Конспект урока по литературе "Главное слово на свете – любовь" (по сказке А.Платонова "Неизвестный цветок")

Разделы: Литература

Класс: 7

Ключевые слова: А.П. Платонов, А.Платонов «Неизвестный цветок»


Цель урока: доказать, что "Главное слово на свете — любовь", анализируя сказку А.Платонова "Неизвестный цветок".

Задачи:

Обучающие:

  • расширить представление о литературной сказке;
  • активизировать познавательную деятельность средствами ТСО;
  • раскрыть детям понятие «деятельное сострадание».

Развивающие:

  • развивать исследовательские способности при анализе художественного произведения;
  • развивать навык диалогового общения.

Воспитательные: 

  • расширить представление о любви как о милосердии, уважении, доброте, дружбе, умении сопереживать;
  • воспитывать в детях любовь к Отечеству.

Приёмы ТРКМЧП: «верные – неверные утверждения», «корзина идей», «логическая цепочка», заполнение таблицы, составление кластера.

Оборудование: портрет А.Платонова, тексты сказки «Неизвестный цветок», компьютер, экран, презентация урока, тетради.

Ход урока

Организационный момент

- Начинаем наш урок. Пусть этот урок принесет вам новые знания, хорошее настроение, хорошие оценки.

(Проверка готовности к уроку)

Стадия вызова

(Актуализация знаний, создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ произведения.)

1. Сообщение темы урока.

- Какое сейчас время года? (Весна).

- Какой месяц? (Март)

- Придумайте черты характера, которые начинаются с этих букв.

- Посмотрите, что получилось у меня. (Читают на доске: милосердие, агрессия, равнодушие, трудолюбие).

- Это хорошие, нужные качества человека?

- Как вы понимаете цитату «Бойтесь равнодушных! От них все беды на Земле!»

(Высказывания учащихся с обоснованием своих мнений.)

- Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие по сказке Андрея Платонова «Неизвестный цветок». С именем этого автора, замечательного прозаика, публициста, вы уже знакомы ( на доске находится портрет А.Платонова). А сегодня вместе с автором Андреем Платоновым мы совершим открытие, выясним, какие черты характера важны и нужны человеку, а с которыми необходимо бороться.

- Ребята, тема нашего урока сегодня сформулирована не совсем обычно: «Главное слово на свете – … ».

- Какие, на ваш взгляд, слова можно назвать главными?

- Мама, папа, родина.

- Вы правы. А почему это главные слова?

- Мы любим этих людей.

- Найдите ключевое слово.

- Верно, это слово – любовь ( на доску помещается круг со словом любовь).

Так вот на примере сказки Андрея Платонова мы попробуем это доказать и составим кластер на тему «Любовь». Но сначала проверим, как вы поняли содержание текста.

Прием «Верные – неверные утверждения»

(На доске записаны утверждения по содержанию текста. Учащиеся выбирают верные).

Стадия осмысления

1. Метод «Корзина идей»

- Итак, у вас на партах есть заготовки: это тексты сказки и листочки-помощники.

- Давайте заполним на этих листочках то, что вы можете заполнить (заполняются 1,2,3 графы самостоятельно)

Таблица приведена в том виде, какой она будет к концу урока.

1

Автор произведения

Андрей Платонов

2

Название произведения

Неизвестный цветок

3

Жанр произведения

Сказка-быль (вымысел, занимательность, поучительность)

  • сказочное:

цветок разговаривает, думает, грустит

  • реальное:

У любого цветка есть стебель, венчик, листья, любой цветок растёт, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за своё существование

4

Главный герой произведения

Цветок

5

План

  1. Жизнь на пустыре
  2. Встреча с Дашей
  3. Новая жизнь пустыря
  4. Год спустя

6

Выводы

Главное слово на свете - любовь

2. Аналитическая беседа на воспроизведение и закрепление пройденного материала

- Ребята, у нас не просто сказка. Жанр этого произведения - сказка-быль.

- Давайте вспомним, что характерно для сказки? (вымысел, занимательность, поучительность)

- Какие бывают сказки? (Литературные и фольклорные: фольклорные сочиняет народ, они передаются из уст в уста, а у авторской сказки есть автор)

- Какой можно сделать вывод? («Неизвестный цветок» - литературная сказка)

- А почему быль? (что-то, возможно, происходило на самом деле, это могло быть в реальности).

- Кто главный герой произведения? (неизвестный цветок)

- Что же в его поведении сказочного? (цветок разговаривает, думает, грустит, он оживает прекрасным человеком. Он ведет себя, как живое существо. Наделен ощущением, которое испытывает живое создание; борется, как настоящий герой, дает жизнь сильному потомству).

- А что же реального в описании цветка? (У любого цветка есть стебель, венчик, листья, любой цветок растёт, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за своё существование.)

- Сколько частей вы выделили в этом произведении?(4).

- Как вы их озаглавили?

3. Прием «Логическая цепочка»

- Составьте картинный план произведения. (Ученик на доске расставляет по порядку иллюстрации из текста).

4. Физкультминутка

- Ребята, представим, что мы в пионерском лагере, сделаем зарядку.

5. Аналитическая работа по тексту

Беседа с элементами диспута

  1. Какой же была жизнь цветка на пустыре? Давайте найдём в тексте ответ на этот вопрос. (Ученики зачитывают примеры)
  2. Были ли в жизни цветка минуты радости и какие?
  3. Была ли у цветка цель в жизни и какая? (для цветка важнее всего жить, а для этого ему были необходимы и питьё - дождевая влага, и радость – тёплые лучи солнца)
  4. Какое главное качество цветка можно выделить здесь? (Трудолюбие, жизнелюбие / на доску помещаются лепестки с надписью трудолюбие, жизнелюбие)
  5. Почему Даша оказалась около пустыря и в каком она была настроении?
  6. Повлияло ли это настроение на то, что Даша почувствовала благоухание? (Конечно, ведь Даша в этот момент грустила по маме, её сердце было открыто добрым чувствам).
  7. Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание о рассказанной мамой сказке? (Именно благодаря ей Даша попыталась разыскать источник благоухания)
  8. Позвал ли цветок проходящую мимо пустыря Дашу? (Нет, цветок привык к одиночеству, его никто не зовет, Даша сама почувствовала «зовущий голос благоухания»)
  9. Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком? (Даше было грустно, потому что она была далеко от мамы).
  10. Как вы думаете, цветок хоть чем-то помог Даше? (Он поддержал её в тот момент, когда она грустила. А Даша словно помогала цветку из маминой сказки).
  11. Ребята, какой же можно сделать вывод из этого отрывка? Какие чувства помогают Даше и цветку преодолеть грусть и чувство одиночества, ведь получается, что они помогли друг другу? (Сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие - это очень важные качества человеческой души, это её труд / на доску прикрепляются лепестки с этими словами к слову любовь)
  12. В чем проявилось сострадание Даши? (Она познакомилась с цветком, постаралась его понять, проявила деятельное сострадание)
  13. В чём же выразилось это деятельное сострадание Даши?
    (Наутро пионеры пришли на пустырь…)
  14. Дали ли результаты усилия детей? (Да, пустырь преобразился)
  15. Но почему же Даше стало грустно, когда она приехала на следующий год в этот лагерь?
    (Она увидела много других цветов, но не нашла того, о котором помнила всю зиму. Вырос новый цветок, ещё красивее прежнего.)
  16. К каким же выводам, ребята вы пришли? Что же поучительного вы взяли из этой сказки? (запись в таблицу)

Стадия рефлексии.

- Итак, какое мы с вами сегодня сделали открытие? (Главное слово на свете — любовь).

- Какие черты характера важны и нужны человеку, а с которыми необходимо бороться? (Сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие - это очень важные качества человеческой души, это её труд. Агрессия, равнодушие – с ними необходимо бороться).

- Составим кластер на тему «Любовь»

- Опишите свои чувства мысли во время нашего путешествия на уроке.

Домашнее задание


- Ребята, напишите небольшое сочинение на тему «Главное слово на свете – любовь», ведь мы теперь уже знаем, что любовь – это сочувствие, милосердие, сострадание, сопереживание.