Конспект урока обучения грамоте по теме "Буква ш, звук [ш]"

Разделы: Литература, Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: обучение грамоте


Тема: «Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков.»

Цели:

  • формируем умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой;
  • формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
  • формируем умение писать предложения;
  • формируем умение анализировать и записывать текст.

Оборудование:

  • образцы штриховки;
  • схемы предложений;
  • знаки-символы для обозначения пунктов плана и знаки, символизирующие выполнение этого пункта (желательно связать их с оранжевым цветом, который символизирует регулятивные УУД);
  • печатный слог ШИ с И красного цвета.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Мотивация к учебной деятельности

- А вот и звонок. Начинается урок.
- Какими ученики должны быть на уроках? (Активными, внимательными).
- Проверим с первых же минут, какие вы внимательные.
Вначале сядьте те, у кого имя начинается с гласного звука, а теперь те, у кого со звонкого согласного, и в конце те, у которых - с согласного глухого звука.
- Вы хорошо работали на прошлых уроках, сегодня вы продолжите открывать новые знания. Мы познакомимся с новой буквой и звуком!
А вы не растеряетесь? (Нет. Главное понять, что мы еще не знаем, и постараться самим открыть новое.)
- Что будем делать вначале урока? (Повторять пройденное.)
- Начинаем с чистоговорки:

Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Это утка в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Вот что шепчут камыши!

Ι. Актуализация знаний

Работа в «Азбуке». 1, 5
Повторение по ленте букв.
(Эти буквы обозначают глухие согласные звуки[т], [т'], [к], [к'], [с], [c'], [п], [п'].)
- Дайте характеристику этим звукам. Нарисуйте им башмачки и шляпки.
- Что здесь для вас необычного?
(Один «человечек» стоит в стороне и держит восклицательный знак.)

Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

- Какой вопрос возникает?
- На это вопрос нам надо ответить на сегодняшнем уроке.
- Давайте составим план.
План (примерный) 3 2
1.Работа с рисунками.
2.Составление схемы слова.
3.Знакомство с новой буквой. В чём её особенность?
4.Чтение слогов и слов.
5.Письмо букв, слогов и слов.
6.Работа с предложением.
7.Работа с текстом.

- Что мы сейчас сделали? (Спланировали свою работу.)
- Давайте, когда будем выполнять каждый пункт плана, рядом ставить какой-то знак, что пункт выполнен.

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

III. Открытие нового знания

1. - Разгадайте загадки. (Уши, шуруп, шалаш, шляпа.)
- Что общего в произношении этих слов? (Есть звук [ш].)
2. Работа в парах.
На письме звук [ш] обозначают буквой Ш. Посмотрите внимательно на схему буквы Ш. Почему «человечек» держит восклицательный знак?
- Чем отличается схема-«человечек» Ш от других?
- Поработайте в парах и откройте новый эталон звуковичка-человечка. (Эта буква особенная. Она обозначает согласный звук [ш]. Это глухой согласный. Рисуем на голове шляпу, закрашиваем её в чёрный цвет. Этот согласный всегда твёрдый. Оба башмачка закрашиваем в синий цвет.)
- Какие новые знания мы открыли?
- Какой пункт плана выполнили?
- Отметьте знаком на доске.
3. Знакомство с печатной буквой Ш.
- Найдите на ленте букв (на доске) букву, которая обозначает [ш].
- Что напоминает буква Ш? (Гребешок, ковш экскаватора, вилы, зубья этого ковша.)

Посмотри на букву Ш -
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
(А.Шибаев.)

Ах, табуретка хороша!
Перевернул - и буква Ш.em>
(Г.Тарлапан.)

2. Загадка-шутка.

На сосне она висит,
Очень далеко глядит!
Ну а если упадёт,
То получит кто-то в лоб.
(Шишка)

4. Работа в тетради для печатания.
- Назовите слово-отгадку.
- Произведём звуко-буквенный анализ этого слова.
- Сколько в этом слове слогов? Почему?
- Выделите в нём звук [ш] и скажите, где он слышится: в начале слова,
в середине или в конце?
- Произнесите новый звук ещё раз. Какой это согласный? (Звук [ш] всегда твёрдый.)- Напечатайте новую букву.
- Прочитайте слоги, которые получатся
Аналогично характеризуется каждый звук.
Формулирование темы и цели.

5. Работа в прописи. 4, 3, 2
1) - Посмотрите на печатную и прописную буквы Ш. Чем они похожи, а чем отличаются?
- Где мы потренируемся писать прописную букву Ш?
- Откройте прописи, посмотрите на рисунок.
2) Работа с иллюстрацией.
- Кто изображён на картинке?
- Как называют того, кто любит пошутить?
- Назовите, глядя на рисунок, как можно больше слов со звуком [ш]. (Шары, шутит, шутник, ширма, воздушные...)
- Заштрихуйте 1 шар штриховкой любого вида.
3) Написание букв.
Написание наклонной линии. Знакомство с написанием буквы Ш.
Сравнение письменной и печатной букв. Сравнение с буквой И.
а) Запись элементов буквы Ш. (Счёт: раз-и-два-и-три-и.)
б) Обведение буквы Ш. Комментируют учащиеся.
в) Анализ ошибок: разная высота элементов, не сохранена параллельность. Можно показать возможные ошибки на доске, затем стереть их.
г) Заполнение схемы-«человечка» в прописи.

ΙV. Применение нового знания

1. Работа в «Букваре». 2, 5, 3
1) Чтение слогов с буквой Ш.
Игра «Доскажи словечко».
- Дополните слоги так, чтобы получились слова.
Можно выставить эти слоги на доске и добавлять буквы из кассы или ленты букв.
Ша-р
Шо-у
Шу-м
Ши-шка и т.д.
- Попробуем записать эти слоги прописными буквами. Где мы будем сейчас работать?
Физминутка музыкальная.
2. Работа в прописи. 2, 5
- Прочитайте слоги, которые нам надо записать.
- В каких словах есть эти слоги?
- Какой слог самый интересный? (Ши.) Чем?
- Сколько одинаковых элементов в сочетании ши? (Пять.) Будьте внимательны, не пропустите элемент. Чтобы удобнее было читать этот слог, нужно последний элемент буквы Ш (прямую наклонную с закруглением внизу) немного удлинить. Посмотрите, вот как нужно это сделать.
Учитель на доске даёт образец (написать этот слог на доске не менее трёх раз).
- Произнесите ещё раз слог ши.
- Какой звук слышится после [ш]? (Звук [ы].)
- А какая пишется буква?Написание этого буквосочетания надо запомнить.
Подчёркивание: ш и.
- Догадались, почему в руках у человечка был восклицательный знак?
- Какой пункт плана ещё выполнили? Отметьте.
3. Работа в «Азбуке». 5, 6, 3, 1
Чтение и анализ слов.
Работа над лексическим значением, наблюдение над однокоренны­ми словами, оттенками их значений.
Чтение 1-го столбика слов про себя, затем вслух по заданиям.
- Что общего у этих слов? (Эти слова односложные.)
Чтение слов 2-го столбика.
- Чем интересны пары слов? (Называют большой и маленький предметы.)
- Что есть в слове-названии маленького предмета, но нет в на­звании большого? (ПРОПЕДЕВТИКА. Суффикс.)
4. Работа в прописи. 2
1) Анализ слов шут, шутник, шутит. Запись слов. Выделение корня.
2) Анализ слов: ширма, пушинка, уши..
- В слове ширма выделяем орфограмму - букву И, подчёркиваем её одной чертой. Двумя чертами подчёркиваем букву Ш. Это означает, что мы графически объяснили, почему пишется буква И.
Запись слова.
- Найдите ширму на картинке. Обведите узоры на ширме.
3) Работа с предложением.
- Что такое предложение?
- Составьте из слов предложение.
- Проверьте по образцу.
- У какой группы слова расположены иначе?
Анализ предложения: У клоуна Паши шары.
а) Постановка ударения в словах.
б) Подчёркивание опасных мест.
в) Составление схемы. (Или выбор её из предложенных на доске.)
г) Повторение правописания заглавной буквы в именах людей.
Комментированное письмо.
Взаимопроверка.
- Нам предстоит ещё что-то интересное узнать о клоуне Паше. Посмотрим в «Букваре».
5. Работа в «Азбуке». 7, 6, 1, 1, 3
Чтение текста «Паша-шутник».
1) Работа с текстом до чтения.
Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации.
- Кого изобразил художник?
- Что уже можно сказать? (Мы будем читать про Пашу-шутника. Это понятно из заглавия. На иллюстрации мы видим клоуна, так как у него разрисовано лицо. Он смеётся. Это, наверное, и есть Паша. Одет Паша как клоун на сцене. У него штанишки на лямочках. На штанишках изображены ромашки. На голове смешная шляпа, на но­гах смешные ботинки. А в руках держит ромашки.)
- Чтобы до конца разобраться, прочитаем текст.
2) Работа с текстом во время чтения.
Чтение про себя, затем вслух по предложениям.
Вопросы по ходу чтения.
- Кто же Паша? (Паша - клоун.)
- Кто такой клоун? (Клоун - это артист цирка, который в цирке веселит народ, поднимает настроение.)
- Значит, какой Паша, раз он шутник? (Весёлый, задорный, остроумный.)
- Можно ли приготовить окрошку из ромашек? (Нет, это Паша шутит.)
- А на самом деле из чего окрошку делают?
Повторное чтение.
3) Беседа после чтения.
- Что смешного в Пашином наряде?
- Ещё раз посмотрите на иллюстрацию. Прочитайте предложения, к которым она относится.
- Почему Паша так необычно одет? (Он же клоун, должен смешить людей, поэтому и одет смешно.)
- Как вы думаете, для чего Паше шишки? (Он ими жонглирует.)
- А почему окрошка из ромашек, а не из других цветов?
- Подсчитайте, сколько слов с буквой Ш встретилось в тексте.
Прочитайте их.
- Отметьте точкой звук, который обозначен этой буквой.
- Какого цвета точка?
Желательно закончить один из двух уроков этого конспекта, подведя итоги урока.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое

V. Домашнее задание (по желанию)

- Штриховка рисунка в прописи.
Показав карточки с вариантами штриховки, можно предложить детям самостоятельно выбрать варианты и заштриховать картинку.

VΙ. Итог урока

- Какова была тема урока?
- Чем похож звук [ш] на другие согласные звуки? Чем отличается? 4, 4
- Чему сегодня научились?
- Что больше всего понравилось на уроке?
- Все ли пункты плана выполнили? (Возвращаемся к плану, составленному на уроке.)
- Мы достигли своей цели?
- Как бы оценили своё настроение после урока?
- У каждого из вас шарики трёх цветов. Оцените сами свою работу на уроке. Выберете нужного цвета шар: зелёный, жёлтый или красный. Если вы были активны и всё поняли - зелёный, если не совсем хорошо работали - жёлтый, ну а если совсем ничего не поняли и не работали на уроке, то возьмите шар красного цвета.

ТООУ