Цели:
- Обучающие: продолжить работу по обучению анализировать литературный текст, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.
- Развивающие: развитие творческого воображения, аналитического мышления.
- Воспитательные: воспитывать личность духовно-нравственную, умеющую сострадать; нравственные качества: доброту, ответственность за себя, своих близких, судьбу планеты, совесть, долг.
Эпиграф
Верил Бим в доброту человека. Великое благо – верить. И любить.
Г. Троепольский
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок внеклассного чтения по повести Г. Троепольского “Белый Бим Черное Ухо”.
В литературе немало произведений о собаках.
Вспомните, какие из них вы читали?
(На доске: тема, эпиграф,портрет Троепольского, иллюстрации к произведению, журнал “Новый мир”)
Ученики.
- А.П. Чехов “Каштанка”,”Белолобый”
- А. Куприн “Белый пудель”
- Рассказы Э.Сетона- Томпсона, “Снап”
- Д. Лондон “Белый клык”
- Л. Андреев “Кусака” и др.
Учитель. Среди писателей, в чьих произведениях главный герой – собака, встречается имя Троепольского. Давайте послушаем рассказ о писателе.
Ученик. Гавриил Николаевич Троепольский объяснял, что стал писателем под влиянием своего школьного учителя.
Закончив обучение в сельскохозяйственном училище, Т. некоторое время преподавал в сельской школе в родной Воронежской губернии. После напряженного трудового дня молодой учитель записывал свои впечатления: тут и охотничьи зарисовки, и портреты сельчан, и заметки крестьянского быта.
В 1937 году в альманахе “Литературный Воронеж” появился рассказ “Дедушка”, позднее в течение многих лет лучшие свои работы Т. печатал в журнале “Новый мир”, редактором которого был Александр Трифонович Твардовский. Именно ему посвятил Троепольский своего “Бима”. Уже не одно поколение юных читателей вошло в жизнь, неся в душе образ Белого Бима.
Учитель. Тема урока “Судьба. У каждой собаки - своя судьба”.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Ученик. У каждой собаки своя судьба: счастливая и грустная.
О Белом Биме, его судьбе, которая похожа на судьбу многих бездомных собак. О собаках, об отношении людей к животным, к животному миру. О разных судьбах собак.
(Демонстрация фотографий на слайдах. Приложение.)
Учитель. Мы поговорим о судьбе Белого Бима, из повести Г. Троепольского, поэтому эпиграфом к уроку я взяла слова из этого произведения: “Верил Бим в доброту человека. Великое благо – верить. И любить”. Мы будем говорить о доброте, верности, бескорыстии, любви ко всему живому, милосердии. Расскажите, о чем повесть?
Ученик. Черноухий сеттер долго и тщетно ищет своего хозяина, и в этих скитаниях одни из встречных преследуют его, другие помогают, стараются выручить из беды. И перед нами возникают человеческие лица с их самобытными чертами, неповторимые характеры, своеобразные судьбы
Учитель. Как, по-вашему, почему повесть имеет такое название?
Ученик. Бим объединяет все эпизоды, потому и названо произведение его именем, именно с его помощью писатель показал все самое сокровенное, что есть в людях.
Все истории персонажей так или иначе причастны к судьбе черноухого сеттера, отношением к нему они будут проверяться автором на человечность.
Учитель. Мы будем работать в группах, каждая работает с отдельными эпизодами, персонажами.
1 группа “Лучшие минуты Бима и его хозяина”
2 группа “Роль пейзажа в повести”
3 группа “Суровый мир, с которым столкнулся Бим”
4 группа “Кто помогал Биму? Что объединяет этих персонажей?”
Подготовьтесь, просмотрите материал. Пожалуйста, первая группа.
Ученики. Наша группа работала с эпизодами на тему “Лучшие минуты Бима и его хозяина”. Как же складывались взаимоотношения Ивана Ивановича с Бимом? Как зарождалась и крепла дружба, доверие, любовь между ними?
(Рассказы учащихся).
Учитель. Индивидуальное задание.
Какой прием автор использует в повествовании для убедительности изображенных событий?
Ученик. Для убедительности изображенных событий автор использует прием дневниковых записей, которые создают иллюзию правдоподобности психологической картины повести. По моему мнению, они помогают раскрыть образ Ивана Иановича, и мы много узнаем из них о Биме. Рассказ о событиях заносится в дневник по горячим следам, но все же с некоторым временным разрывом. Эта временной отрывок между переживаниями и рассказом о нем позволяет осмыслить и проанализировать состояние героя, найти причины и объяснения его поступкам. Отсюда выводы, которые делает Иван Иванович в своих дневниках.
При работе над содержанием дневниковых записей можно воссоздать нравственные принципы Ивана Ивановича
“Есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь…”
“Природа творит по устойчивому закону: необходимость одного в другом”
“Время неостановимо, неудержимо и неумолимо. Все – во времени и движении”.
“…все более растет во мне жалость к птицам и животным”
“В осеннем солнечном лесу человек становится чище”
Учитель. Пожалуйста, вторая группа
Ученики. Наша группа работала по теме “Роль пейзажа в повести”.
Пейзаж всегда играл большую роль в произведениях И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова; их традиции продолжает Г.Троепольский. Важной и ярко проявляющейся функцией пейзажа в повести является обозначение места и времени действия, о чем говорят названия глав: “Весенний лес”, “Желтый лес”, “На просторе полей. Необычная охота. Побег”, “Лесная больница. Гроза в лесу”, “Лес вздохнул”. (Рассказ учащихся о событиях.)
Наиболее значительной функцией пейзажа является психологизм, традиционный для нашей литературы. Именно пейзажные зарисовки в повести создают психологический настрой восприятия текста, помогают раскрыть внутреннее состояние героев, подготавливают читателя к изменениям в их жизни.
Анализ эпизода “Гроза в лесу”. План. (Рассказ ученика.)
- Чтение отрывка.
- Какие слова(изобразительно-выразительные средства) точно и образно передают состояние природы?
- Как это описание помогает понять состояние Бима?
Учитель. Какую роль сыграл этот эпизод в жизни Бима?
Ответы учеников.
Учитель. Пожалуйста, третья группа
Ученики. Наша группа работала с эпизодами на тему “Суровый мир, с которым столкнулся Бим”
Мы получили карточки с предложениями, по которым вспомним об испытаниях в жизни Бима, мы разложили эти предложения в хронологическом порядке. (Карточки прикрепить на доску.)
1. “Вот так где-то кто-то перевернул стрелку той дороги, по которой доверительно шел Бим. И никакому кто-то нет теперь дела до того, что какой-то собаке защемило ногу и она стала калекой.” | Происшествие на железной дороге |
2. “Внутри что-то оборвалось от удара, и это что-то стало теплым, оно захватило дыхание, сперло грудь, оттого он и потерял сознание”. | Клим побил Бима на охоте |
3. “Потом снова к двери, снова нюхал через щель и наконец установил по запахам: во дворе что-то тревожное. И вновь ходил, ходил, шаркая когтями по жести, разогреваясь и будто готовясь к чему-то, разминаясь” | Бим в фургоне у собачников |
4. “Бим провожал взглядом удаляющийся свет фонарика и молчал в удивлении, в неведении и горькой обиде” | Папа Толика, Семен Петрович, увез ночью Бима в лес |
5. “Не верил он этому ласковому, вкрадчивому тону, этой лести и заискиванию после побоев. Бим начинал терять веру в человека” | Встреча с Серым |
6. “Нет, не подал лапу Бим. Отвернулся и смотрел в пол. Впервые ослушался” | Первая встреча с Теткой, жалоба на Бима |
7. “Он теперь будет ждать с оскаленными зубами, пока не уйдет враг, ждать, сколько бы времени на это не потребовалось” | Последняя встреча с Теткой, когда она сдала Бима собачникам |
Учитель. Почему погибла добрая, умная собака? Кто виноват в трагедии Бима?
Ученики. Бессердечные люди, доверчивость Бима и т.д.
Учитель. Индивидуальное задание.
Рассказ от первого лица, от лица Бима,
Как менялся облик Бима?
Ученик. Рассказ о своей судьбе от лица собаки.
Учитель. Какой эпизод в повести кажется вам наиболее волнующим?
Ученики называют эпизоды, которые их взволновали при чтении повести.
Учитель. Давайте посмотрим отрывок из кинофильма. Видеосюжет.
Ученица читает отрывок из повести на фоне видеосюжета.
Учитель. Пожалуйста, четвертая группа.
Ученики. Наша группа работала по теме “Кто помогал Биму? Что объединяет этих персонажей?” Мы выделили в тексте цитаты, характеризующие этих героев и отметили в них ключевые слова.
Степановна :“Большая человеческая жалость и доброта души руководили ею”
Даша:“Какая же ты добрая душа! – всплеснула руками Степановна, - любишь, значит, собак?”
Христиан Андреевич: “Привел же, привел, - басил тот (Клим) хрипло и недовольно. – А ты вот меня разбудил. Как думаешь: по-человечески ты поступаешь или как?”
Толик: “Нельзя лгать, мальчик. По табличке – не твоя собака. Стыдно мальчик. Какой же ты будешь, когда вырастешь?”
(Ключевые слова выписать на доске.)
И “Какой след оставил Бим на земле?”
Толик и Алеша стали друзьями
Младший Иван бросил работу собачника
И другие люди, встречаясь с Бимом, становились чище, богаче душой
Цитаты о Биме (написаны на доске):
- “Бим вошел в мою жизнь. Чем же он взял? Добротой, безграничным доверием и лаской…”
- “Друзья все больше и больше понимали друг друга, любили и жили на равных – человек и собака.”
- “Эх, если бы Бим был человеком!”
- “Бим плакал первый раз в жизни. Это были слезы надежды, счастливые слезы.”
- “Скучно сторожу, а тут – живое существо смотрит на него изумленным, человеческим, измученным, откровенно страдающим взором.”
Учитель. Какие чувства вызвала у вас повесть?
Ответы учеников.
Чтение 2-3 отзывов.
Учитель. Когда вспоминаешь всех маленьких героев этого произведения, то в воображении возникает образ трогательного, чистого, верного, беззащитного до поры существа, жизнь которого закончилась трагически. Ему противостоит образ злобного, жадного, равнодушного человека, почему-то уверенного в своей безнаказанности. Но все-таки в нашей жизни больше добрых, отзывчивых, милосердных людей, заботящихся о своих братьях меньших.
Вспомним слова из произведения Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц: “Мы в ответе за тех, кого приручили!”
Домашнее задание:
- Анализ понравившегося эпизода
- Сочинение-рассуждение на тему “Какие чувства способна воспитать в человеке повесть Г.Троепольского “Белый Бим Черное Ухо”?
Учитель. Спасибо за урок, сегодня вы работали очень хорошо.