Цель урока: доказать, что "Главное слово на свете — любовь", анализируя сказку А.Платонова "Неизвестный цветок".
Задачи:
Обучающие:
- расширить представление о литературной сказке;
- активизировать познавательную деятельность средствами ТСО;
- раскрыть детям понятие «деятельное сострадание».
Развивающие:
- развивать исследовательские способности при анализе художественного произведения;
- развивать навык диалогового общения.
Воспитательные:
- расширить представление о любви как о милосердии, уважении, доброте, дружбе, умении сопереживать;
- воспитывать в детях любовь к Отечеству.
Приёмы ТРКМЧП: «верные – неверные утверждения», «корзина идей», «логическая цепочка», заполнение таблицы, составление кластера.
Оборудование: портрет А.Платонова, тексты сказки «Неизвестный цветок», компьютер, экран, презентация урока, тетради.
Ход урока
Организационный момент
- Начинаем наш урок. Пусть этот урок принесет вам новые знания, хорошее настроение, хорошие оценки.
(Проверка готовности к уроку)
Стадия вызова
(Актуализация знаний, создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ произведения.)
1. Сообщение темы урока.
- Какое сейчас время года? (Весна).
- Какой месяц? (Март)
- Придумайте черты характера, которые начинаются с этих букв.
- Посмотрите, что получилось у меня. (Читают на доске: милосердие, агрессия, равнодушие, трудолюбие).
- Это хорошие, нужные качества человека?
- Как вы понимаете цитату «Бойтесь равнодушных! От них все беды на Земле!»
(Высказывания учащихся с обоснованием своих мнений.)
- Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие по сказке Андрея Платонова «Неизвестный цветок». С именем этого автора, замечательного прозаика, публициста, вы уже знакомы ( на доске находится портрет А.Платонова). А сегодня вместе с автором Андреем Платоновым мы совершим открытие, выясним, какие черты характера важны и нужны человеку, а с которыми необходимо бороться.
- Ребята, тема нашего урока сегодня сформулирована не совсем обычно: «Главное слово на свете – … ».
- Какие, на ваш взгляд, слова можно назвать главными?
- Мама, папа, родина.
- Вы правы. А почему это главные слова?
- Мы любим этих людей.
- Найдите ключевое слово.
- Верно, это слово – любовь ( на доску помещается круг со словом любовь).
Так вот на примере сказки Андрея Платонова мы попробуем это доказать и составим кластер на тему «Любовь». Но сначала проверим, как вы поняли содержание текста.
Прием «Верные – неверные утверждения»
(На доске записаны утверждения по содержанию текста. Учащиеся выбирают верные).
Стадия осмысления
1. Метод «Корзина идей»
- Итак, у вас на партах есть заготовки: это тексты сказки и листочки-помощники.
- Давайте заполним на этих листочках то, что вы можете заполнить (заполняются 1,2,3 графы самостоятельно)
Таблица приведена в том виде, какой она будет к концу урока.
1 |
Автор произведения |
Андрей Платонов |
2 |
Название произведения |
Неизвестный цветок |
3 |
Жанр произведения |
Сказка-быль (вымысел, занимательность, поучительность)
цветок разговаривает, думает, грустит
У любого цветка есть стебель, венчик, листья, любой цветок растёт, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за своё существование |
4 |
Главный герой произведения |
Цветок |
5 |
План |
|
6 |
Выводы |
Главное слово на свете - любовь |
2. Аналитическая беседа на воспроизведение и закрепление пройденного материала
- Ребята, у нас не просто сказка. Жанр этого произведения - сказка-быль.
- Давайте вспомним, что характерно для сказки? (вымысел, занимательность, поучительность)
- Какие бывают сказки? (Литературные и фольклорные: фольклорные сочиняет народ, они передаются из уст в уста, а у авторской сказки есть автор)
- Какой можно сделать вывод? («Неизвестный цветок» - литературная сказка)
- А почему быль? (что-то, возможно, происходило на самом деле, это могло быть в реальности).
- Кто главный герой произведения? (неизвестный цветок)
- Что же в его поведении сказочного? (цветок разговаривает, думает, грустит, он оживает прекрасным человеком. Он ведет себя, как живое существо. Наделен ощущением, которое испытывает живое создание; борется, как настоящий герой, дает жизнь сильному потомству).
- А что же реального в описании цветка? (У любого цветка есть стебель, венчик, листья, любой цветок растёт, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за своё существование.)
- Сколько частей вы выделили в этом произведении?(4).
- Как вы их озаглавили?
3. Прием «Логическая цепочка»
- Составьте картинный план произведения. (Ученик на доске расставляет по порядку иллюстрации из текста).
4. Физкультминутка
- Ребята, представим, что мы в пионерском лагере, сделаем зарядку.
5. Аналитическая работа по тексту
Беседа с элементами диспута
- Какой же была жизнь цветка на пустыре? Давайте найдём в тексте ответ на этот вопрос. (Ученики зачитывают примеры)
- Были ли в жизни цветка минуты радости и какие?
- Была ли у цветка цель в жизни и какая? (для цветка важнее всего жить, а для этого ему были необходимы и питьё - дождевая влага, и радость – тёплые лучи солнца)
- Какое главное качество цветка можно выделить здесь? (Трудолюбие, жизнелюбие / на доску помещаются лепестки с надписью трудолюбие, жизнелюбие)
- Почему Даша оказалась около пустыря и в каком она была настроении?
- Повлияло ли это настроение на то, что Даша почувствовала благоухание? (Конечно, ведь Даша в этот момент грустила по маме, её сердце было открыто добрым чувствам).
- Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание о рассказанной мамой сказке? (Именно благодаря ей Даша попыталась разыскать источник благоухания)
- Позвал ли цветок проходящую мимо пустыря Дашу? (Нет, цветок привык к одиночеству, его никто не зовет, Даша сама почувствовала «зовущий голос благоухания»)
- Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком? (Даше было грустно, потому что она была далеко от мамы).
- Как вы думаете, цветок хоть чем-то помог Даше? (Он поддержал её в тот момент, когда она грустила. А Даша словно помогала цветку из маминой сказки).
- Ребята, какой же можно сделать вывод из этого отрывка? Какие чувства помогают Даше и цветку преодолеть грусть и чувство одиночества, ведь получается, что они помогли друг другу? (Сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие - это очень важные качества человеческой души, это её труд / на доску прикрепляются лепестки с этими словами к слову любовь)
- В чем проявилось сострадание Даши? (Она познакомилась с цветком, постаралась его понять, проявила деятельное сострадание)
- В чём же выразилось это деятельное сострадание Даши?
(Наутро пионеры пришли на пустырь…) - Дали ли результаты усилия детей? (Да, пустырь преобразился)
- Но почему же Даше стало грустно, когда она приехала на следующий год в этот лагерь?
(Она увидела много других цветов, но не нашла того, о котором помнила всю зиму. Вырос новый цветок, ещё красивее прежнего.) - К каким же выводам, ребята вы пришли? Что же поучительного вы взяли из этой сказки? (запись в таблицу)
Стадия рефлексии.
- Итак, какое мы с вами сегодня сделали открытие? (Главное слово на свете — любовь).
- Какие черты характера важны и нужны человеку, а с которыми необходимо бороться? (Сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие - это очень важные качества человеческой души, это её труд. Агрессия, равнодушие – с ними необходимо бороться).
- Составим кластер на тему «Любовь»
- Опишите свои чувства мысли во время нашего путешествия на уроке.
Домашнее задание
- Ребята, напишите небольшое сочинение на тему «Главное слово на свете – любовь», ведь мы теперь уже знаем, что любовь – это сочувствие, милосердие, сострадание, сопереживание.