Цели:
- обучающая: осмысление текста, позиции автора в нем через анализ произведения, формирование навыков исследования как способа освоения действительности; обучение самостоятельной работе, рефлексии, самоанализу;
- развивающая: развитие логического мышления; коммуникативной функции, исследовательских умений, творческих способностей;
- воспитательная: формирование чувства ответственности, сопереживания и взаимопомощи в работе по группам; воспитание нравственных ценностей, бережного отношения к слову в работе над текстом; привитие интереса к предмету, эстетического вкуса при подготовке проектов.
Оборудование: работы учащихся (рисунки, коллажи, исследовательские работы, сочинения), оценочные листы.
Форма организации учебной деятельности: групповая.
Форма урока: защита проектов.
В основе урока – метод проектов.
Согласно требованиям, предусмотренным данной технологией, дети за неделю до проведения урока разделились на группы и выбрали себе задания:
Тема “Нравственный выбор Васи” |
|||
Подтемы в теме проекта | Состав творческой группы | Вопросы для раскрытия подтемы | Форма выражения итогов проектной деятельности |
Вася – главный герой рассказа. | Ванеев Д., Бузулуков Д., Журавлева М., Скороход Р., Холоднов М., Ярцева М., Федоров Н. |
Портрет литературного героя. Чего хочет Вася и как ведет себя при этом? (Примеры из текста) Какие черты характера раскрываются в поступках Васи? Как меняется душевное состояние мальчика? (Сравнить, сделать выводы, опираясь на текст.) Отношение автора к Васе (Лексическая работа). | Словесное рисование, рисунок-портрет.
Инсценировка фрагментов рассказа. Устное выступление. Исследовательская работа. |
Проблемы, поставленные в рассказе. | Бобылева Н., Обухова И., Ифутина К., Рычкова Т., Васильева В. |
Как автор изображает черепаху и почему?
Почему Вася решил вернуть себе черепаху? Как он
приходит к этому решению? Почему в начале
рассказа автор называет поступок мальчика
свершением, а в конце – подвигом? Почему автор
сравнивает Васю с “солдатом с ружьем за спиной”? “Старый друг лучше новых двух”? “Мир существует для тебя, но и ты для мира”? Объяснить значение слов “нрав”, “нравственность”, “нравиться”. Что в них общего? |
Коллаж “Милосердие”. Коллаж “Свершение – подвиг”. Сочинение. Сочинение. Письменный ответ на вопрос. |
Особенности композиции рассказа. | Карпукова О., Самигулин Э., Орехова А. |
Традиционно ли построение рас-сказа? Определить его части. Вспомнить известные стилистичес-кие приемы. Подумать, какой стилистический прием лежит в основе рассказа. Привести аргу-менты. Объяснить роль данного стилистического приема. | Исследовательская работа |
Данный урок является итоговым в работе учащихся, которая проводилась во внеурочное время. Здесь представлены материалы, подготовленные учащимися.
Участники творческих групп поочередно защищают свои проекты, учитель же является связующим звеном в этой цепи и обеспечивает логическую стройность урока. Он же корректирует работы, задавая дополнительные вопросы ученикам, если есть необходимость.
Ход урока.
I. Объявление темы урока.
Выступление первой творческой группы.
К доске выходит ученик.
- Я Вася. Мне всего 6 лет. Я маленький, худенький мальчик. В книге нет описания моего портрета, поэтому читатели представляют меня по-разному: кто – светлым, кто – темным (показывает на рисунки с его портретами). Автору важно было показать не внешность, а характер. А характер мой изменился после одной истории. Вот как это начиналось. Я пришел с мамой в зоомагазин… (Ученики инсценируют эпизод рассказа)
Сценка прерывается комментариями ученицы по теме “Какие черты характера раскрываются в поступках Васи?” Она отмечает, что главный герой в начале рассказа капризный, упрямый, равнодушный к своей черепахе.
Продолжение сценки.
Дальнейшее выступление ученицы:
- Мальчик совестливый, переживает случившееся. Бессонной ночью осознает ответственность перед старой черепахой. Вместо равнодушия появляется сострадание и не только к Машке, но и ко всей природе.
Учитель: поступки – это внешнее выражение состояния человека. А что происходит в душе Васи?
Проект ученика “Душевное состояние Васи”.
- Чувства мальчика постоянно меняются. Увидев черепашек, Вася издает “ликующий вопль”. Но тут же его душевное состояние омрачается: мама не разрешает купить черепашек. Расстроенному мальчику везде видятся черепашки (цитата). В своей рассеянности мальчик даже не ощутил обычной радости купанья, равнодушно вышел из воды и медленно побрел за матерью.
Старая черепаха кажется мальчику самым “ненужным существом” на свете. Вася продает ее и обижается на то, “что она так равнодушно с ним расстается”. Неожиданное волнение вдруг испытывает ребенок. Он еще не осознал, что он натворил, но в душе у него стало плохо, поэтому-то Вася “растерянно глядел” вслед уходящему мужчине, поэтому-то “в носу у него странно пощипывало”. А когда мальчик лег спать, думы одолевали его “не о том, какой вот он молодец, сумел раздобыть этих двух веселых малышей… а все о той же некудышной Машке. Думается тревожно, нехорошо…” Вася переживает.
В конце концов все чувства мальчика сменились одним – недовольством собой. Он понимает, что поступил неправильно, и идет исправлять ошибку.
Учитель: мы познакомились с главным героем рассказа “Черепаха”. А теперь давайте подумаем над проблемами, которые ставит автор перед нами, читателями, рассказывая историю Васи.
Выступает II группа учащихся.
Одна ученица называет проблемы, обозначенные в рассказе, а вторая ученица записывает их на доске:
Проблемы
- милосердия
- совести
- долга
- подвига
Далее поочередно выходят к доске учащиеся “защищать” свои коллажи по двум названным проблемам: “Милосердие” и “Свершение – подвиг”.
Ученица: некоторые проблемы сформулированы самим автором. Так он заставляет нас задуматься над словами мамы “Старый друг лучше новых двух?”
Чтение сочинения-рассуждения по обозначенной проблеме.
Ученица: следующая проблема, сформулированная автором, - это вывод, к которому приходит мальчик бессонной ночью: “Не только мир существует для тебя, но и ты существуешь для мира?”
Чтение сочинения-рассуждения по данной проблеме.
Учитель: а как перечисленные проблемы связаны с темой урока? Чтобы это понять, обратимся к словарику. (Разворачивается доска, где записаны определения слов “нрав”, “нравиться”, “нравственность”. Ученица объясняет значения слов – класс пишет в тетрадях). Делается вывод о том, что значения однокоренных слов связаны с правилами поведения человека в обществе.
Учитель: то, о чем мы говорим: душевное состояние Васи, его поступки, проблемы произведения – все связано с нравственностью, а значит с темой урока.
Мальчик выбрал свой путь: от бессердечности к милосердию, от безответственности к чувству долга, от свершения к подвигу.
Почему в конце рассказа автор сравнивает Васю с “солдатом с ружьем за спиной”?
Ответ: солдат – это защитник, а Вася защищает Машку, спасает ее от возможной беды.
Учитель: мы часто, помимо главного героя, называем автора. Какую роль играет автор в произведении?
Ответ: автор объясняет поведение героя, помогает понять душевное состояние мальчика, отношение самого автора к нему.
Проект “Отношение автора к Васе”.
В начале рассказа автор описывает Машку глазами мальчика, который хочет избавиться от своего маленького друга. Поэтому перед нами предстает не черепаха, а как говорит автор, “что-то”, словно бы ненужная вещь (цитата). В описании черепахи нет любви, об этом говорят метафоры: “приплюснутая голова”, “мертвая птица”. Рисуя черепаху глазами Васи, автор тем самым заставляет задуматься о главном герое, какой он человек. Очевидно, сам автор им недоволен. Вася совершил проступок и стремиться исправить его. После бессонной ночи, когда открылась мальчику истина, мы видим иное отношение автора к герою. Если, отдав Машку, Вася проявил бессердечность, то в конце рассказа в тексте появляются фразы, говорящие о его милосердии: “Ответ был в его растревоженном сердце”, “Нет” - сказало Васе его новое, мягкое, горячее сердце”, “…защемило сердце мальчика”.
Учитель: ребята, в своих проектах вы все отмечаете, что Вася в начале рассказа один, а в конце – другой. Давайте посмотрим, а связано ли содержание рассказа с его композицией?
Проект “Особенности композиции рассказа Ю. Нагибина “Черепаха”
- В основе рассказа прием антитезы. Противопоставлены черепахе: старая, ставшая ненужной Машка и молодые резвые маленькие черепашата. Противопоставлено отношение к ним как мальчика, так и его мамы. В начале рассказа Вася перед нами безответственный человек, а в конце в нем появляется “неотвратимое веление, название которого – долг”. Взаимоотношение главного героя с мамой также противоречивы. Вася никогда ни в чем не знал отказа, а теперь ему мать отказала. На приеме антитезы построены и взаимоотношения мальчика с природой (цитата). Противопоставлены и поступки Васи, поэтому в начале рассказа автор называет его поведение “едва ли не самым трудным испытанием”, а в конце – “первым добрым подвигом Васи”.
II. Подведение итогов:
III. Домашнее задание: составить кроссворд к рассказу “Черепаха”.