И шаги свои считаю:
Раз, два, три, четыре,Ножками топ – топ,
Топ – топ – топ – топ,
Ручками хлоп – хлоп,
Хлоп – хлоп – хлоп – хлоп.
Хочется отметить, что в каждом языке накоплен колоссальный опыт использования фольклорных произведений, таких как шутки , прибаутки, потешки и т.д. для общения с малышами. Будет очень хорошо, если родители или педагоги будут их использовать в своих занятиях, в том числе и на родном языке, закрепляя в памяти детей мудрость многих предыдущих поколений.
Приемы – помощники, возбуждающие у ребенка желание говорить.
Показываем ребенку картинку или предмет и называем его. Затем нежно берем малыша за щечки или подбородок и определенным усилием заставляем его смотреть на ваше лицо (на расстоянии 50 см), а сами называем слово еще два – три раза, обеспечивая ребенку возможность “читать” с губ. Зрительно ребенок воспринимает некоторые движения речевого аппарата взрослых, подражает им, частично считывает с губ. После этого нужно чрезвычайно четко повторить это же слово на ушко ребенку два раза.
Почему мы так подробно останавливаемся на речевом развитии первого года жизни, потому что в этом возрасте возможности мозга огромны. Маленькие дети не заучивают слова, а запечатлевают их в памяти (еще не понимая их значения). Слова как бы впечатываются, “записываются на магнитофонную ленту” в головном мозге и ждут того дня, когда созреет центр их воспроизведения. Наступает момент, когда ребенка “прорывает” - все, что у него записалось за первый год жизни, он активно начинает “выговаривать наружу”. Что касается детей с ограниченными возможностями здоровья, то здесь хочется отметить, что учеными в области дефектологии (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Т. Шацкий) доказано, что дети с ОВЗ развиваются по общим законам психического развития, но имеют свои специфические особенности, обусловленные дефектом. Хороший уход, максимум внимания и терпения со стороны взрослых, вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка, укрепление его психического здоровья позволяют предотвращать в будущем или смягчать такие часто возникающие нарушения как логоневрозы, дисграфия, дислексия, повышенная возбудимость и утомляемость, нарушения внимания, плохая память, да и гораздо более серьезные проблемы (ЗПР, аутизм и др.).
ДВА ГОДА
На втором году жизни основная задача взрослого – помочь ребенку заговорить фразами.
Важно отметить, что речевые навыки у каждого ребенка развиваются по собственному уникальному сценарию: у одних детей к двум годам в лексиконе может быть 50 слов, у других 150. В основном это названия игрушек и предметов, окружающих ребенка дома, на улице, в детском саду. Но в это же время малыш начинает активно пользоваться и глаголами: пить, хочу, идет, спит, едет, кричит, упал. Появляются простые предложения из двух – трех слов – ФРАЗЫ. Грамматическое оформление новых фраз еще не совершенно. В это же время ребенок многие слова произносит непонятно для окружающих, потому что формирование звуковой системы языка еще не закончилось. Ребенок не может произносить ряд звуков (р, л, ш, ж, ч, щ, с, з, х), так как речевой аппарат к этому пока не готов.
В этот бурный речевой период ребенку тоже очень нужна речевая организация со стороны взрослых. Правильные образцы предложений, рифмованная речь, речевые игры, короткие рассказики и сказки – все это ускорит и значительно обогатит языковое развитие малыша.
ДВА – ЧЕТЫРЕ ГОДА
На этом этапе активно используется прием общения с ребенком через чтение детских книжек. Помимо традиционного чтения можно использовать приемы интерактивного чтения, которые сводятся к одному – гармоничному диалогу между малышом и взрослым во время чтения, когда малыш не только слушает, но активно участвует в занятии: показывает своим пальчиком предметы на картинке, отвечает, отвечает на вопросы по прочитанному, угадывает слова. Такое чтение доставляет огромную радость и малышу и взрослому. А главное – побуждает ребенка больше говорить, а не только слушать.
Прежде, чем говорить о помощи взрослого в этот период жизни ребенка, хочется рассказать о психологических особенностях детей двух – четырех лет.
Вызвать интерес к чему – либо у ребенка двух – четырех лет не очень просто.
Малыши в это время не способны на длительную концентрацию внимания на каком-либо виде деятельности.
Малыша в этом возрасте интересуют предметы и их действия, а также забавные картинки, увлекательные игры со взрослыми.
У детей очень развита подражательная деятельность: они буквально копируют все подряд, как желательные действия, так и нежелательные.
Слово взрослого не может регулировать поведение малыша. Никакие авторитарные методы (запреты, призывы к послушанию, наказание и т.д.) не дают положительных результатов.
Дети этого возрастного периода не готовы к сложным речевым высказываниям.
Разговаривая с ребенком раннего возраста, нужно стараться занимать такое положение, при котором взрослый находится приблизительно на одном уровне с ним (присесть на корточки или сесть на стул). Так малыш будет испытывать эмоциональный комфорт в процессе общения, а от этого и его речь будет лучше развиваться.
Важно знать при занятиях по развитию речи с малышом:
- для занятий с маленькими детьми подбираются сюжеты, наиболее близкие жизненному опыту этих детей, их возрастным интересам;
- каждое произведение рекомендуется повторять много раз, чтобы ребенок хорошо освоил его и запомнил наизусть – либо все целиком, либо какие-то фрагменты;
- речь взрослого должна быть неторопливой, четкой, без лишних слов, предельно выразительной;
- взрослые должны помнить, что даже что-то интересное ребенок не может воспринимать более 10-15 минут!
Во время чтения или рассказывания по картинке можно активно пользоваться таким эффективным приемом, как выдерживание паузы перед знакомым словом.
Речь взрослого должна постоянно сопровождаться, жестами, мимикой, движениями, взглядами в глаза, прикосновениями, вопросами, поручениями, похвалой. То есть от взрослых требуется большая эмоциональная отдача! Это нужно для того, чтобы активно вовлекать малыша в процесс речевого взаимодействия – диалог.
Ну и напоследок, хотелось бы привести совет психологов: “Никогда не говорите ребенку, что он плохо говорит или не говорит вовсе, не ругайте его за это. В этом возрасте речевой актив ребенка пока еще невелик. Если его ругать за то, к чему он еще не готов, не созрел, у него возникает комплекс – он может замкнуться и вообще перестать говорить. Негативная оценка речи ребенка должна быть полностью исключена”.
Помните: если не заниматься с ребенком, ему будет труднее научиться говорить. Возникает задержка речевого развития, которая приведет к отставанию в психическом и умственном развитии!
Дети начинают говорить намного раньше и становятся более развитыми, если их родители активно помогают им развивать речь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников “Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет”, Москва, АСТ “Астрель”, 2009 г.
- Журнал “Логопед” №7/2013 год, статья “Использование кинезиологических упражнений “Гимнастика мозга” в работе со школьниками с ОВЗ”, автор – Сидорчик С.В. - канд. психол. Наук, педагог – психолог ГБОУ СОШ № 658, Москва.
- Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева “Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников”, АРД ЛТД, Екатеринбург, 1998 г.
- С.В. Курдюкова, А.В. Сунцова “Развиваем речь” - советы нейропсихолога , Москва, “ЭКСМО”, 2010 г.
- И.С. Лопухина “Логопедия. Речь. Ритм. Движение.”, Санкт-Петербург, КОРОНА – Век, 2012 г.