|
Мотивация к учебной деятельности
|
- А вот и звонок. Начинается урок.
- Какими ученики должны быть на уроках? (Активными,
внимательными).
- Проверим с первых же минут, какие вы внимательные.
Вначале сядьте те, у кого имя начинается с гласного звука, а теперь
те, у кого со звонкого согласного, и в конце те, у которых - с
согласного глухого звука.
- Вы хорошо работали на прошлых уроках, сегодня вы
продолжите открывать новые знания. Мы познакомимся с новой буквой и
звуком!
А вы не растеряетесь? (Нет. Главное понять, что мы еще не знаем, и
постараться самим открыть новое.)
- Что будем делать вначале урока? (Повторять пройденное.)
- Начинаем с чистоговорки:
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Это утка в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Вот что шепчут камыши!
|
|
|
Ι. Актуализация знаний
|
Работа в «Азбуке». 1, 5
Повторение по ленте букв.
(Эти буквы обозначают глухие согласные звуки[т], [т'], [к],
[к'], [с], [c'], [п], [п'].)
- Дайте характеристику этим звукам. Нарисуйте им башмачки и
шляпки.
- Что здесь для вас необычного?
(Один «человечек» стоит в стороне и держит восклицательный
знак.)
|
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем,
иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде
схемы;
|
| ΙΙ. Постановка учебной
проблемы |
- Какой вопрос возникает?
- На это вопрос нам надо ответить на сегодняшнем уроке.
- Давайте составим план.
План (примерный) 3 2
1.Работа с рисунками.
2.Составление схемы слова.
3.Знакомство с новой буквой. В чём её
особенность?
4.Чтение слогов и слов.
5.Письмо букв, слогов и слов.
6.Работа с предложением.
7.Работа с текстом.
- Что мы сейчас сделали? (Спланировали свою работу.)
- Давайте, когда будем выполнять каждый пункт плана, рядом ставить
какой-то знак, что пункт выполнен.
|
3) формируем умение выявлять сущность,
особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов
делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по
признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте
учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной
форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение
на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую
работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к
героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в
соответствии с определённой ситуацией.
|
|
III. Открытие нового знания
|
1. - Разгадайте загадки. (Уши, шуруп,
шалаш, шляпа.)
- Что общего в произношении этих слов? (Есть звук
[ш].)
2. Работа в парах.
На письме звук [ш] обозначают буквой Ш.
Посмотрите внимательно на схему буквы Ш. Почему
«человечек» держит восклицательный знак?
- Чем отличается схема-«человечек» Ш от других?
- Поработайте в парах и откройте новый эталон звуковичка-человечка.
(Эта буква особенная. Она обозначает согласный звук [ш]. Это
глухой согласный. Рисуем на голове шляпу, закрашиваем её в чёрный
цвет. Этот согласный всегда твёрдый. Оба башмачка закрашиваем в
синий цвет.)
- Какие новые знания мы открыли?
- Какой пункт плана выполнили?
- Отметьте знаком на доске.
3. Знакомство с печатной буквой Ш.
- Найдите на ленте букв (на доске) букву, которая обозначает
[ш].
- Что напоминает буква Ш? (Гребешок, ковш экскаватора,
вилы, зубья этого ковша.)
Посмотри на букву Ш -
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
(А.Шибаев.)
Ах, табуретка хороша!
Перевернул - и буква Ш.em>
(Г.Тарлапан.)
2. Загадка-шутка.
На сосне она висит,
Очень далеко глядит!
Ну а если упадёт,
То получит кто-то в лоб.
(Шишка)
4. Работа в тетради для печатания.
- Назовите слово-отгадку.
- Произведём звуко-буквенный анализ этого слова.
- Сколько в этом слове слогов? Почему?
- Выделите в нём звук [ш] и скажите, где он слышится: в
начале слова,
в середине или в конце?
- Произнесите новый звук ещё раз. Какой это согласный? (Звук
[ш] всегда твёрдый.)- Напечатайте новую
букву.
- Прочитайте слоги, которые получатся
Аналогично характеризуется каждый звук.
Формулирование темы и цели.
5. Работа в прописи. 4, 3, 2
1) - Посмотрите на печатную и прописную буквы Ш. Чем они
похожи, а чем отличаются?
- Где мы потренируемся писать прописную букву Ш?
- Откройте прописи, посмотрите на рисунок.
2) Работа с иллюстрацией.
- Кто изображён на картинке?
- Как называют того, кто любит пошутить?
- Назовите, глядя на рисунок, как можно больше слов со звуком
[ш]. (Шары, шутит, шутник, ширма,
воздушные...)
- Заштрихуйте 1 шар штриховкой любого вида.
3) Написание букв.
Написание наклонной линии. Знакомство с написанием буквы
Ш.
Сравнение письменной и печатной букв. Сравнение с буквой
И.
а) Запись элементов буквы Ш. (Счёт:
раз-и-два-и-три-и.)
б) Обведение буквы Ш. Комментируют учащиеся.
в) Анализ ошибок: разная высота элементов, не сохранена
параллельность. Можно показать возможные ошибки на доске, затем
стереть их.
г) Заполнение схемы-«человечка» в прописи.
|
|
ΙV. Применение нового знания
|
1. Работа в «Букваре». 2, 5, 3
1) Чтение слогов с буквой Ш.
Игра «Доскажи словечко».
- Дополните слоги так, чтобы получились слова.
Можно выставить эти слоги на доске и добавлять буквы из кассы
или ленты букв.
Ша-р
Шо-у
Шу-м
Ши-шка и т.д.
- Попробуем записать эти слоги прописными буквами. Где мы будем
сейчас работать?
Физминутка музыкальная.
2. Работа в прописи. 2, 5
- Прочитайте слоги, которые нам надо записать.
- В каких словах есть эти слоги?
- Какой слог самый интересный? (Ши.) Чем?
- Сколько одинаковых элементов в сочетании ши? (Пять.)
Будьте внимательны, не пропустите элемент. Чтобы удобнее было
читать этот слог, нужно последний элемент буквы Ш (прямую
наклонную с закруглением внизу) немного удлинить. Посмотрите, вот
как нужно это сделать.
Учитель на доске даёт образец (написать этот слог на доске не
менее трёх раз).
- Произнесите ещё раз слог ши.
- Какой звук слышится после [ш]? (Звук [ы].)
- А какая пишется буква?Написание этого буквосочетания надо
запомнить.
Подчёркивание: ш
и.
- Догадались, почему в руках у человечка был восклицательный
знак?
- Какой пункт плана ещё выполнили? Отметьте.
3. Работа в «Азбуке». 5, 6, 3, 1
Чтение и анализ слов.
Работа над лексическим значением, наблюдение над однокоренными
словами, оттенками их значений.
Чтение 1-го столбика слов про себя, затем вслух по
заданиям.
- Что общего у этих слов? (Эти слова односложные.)
Чтение слов 2-го столбика.
- Чем интересны пары слов? (Называют большой и маленький
предметы.)
- Что есть в слове-названии маленького предмета, но нет в названии
большого? (ПРОПЕДЕВТИКА. Суффикс.)
4. Работа в прописи. 2
1) Анализ слов шут, шутник, шутит. Запись слов. Выделение
корня.
2) Анализ слов: ширма, пушинка, уши..
- В слове ширма выделяем орфограмму - букву И,
подчёркиваем её одной чертой. Двумя чертами подчёркиваем букву
Ш. Это означает, что мы графически объяснили, почему
пишется буква И.
Запись слова.
- Найдите ширму на картинке. Обведите узоры на ширме.
3) Работа с предложением.
- Что такое предложение?
- Составьте из слов предложение.
- Проверьте по образцу.
- У какой группы слова расположены иначе?
Анализ предложения: У клоуна Паши шары.
а) Постановка ударения в словах.
б) Подчёркивание опасных мест.
в) Составление схемы. (Или выбор её из предложенных на
доске.)
г) Повторение правописания заглавной буквы в именах людей.
Комментированное письмо.
Взаимопроверка.
- Нам предстоит ещё что-то интересное узнать о клоуне Паше.
Посмотрим в «Букваре».
5. Работа в «Азбуке». 7, 6, 1, 1, 3
Чтение текста «Паша-шутник».
1) Работа с текстом до чтения.
Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации.
- Кого изобразил художник?
- Что уже можно сказать? (Мы будем читать про Пашу-шутника. Это
понятно из заглавия. На иллюстрации мы видим клоуна, так как у него
разрисовано лицо. Он смеётся. Это, наверное, и есть Паша. Одет Паша
как клоун на сцене. У него штанишки на лямочках. На штанишках
изображены ромашки. На голове смешная шляпа, на ногах смешные
ботинки. А в руках держит ромашки.)
- Чтобы до конца разобраться, прочитаем текст.
2) Работа с текстом во время чтения.
Чтение про себя, затем вслух по предложениям.
Вопросы по ходу чтения.
- Кто же Паша? (Паша - клоун.)
- Кто такой клоун? (Клоун - это артист цирка, который в цирке
веселит народ, поднимает настроение.)
- Значит, какой Паша, раз он шутник? (Весёлый, задорный,
остроумный.)
- Можно ли приготовить окрошку из ромашек? (Нет, это Паша
шутит.)
- А на самом деле из чего окрошку делают?
Повторное чтение.
3) Беседа после чтения.
- Что смешного в Пашином наряде?
- Ещё раз посмотрите на иллюстрацию. Прочитайте предложения, к
которым она относится.
- Почему Паша так необычно одет? (Он же клоун, должен смешить
людей, поэтому и одет смешно.)
- Как вы думаете, для чего Паше шишки? (Он ими жонглирует.)
- А почему окрошка из ромашек, а не из других цветов?
- Подсчитайте, сколько слов с буквой Ш встретилось в
тексте.
Прочитайте их.
- Отметьте точкой звук, который обозначен этой буквой.
- Какого цвета точка?
Желательно закончить один из двух уроков этого конспекта,
подведя итоги урока.
|
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и
готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое
|