Цели урока:
Обучающие:
- продолжить изучение повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»;
- познакомить с понятием «юмор».
Развивающие:
- формировать умение анализировать характер героя;
- обогатить словарный запас обучающихся;
- развивать воображение обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать чуткость к слову, нравственные понятия «любовь», «верность», «самопожертвование».
Оборудование: учебник по литературе, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Целеполагание. Учащиеся продолжают высказывания, написанные на доске.
Сегодня на уроке мы
продолжим изучение…
будем учиться анализировать…
выясним значение термина.. (3 слайд)
3. Вступительное слово учителя. (4 слайд)
А теперь обратимся к высказыванию Н.В.Гоголя, которое он поместил перед сборником повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «На всякий случай, чтобы не помянули меня недобрым словом, выписываю сюда, по азбучному порядку, те слова, которые в книжке этой не всякому понятны».
- О чём свидетельствует эта запись?
4. Проведём небольшой конкурс на лучшего толкователя слов. Победителем будет тот, кто понятнее, точнее сумеет объяснить значение слов (5 слайд):
Галушки, Голова, жупан, капот, колядки, околодок, пасечник, строить куры, таратайка, черевички.
Самопроверка.
- Итак, познакомившись с данными словами, о чём вы теперь имеете представление благодаря Н.В.Гоголю?
5. Вспомним сюжет повести (6 слайд). Исправьте цитатный план и запишите его в тетрадь в нужном порядке.
- «Два кума отправились в дорогу»
- «Чёрт украл месяц»
- «Оксана не могла налюбоваться собою»
- «Зимняя, ясная ночь наступила»
- «Мать кузнеца Вакулы»
- «Больно поколотил проклятый кузнец»
- «Пойду к запорожцу Пузатому Пацуку»
- «Достань, кузнец, царские черевички, выйду за тебя замуж!»
- «Кой чёрт, мешки стали как будто тяжелее прежнего!»
- Проверьте себя по ключу. (7 слайд).
6. А теперь проверим ваши знания о героях повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
– Угадайте по следующим строчкам, о каком персонаже идёт речь:
- «сделал-таки не так, как ему советовали» (Чуб)
- «тонкое чувство самодовольствия выразилось на устах, свежих ланитах и осветилось в очах» (Оксана)
- «умела причаровать к себе самых степенных казаков» (Солоха)
- «был богобоязливый человек и писал часто образа святых» (Вакула)
- «ему стоит только пошептать несколько слов, и недуг как будто рукою снимался» (Пузатый Пацук)
7. Вопрос классу:
- Если бы вас пригласили костюмером на съёмки фильма по этому произведению, во что бы вы одели Оксану?
8. Назовите происшествия и приключения героев, которые можно было назвать комичными. Что у вас вызвало смех? (8 слайд)
9. Прочитайте сценку «Чуба поколотил Вакула в собственном доме» со слов «Немного пойдя…» до слов «Больно поколотил проклятый кузнец…». Представьте себя актёрами, вам надо озвучить эти роли. Вообразите место действия, поведение героев, интонацию их речи.
- Можно ли назвать прочитанный эпизод юмористическим?
- Как вы понимаете значение слова «юмор»?
- Проверьте себя по литературоведческому словарю.
10. Но в произведении Н.В.Гоголя смешное находится рядом с печальным, как и в жизни. (9 слайд)
- Какой эпизод повести соответствует этой иллюстрации?
- Прочитайте сценку «Кузнец у Оксаны». Ответьте на вопрос: «Как герои относятся друг к другу?»
- Охарактеризуйте Оксану. Запишите в тетрадь её черты характера
- А что вы скажете о характере Вакулы? Запишите в тетрадь.
- Сравните свои записи с тем, что вы видите на экране. (10 слайд)
- Встречаются ли в современной жизни такие отношения, как у Вакулы с Оксаной?
11. Итоги урока. Обобщающая беседа.
- Что вы узнали из повести «Ночь перед Рождеством» о народной жизни?
- Чему учат жизненные ситуации этого произведения?
- Какое новое теоретическое понятие прозвучало на уроке? Что оно означает?
12. Домашнее задание (дифференцированное).
- прочитать повесть до конца
- подготовить художественный пересказ эпизода «Вакула в Петербурге»
- составить кроссворд
- подготовить сообщения о жизни народа (праздники, одежда, транспорт, еда и т.п.)