Конспект урока литературы, 11-й класс. Тема: "Ответственна ли русская литература XIX–XX веков за деградацию российского общества к началу XXI века?"

Разделы: Литература

Класс: 11


План – конспект урока

I. Постановка проблемы.

Звучит песня В.Высоцкого «Что за дом за такой…» («…и людей позабыл, мы всегда так живём…»).

1. Слово учителя с элементами беседы о цели и задаче урока. Создание ситуации взаимообщения.

-О каких людях идёт речь в песне?

-О каком она времени?

-Всегда ли народ был таким?

-Если не всегда, то, как он стал таким? В результате чего? Когда? В какой момент пришло осознание этого? Или за какой период это произошло?

Было ли такое одичание во времена А.С.Пушкина? Или во времена, описанные в его произведениях?

Например, в «Борисе Годунове» («Народ безмолвствует») или в «Капитанской дочке»?

В этих произведениях показан нравственный потенциал народа («там русский дух»).

Противовес – призыв «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» или тезис «У рабочих нет отечества». Они – своеобразный символ тоталитаризма, показатели маргинализации и люмпенизации общества.

Бичуя российские порядки, посягал ли Н.В.Гоголь на нравственный облик русского народа?

Мёртвые души у Гоголя – это Манилов, Коробочка, Собакевич, а не Пробка Степан! «Мертвы» старосветские помещики, но противовес им – Тарас Бульба!

Мертвы город и присные в «Ревизоре», но вспомните образ птицы – тройки в «Мёртвых душах»!

Общество пусть и не бывшее гражданским, демократическим, тем не менее, было обществом, а не населением. В нём существовала и регулировала общественную жизнь система нравственных ценностей.

II. «Если хотите построить социализм, выберите страну, которую не жалко» (Отто Бисмарк).

1. Слово учителя.

Формирование утопических взглядов в общественной мысли – это отражение социального заказа на тип реализации общественного устройства российской жизни.

Новое социальное содержание взглядов и деятельности Герцена, Белинского (один из вариантов утопии) в отличие от радищевского. Утопизм Радищева был умозрительным, декларативным, ограничивался призывами к совести. Утопизм Герцена и Белинского предполагал программу деятельности.

Углубление утопических идей происходит в творчестве Н.Г.Чернышевского (роман «Что делать»). В принципе, это уже шаг вперёд, т.е. прогресс, по сравнению с рабским вопросом «Кто виноват?» (одноимённый роман А.Герцена). но шаг в том ли направлении?

Примитивные утопии путём тоталитаризации общества неизбежно плодят армии люмпенов (с Шариковыми во главе).

Импульс, данный русской литературой развитию общественного сознания в России, был силён, и в действие пришли жернова истории, на чью мельницу отчасти лила воду литература (Маяковский, Горький, Блок и др.), создавая новый эстетический (и нравственный) идеал.

2. Создание учителем ситуации, требующей дискуссионного решения.

- А был ли этот идеал эстетическим и нравственным? Может быть. Ведь воспел же Блок в поэме «Двенадцать» дело революции и тех 12 красноармейцев, шагающих не каким-нибудь, а «державным шагом», и возглавляет это шествие не кто-нибудь, Иисус Христос:

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди - Исус Христос.
Что это: святость дела революции?!

Тогда почему «Злоба, густая злоба кипит в груди Чёрная злоба, святая»? Злоба и святая?!

Может быть это из-за того, что Блок понимал революцию как своего рода наказание правящим классам за их преступное пренебрежение своим государственным и нравственным долгом по отношению к русскому народу? В связи с этим злоба раба, который, восстав, борется за свои права и как будто восстанавливает попранную справедливость, по Блоку, является исторически объяснимой и в чём-то оправданной – «святая», но даже это не может изменить её чёрную природу, она не перестаёт быть враждебной гуманизму силой разрушения и уничтожения.

3. Ответы учащихся. Варианты ответов учащихся. (Приложение №2)

III. «Мы наш, мы новый мир построим…», разрушив прежний до основанья. Но зачем?

1. Учитель. Определить гражданскую позицию Маяковского. Выявить своеобразие видения писателями эпохи соцреализма, эпохи коренного исторического перелома последствий нового общественного порядка.

В.Маяковский: «Хватит жить по законам, данным Адамом и Евой…», «Культура новая, здравствуй!»

За 90 лет такого общественного порядка мы и одичали до такой степени.

Велика роль соцреализма в формировании психологии винтиков (статья В.И.Ленина «Партийная организация и партийная литература»).

2. Ответы учащихся. Варианты ответов учащихся. (Приложение №3)

IV. Судьба инакомыслия в условиях тоталитарного государства.

1. Слово учителя.

Слово «инакомыслие» образовано из двух составляющих – «инако» (т.е. другой) и «мысль».

Изгоняя одно, неизбежно приходилось избавляться и от другого. В результате такой политики пострадал генофонд нации. Это одна из главных причин одичания.

Предупреждение об этом – пророчество Ф.М.Достоевского о 100 миллионах жизней, которые Россия принесёт в жертву социализму. По некоторым оценкам современных исследователей, эта жертва составляет до 110 миллионов человеческих жизней. Сюда относятся жертвы революции, гражданской войны, голода, разрухи, коллективизации, Великой Отечественной войны (которой, по мнению многих историков, могло не быть, если бы СССР вёл иную внешнюю политику), нескольких волн эмиграции. В эту же цифру демографы включают несостоявшиеся браки (на войне гибнет больше мужчин и возникает демографический дисбаланс) и, следовательно, неродившихся детей.

Пророческими стали письма В.Г.Короленко А.Луначарскому; дневники М.Пришвина; «Несвоевременные мысли» М.Горького; «Окаянные дни» И.Бунина лучшие, умнейшие были не нужны. Их методично уничтожали, они изгонялись из страны первую очередь.

2. Ответы учащихся. Варианты ответов учащихся. (Приложение №3)

Звучит песня из кинофильма Э.Рязанова «Небеса обетованные» («По тундре, по железной дороге, где мчится поезд «Москва – Ленинград» или романс на стихи Эльдара Рязанова «…и беседуем вдвоём. Как нам одолеть большую зиму. Господи, спасибо, что живём…»

V. Итоги. Учащиеся отвечают на вопрос, вынесенный в название урока.

Тема урока формулируется учащимися и записывается на доске.

VI. Объяснение домашнего задания. Рефлексия на урок с использованием стратегии РАФТ в форме таблицы.

Стратегия РАФТ

Личность Отношение Информация Нерешённые вопросы Вопрос к учителю, к классу
Как я понимаю проблемы, поднятые на уроке и моё видение последствий исторических процессов в развитии и жизни России? Каковы мои чувства, убеждения ко всему сказанному на уроке? Чем именно я хочу поделиться, создавая свою концепцию? Какие утверждения я считаю неверными? Письмо к учителю (классу)

Приложение №1 (Словарь)

Приложение №4 (Судьба инакомыслия в условиях тоталитарного государства. (Ответы учащихся))