Тип урока: обобщающий.
Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Лицейский период в жизни А.С.Пушкина»; выработка ЗУНов в области устной речи по данной теме.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- формирование лексических умений и навыков в устной речи;
- активизация употребления изученной лексики.
2. Развивающие:
- продолжать развивать умение выстраивать монологические высказывания по данной теме;
- развивать умение строить высказывание по образцу и самостоятельно;
- дать представление о биографии А.С.Пушкина (Лицей);
- расширение кругозора.
3. Воспитательные:
- прививать любовь и интерес к русскому литературному языку;
- воспитывать умение работать в группах, самостоятельно.
Оснащение урока:
- учебник-хрестоматия «Литература» под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, 6 класс;
- портреты юных А.Пушкина, И. Пущина, В.Кюхельбекера, А.Дельвига, Е.Бакуниной, иллюстраций Царскосельского Лицея;
- тексты стихотворений А.С.Пушкина о дружбе, о друзьях.
Оформление доски:
- тема, эпиграф, портреты лицеистов;
- слова для словарной работы: послание, дружба, такт;
- эпиграф к уроку: «Друзья мои, прекрасен наш союз» «19 октября»,1825 год;
- формулировка домашнего задания.
Ход урока
1. Викторина по сказкам А.С.Пушкина:
«Кому принадлежат эти вещи?»
а) «петушок с высокой спицы
стал стеречь его границы»
б) «…наливное, золотое, …яблочко…»
в) «толоконный лоб»
г) «…разбитое корыто»
д) «Под косой луна блестит,
А во лбу звезда…»
е) «…невод с травою морскою…»
ж) «орешки не простые,
скорлупы-то золотые»
з) «…изба со светёлкой
с кирпичною, белую трубою…»
и) «…зеркальце одно;
свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело…»
- Подведение итогов викторины на звание юного пушкиниста-сказочника.
2. Слово учителя:
Если мы имели такое зеркальце, то сегодня на уроке непременно бы воспользовались его услугами, попросив показать нам юного Александра Пушкина, вашего ровесника. Но поскольку волшебные предметы и помощники бывают только в сказках, мы по-иному справимся с этой ситуацией, будем рассчитывать на свои силы и возможности.
Слово предоставим ребятам нашего класса.
Учащиеся. Литературный монтаж (материалы).
3. Слово учителя:
И конечно это было не только время дружбы и творчества, но и время первой любви. Послушайте, какие замечательные стихи посвящает юный Александр Пушкин Екатерине Бакуниной, сестре своего лицейского товарища.
…О милая, повсюду ты со мною:
Но я уныл и в тайне я грущу.
Блеснет ли день за синею горою,
Взойдет ли ночь с осеннею луною -
Я всё тебя, прелестный друг, ищу;
Засну ли я, лишь о тебе мечтаю, -
Одну тебя в неверном вижу сне;
Задумаюсь - невольно призываю,
Заслушаюсь - твой голос слышен мне.
Рассеянный сижу между друзьями,
Невнятен мне их шумный разговор,
Гляжу на них недвижными глазами,
Не узнает уж их мой хладный взор!
К молодой фрейлине обращены многие стихотворения 1815-1917 годов
Это стихотворение принадлежит к древнейшему жанру монологической поэзии - посланию, в котором поэт, как бы беседуя с адресатом, высказывает свои суждения. Послания знала ещё древне русская литература, но как лирический жанр послания были особо популярны в русской литературе в XVIII-начале XIX века. Это жанр, близкий к письму.
Послание- произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-нибудь лицу.
А сейчас послушаем в исполнении ребят послание А.С. Пушкина к его друзьям.
Учащиеся:
- «К Пущину» (4 мая) «Любезный именинник…»
- «К Дельвигу» «Друг Дельвиг, мой парнасский брат…»
- «Послание к Князю Горчакову» «Питомец мод, большого света друг…»
Слово учителя:
Итак, мы послушали отрывки из посланий, написанных А.С. Пушкиным своим друзьям.
Что их всех объединяет? (Тема дружбы)
А что такое дружба? (Варианты ответов учащихся, затем обращение к словарю)
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (Словарь Ожегова С.И.)
Ребята, давайте посмотрим на эпиграф нашего урока и подумаем, что он обозначает:
«Друзья мои, прекрасен наш союз!»
Речь идёт о дружбе не на время, а навсегда, о союзе, т.е. тесном единении этой группы людей, которую позже назвали «лицеистами», и которые основали свой день - День Лицея. Это 19 октября. В этот день. По словам А.С. Пушкина «И последний лицеист будет праздновать 19 октября…»:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
4. Слово учителя:
А теперь обратимся к вашему домашнему заданию
1. Что вы можете добавить о Лицее и лицеисте Пушкине по материалам учебника?
Любовь к русскому языку, привитая няней Ариной Родионовной и дядькой Никитой Козловым; блестящие способности юного Александра по словесности и прискорбные по математическим дисциплинам.
2. Что можете сказать о характере Александра? (сложный и противоречивый, недоставало такта и терпения)
Такт – чувство меры, соблюдение правил приличия. Александр сам знал о сложности своего характера.
3. Что он пишет о себе? Зачитайте строки из учебника
Учащиеся:
...порой бывал прилежен,
Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав, порою прям,
Порой смирен, порой мятежен,
Порой печален, молчалив,
Порой сердечно говорлив...
Слово учителя:
4. Когда наступала пора «сердечной говорливости?» (Во время написания стихов)
Да, было у А.С. Пушкина тайное место, где мог он укрыться и, сидя на дереве, поглядывал сверху вниз на озеро, предаваться размышлениям, мечтаниям да и стихосложению. А однажды, во время экзамена, на котором Александр прочитал своё стихотворение, чем очень поразил и взволновал присутствующего там Гаврилу Романовича Державина, он спрятался там. Подальше от похвалы, рукоплесканий и восторженных восклицаний талантливого старца.
5. А что можно сказать о режиме, по которому жили будущие государственные служащие?
(7 часов занятия, вечером 2 часа на повторение уроков)
Домашнее задание (по выбору учащихся):
- Написать послание к своему другу.
- Выучить наизусть послание А.С.Пушкина «К сестре».