Цели:
- Обучающая: работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
- Развивающая: развитие аналитических умений и навыков учащихся.
- Воспитывающая: формирование положительных нравственных ориентаций.
Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, инсценировка, анализ детских рисунков.
Оборудование: Кинофильм “Ревизор” (фильм Владимира Петрова, 1952 г. ), рисунки детей, репродукция картины К. Брюллова “Последний день Помпеи”, табличка с надписью “Пафос” , костюмы для инсценировки.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания (знание текста). Тест.
- В “Ревизоре”, - вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем”. Этот замысел блестяще осуществился в его комедии “Ревизор”. В город приехал инкогнито с проверкой, все чиновники уездного города переполошились. “Надо ему подсунуть!” - решают собравшиеся в доме городничего чиновники. Как они это делают? Понял ли Хлестаков, мнимый ревизор, за кого его принимают в этом городе или нет и что происходит в 4 действии комедии, мы с вами об этом поговорим немного позже.
- Дома вы перечитали 4 действие. Перед вами лежат таблички с фамилиями чиновников. Я буду задавать вопросы по содержанию, а вы должны выбрать правильный ответ и поднять нужную табличку.
Тест.
- Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)
- Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)
- Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)
- Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)
- Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)
- Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)
- “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)
- Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)
- Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)
- У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)
2. Анализ 4 действия комедии.
- Запишите в тетрадь эпиграф к сегодняшнему уроку:
Хлестакову принадлежит главная
роль в действии. Около него
обращаются все прочие лица,
как планеты около солнца.
Ю. Манн.
- Применим ли эпиграф к Хлестакову как главному действующему лицу?
Можно сказать, что интересы большинства других героев направлены именно к нему?
Доказать это нам поможет анализ 4 действия, где чиновники приходят на приём к Хлестакову.
- С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю. )
Словарная работа.
- Дайте лексическое толкование слову “взятка”.
(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий. )
- Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово “взятка” на просторечие “подсунуть”?
-Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?
(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся. )
- Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?
(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)
Явление 3.
- Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”) Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку?
Явление 4.
- Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4 действии? (Почтмейстер. Все мысли его вертятся вокруг почты. )
- Как он обращается к Хлестакову? (Как к духовному лицу. ) Какова его речь?
(Бессвязное бормотание)
Словарная работа.
- Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.
ПАФОС. (Воодушевление, подъём, энтузиазм)
- Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.
Явление 5.
- Читаем 5 явление по ролям.
Как ведёт себя чиновник в этой сцене? (Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается)
- А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет. )
Явление 6. Просмотр эпизода из кинофильма “Ревизор” (Взятку даёт Земляника).
- Почему Земляника заходит к Хлестакову последним?
(Он бывалый и опытный) Почему он доносит на своих “друзей”? (Земляника последний, его невозможно проверить).
- Вспомните момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека. (Это сцена с Бобчинским и Добчинским, где Хлестаков “выпроваживает” гостей. )
- Давайте вновь обратимся к эпиграфу. Как вы его понимаете? Что можете сказать о чиновниках?
Тетрадь. Вывод: растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в речи, действиях и ремарках.
Явление 12-14. Инсценировка (5-7 минут).
- О каких новых свойствах натуры Хлестакова вы узнали? (Нет любовного сюжета. А
объяснение его с матерью и дочкой является тонко прикрытым пародированием любовной интриги. В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно. )
Тетрадь. Вывод по образу Хлестакова:
- пустейший и легкомысленный человек;
- не упустит того, что плывёт в руки;
- способен сыграть любую роль;
- самое большое желание – иметь деньги и власть.
3. Детские рисунки к “Ревизору” и их анализ.
- Дома вы рисовали портреты понравившихся вам персонажей. Дайте коротко характеристику тому, кого вы изобразили.
4. Опережающее домашнее задание. Знакомство с картиной Карла Брюллова “Последний день Помпеи”.
- При прочтении “Ревизора” мы чувствуем, как начиная с 4 действия постепенно меняется пафос пьесы - от комического до трагического, трагизм достигает своего апогея именно в финальной сцене. Сегодня мы познакомимся с картиной К. Брюллова “Последний день Помпеи” (о картине рассказывает заранее подготовленный ученик).
В 1827 году К. Брюллов посетил итальянский город Помпеи, погибший при извержении Везувия. Картина “Последний день Помпеи” была написана Брюлловым в 1833 г. в Италии. В 1834г. её привезли в Петербург и выставили в Эрмитаже.
К. Брюллов изобразил грандиозную и, по его словам, “живую картину смерти”. Рушатся здания и статуи, люди мечутся по улице в отблесках молнии и зареве вулкана. В центре композиции – распростёртое тело молодой женщины, выпавшей из колесницы, и ребёнок, зовущий мёртвую мать. Трагизм положения усиливает и тревожный пламенеющий колорит. Родители защищают своих детей, воин и мальчик уносят старика отца, юноша спасает свою невесту.
Картина произвела на Гоголя столь сильное впечатление, что под её влиянием он написал статью “Последний день Помпеи (картина Брюллова)”. Писатель был восхищён гением художника, который сумел передать ужас перед “концом мира” через изображение окаменевших фигур. Принцип изображения людей, охваченных ужасом судного дня, переносится Гоголем на последнюю страницу “Ревизора”, где герои комедии застыли, словно окаменели.
- Дома подумайте над вопросом: “Как помогла картина К. Брюллова “Последний день Помпеи” Н. В. Гоголю в создании финальной сцены, которая длилась не менее 2 – 3 минут? ”.
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.