Цели урока:
- постичь специфику лаборатории художника слова, то есть особенности поэтического языка в философских стихотворениях Сергея Есенина; определить поэтическую идею его произведений;
- осмыслить личное отношение к прочитанному;
- совершенствовать навык анализа лирического произведения в единстве формы и содержания;
- продолжить обучение выразительному чтению;
- развивать интерес к поэтическому наследию Сергея Есенина.
Оборудование: компьютер, проектор, тексты стихотворений С.А.Есенина; материалы, подготовленные учащимися.
В качестве домашнего задания к уроку одиннадцатиклассники группами работали над текстами стихотворений «Всё живое особой метой…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Жизнь – обман с чарующей тоскою…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…».
В составе группы – историограф (готовит материал об истории создания стихотворения), мастер художественного чтения (готовит выразительное чтение стихотворения или подбирает соответствующий видеоролик), аналитик и теоретик (разрабатывают вопросы для анализа текста стихотворения).
Ход урока
Слайд 1
«Портрет Сергея Есенина. Слова А.Н.Толстого о поэте: «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души».
Слово учителя:
– Уже несколько уроков мы изучаем творческое наследие Сергея Есенина. Какое представление у вас сложилось о поэте?
Произвольные ответы учащихся.
– А можем мы говорить о Есенине как о поэте-философе? (Да.)
– И я с вами согласна.
Слайд 2
«Строки стихотворений С.Есенина» с эффектом «печатной машинки».
«Лицом к лицу // Лица не увидать. // Большое видится на расстоянье…»;
«Если б не было ада и рая, // Их бы выдумал сам человек»;
«Так мало пройдено дорог, // Так много сделано ошибок…»;
«Кто любил, уж тот любить не может, // Кто сгорел, того не подожжёшь…»;
«Но коль черти в душе гнездились – // Значит, ангелы жили в ней…»
«И простим, где нас горько обидели // По чужой и по нашей вине».
Всё это сказано поэтом о себе, но и о нас – тоже…
– Эти есенинские афоризмы произносят, вставляют в речь, обыкновенно напрочь забывая о его авторстве.
– И сегодня мы вместе с поэтом будем открывать для себя законы бытия.
Слайд 3 «Тема урока».
«Философские мотивы в лирике Сергея Есенина». Творческая лаборатория.
– Форма урока немного необычная. Назовем его «творческой лабораторией», потому что нам предстоит исследовать поэтический текст, чтобы понять суть философских утверждений поэта.
– Вы работали группами, и пришло время обобщить материал.
Слайд 4 «Эпиграф урока».
Версты все потрясенной земли,
Все земные святые узы,
Словно б нервной системой вошли
В своенравность есенинской музы!
Это муза не прошлого дня.
С ней люблю, негодую и плачу.
Много значит она для меня,
Если сам я хоть что-нибудь значу. (Николай Рубцов)
Слово учителя:
– Для того чтобы что-то понять в этой жизни, нужно многое испытать. Ведь философские умозаключения не рождаются на пустом месте.
– Прочитайте стихотворение «Всё живое особой метой…»
Чтение стихотворения «Всё живое особой метой…» подготовленным учеником или прослушивание песни А.Новикова на эти стихи с использованием клипа.
https://ok.ru/video/2366769904
На доске – текст стихотворения «Всё живое особой метой…» и портрет С.Есенина.
Аналитик группы проводит беседу по тексту стихотворения.
– Как это стихотворение связано с биографией Сергея Есенина?
«Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах», – вспоминал он в автобиографии. Эти страницы детства и нашли отражение в стихотворении.
– Что вы можете сказать о композиции стихотворения? (Две части).
– О чем первая часть? (О детстве).
– А вторая? (О взрослой жизни, когда он уже стал поэтом).
– Охарактеризуйте лирического героя, пользуясь текстом стихотворения. Каким вы видите его в первой части, а каким он предстает во второй части стихотворения? (В 1-ой части: хулиган, потому что «Если не был бы я поэтом, // То, наверно, был мошенник и вор»; «Средь мальчишек всегда герой»; во 2-ой части: в его стихах «Беспокойная, дерзкая сила», «…удаль Забияки и сорванца»; он, как в детстве «отважный и гордый»).
– Какая строчка звучит в тексте рефреном? («Ничего! Я споткнулся о камень, // Это к завтраму все заживет!).
– В чём её смысл? (Герой Есенина, у которого «вся в крови душа», упрямо, по-мальчишески утверждает, что ему не больно, потому что он научился быть сильным).
– Меняется ли мироощущение лирического героя, когда он говорит эти слова маме, а затем « в чужой и хохочущий сброд»? Как это выражено поэтом? (С матерью он очень нежный, он хочет её успокоить, поэтому в конце стоки, обращенной к ней, стоит точка; а людской «сброд» он презирает и противостоит ему, поэтому в конце строки стоит восклицательный знак).
– Для чего С.Есенин вводит образ матери в стихотворение? (Так поэт призывает читателей беречь матерей).
– В чем, на ваш взгляд, философское звучание этого стихотворения? В каких строчках вы его услышали? (Отношение человека к миру закладывается в нём с детства. «Всё живое особой метой отмечается с ранних пор»).
Слово учителя:
– Как вы думаете, любит ли мир лирический герой Есенина? (Да).
В каком стихотворении это ярко выражено? («Мы теперь уходим понемногу…»)
Просмотр видео. Канал «Культура»:
Сергей Безруков читает стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…»
https://www.youtube.com/watch?v=5Hgz8mVtRvo
На доске – текст стихотворения «Мы теперь уходим понемногу…».
– Что вы знаете об истории этого стихотворения?
Выступление историографа:
– Это произведение было написано в 1924 году на смерть Александра Васильевича Ширяевца, «новокрестьянского» поэта, с которым на протяжении многих лет Есенин был связан крепкой дружбой. В рукописи стихотворение озаглавлено «Ровесникам», при первой публикации – «Памяти Ширяевца».
Александр Васильевич Ширяевец (наст. фам. Абрамов; 1887–1924) – поэт. «…Я вас полюбил с первого же мной прочитанного стихотворения»,– писал ему Есенин еще 21 января 1915 г., и с той поры его дружеское расположение оставалось неизменным. Хотя Есенин с тех лет считал А.В.Ширяевца участником, как он писал, «нашего народнического движения», их личное знакомство состоялось лишь в 1921 г., в Ташкенте. После переезда А.В.Ширяевца в Москву в 1922 г. и возвращения Есенина из зарубежной поездки их встречи стали более частыми, но в ближайшее окружение Есенина он не вошел. За месяц с небольшим до смерти, 4 апреля 1924 г., А.В.Ширяевец писал одному из своих друзей: «Дня три тому назад на Арбате столкнулся с Есениным. Пошли, конечно, в пивную, слушали гармонистов и отдавались лирическим излияниям. Жизнерадостен, как всегда, хочет на лето ехать в деревню, написал много новых вещей» А.В.Ширяевец умер 15 мая 1924 г. в Старо-Екатерининской больнице в Москве от менингита. Болезнь была скоротечной, его внезапная кончина потрясла Есенина. Он тяжело переживал утрату, не верил в болезнь, считал даже, что А.В.Ширяевец отравился, участвовал в организации похорон, выступал на поминках. Вместе с П.В.Орешиным и С.А.Клычковым вошел в состав «душеприказчиков по литнаследству» поэта.
Аналитик группы проводит беседу по тексту стихотворения.
– Вы прослушали текст. Как объяснить использование местоимения «Мы» в первой строфе? (Строфа начинается с местоимения «Мы», так как поэт не одинок в своей тоске о конце жизни).
– Что означает устаревшее слово «бренный»? (Бренный означает «тленный, переходящий»).
– Почему именно это устаревшее слово использует Есенин в качестве эпитета? («Бренные пожитки собирать»- готовиться к смерти, к переходу в мир иной. Эпитет «бренные» придает строфе почты трагическое звучание).
– Лирический герой осознает, что он уходит из этого мира, а как он относится к этому миру? (С любовью. Об этом 2-ая и 3-я строфы стихотворения).
– Какие средства выразительности использует автор, чтобы передать это чувство читателю? (Восклицательный знак передает восхищение, яркие олицетворения, трогательный эпитет, обращение и использование личных местоимений свидетельствует о жизнелюбии, о трепетном отношении к русской природе: «Милые березовые чащи! // Ты, земля! И вы, равнин пески!»; «Мир осинам, что, раскинув ветви, //Загляделись в розовую водь»).
– Видно, что лирическому герою жаль покидать этот мир. Какие строчки подтверждают это? («Перед этим сонмом уходящих // Я не в силах скрыть своей тоски»).
– Мы опять встречаем устаревшее слово «сонм». А что означает слово «сонм»? («Сонм уходящих» - собрание готовящихся к смерти, переходу в мир иной).
– У этой роковой черты каждый пытается осмыслить свою жизнь на Земле. Что представляют собой следующие две строфы? (Это размышление героя о том, для он жил и как он жил).
– А как он жил на земле? (Счастливо).
– Чем же был счастлив? («Счастлив тем, что я дышал и жил. // Счастлив тем, что целовал я женщин, // Мял цветы, валялся на траве, // И зверье, как братьев наших меньших,// Никогда не бил по голове»).
– Какое средство выразительности подчеркивает состояние лирического героя? (Анафора – повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф).
– А что представляет собой та страна, «где тишь и благодать» в восприятии лирического героя? (Там нет мира природы, который так дорог поэту: «не цветут там чащи, // Не звенит лебяжьей шеей рожь» - 6 строфа; «не будет //Этих нив, златящихся во мгле» - 7 строфа).
– Как вы думаете почему состояние тоски лирического героя перед сонмом уходящих (во 2-ой строфе) меняется состоянием дрожи (в 6-ой строфе)? (Видя уход в мир иной близких ему людей, он и сам ощущает приближение смерти, он не хочет умирать, ведь жизнь так прекрасна и так не хочется прощаться с ней).
– Мы ярко представили образ лирического героя, но к какому философскому выводу он приводит поэт своего читателя? (Нужно дорожить тем, что ты живешь, любить людей, восхищаться природой, жить в гармонии с окружающим нас миром).
Слово учителя:
– Но всегда ли жизнь радовала лирического героя Есенина, ведь ему не раз приходилось разочаровываться в людях, в любви в собственных чувствах и надеждах. Что говорил он о жизни в одном из своих стихотворений? ("Жизнь – обман…»)
Чтение стихотворения подготовленным учеником
или прослушивание песни на музыку Александра Тараканова в исполнении Дмитрия Лунева. https://www.youtube.com/watch?v=loCmQJWNPw4
На доске – текст стихотворения «Жизнь – обман с чарующей тоскою…»
– Что расскажет историограф?
– Стихотворение «Жизнь – обман с чарующей тоской» было написано в 1925 году во время путешествия Есенина по стране. Тогда он находился в Мардакянах, Азербайджан. Поэт испытывал проблемы со здоровьем, у него было подозрение на туберкулез. В связи с этим его психическое состояние было подавленным. Мотивы данного стихотворения полностью отражают мировоззренческие настроения Есенина в последний год его жизни. Это образец поздней философской лирики поэта, в котором представлены его размышлении о жизни и смерти, судьбе человека на земле.
Аналитик группы проводит беседу по тексту стихотворения.
– «Жизнь – обман…». Почему такое определение жизни дает поэт? (Для него «жизнь – обман», как раз потому, что после неё следует смерть, конец, противостоять которому человек не в силах).
– Какие средства выразительности использует автор, чтобы подчеркнуть своё отношение к жизни? (Метафора «грубая рука», «роковые письмена»).
– Что проницательный читатель видит за метафорой «грубая рука» жизни? (Это судьба. В русской речи есть выражение «рука судьбы». Жизнь проста, прямолинейна, и поэтому пишет она «грубою рукою»).
– А о чём тогда «роковые письмена»? (Неминуемая смерть. Потому что приходит миг, когда обрывается человеческая жизнь).
– Как меняется отношение лирического героя к жизни во 2-ой строфе? («Жизнь – обман, но и она порою // Украшает радостями ложь»).
– А что это за радости? Есть ли ответ на этот вопрос в стихотворении Есенина? (Ответа нет). – Почему? (У каждого человека в жизни свои радости, свои счастливые моменты).
– Но о чем думает каждый, обращаясь «лицом к седому небу, // По луне гадая о судьбе»? (Каждый думает о трагическом финале)
– К чему призывает лирический герой стихотворения каждого из нас? («Успокойся, смертный, и не требуй // Правды той, что не нужна тебе»).
– В чём эта правда жизни? (Обман, измена, злословие – это и есть правда жизни. «Пусть обманут легкие подруги, // Пусть изменят легкие друзья. // Пусть меня ласкают нежным словом, // Пусть острее бритвы злой язык…»).
– Как принимает правду жизни лирический герой? (Он ко всему готов и ко всему привык. «Я живу давно на все готовым,// Ко всему безжалостно привык»).
–Объясните эпитет «безжалостно»? (Он здесь сродни слову «равнодушно», потому что слишком многое пришлось вынести лирическому герою).
– Какой прием использует в 6-ой строфе автор, чтобы донести до читателя мысль, что «Жизнь – обман…» (Противопоставление. Лирический герой хочет тепла – испытывает холод («холодят» - «Нет тепла»); надеется на любовь – сталкивается с изменой («любил»- «отреклися»).
– Каким мы видим лирического героя в финале стихотворения? (Одиноким («забыли про меня»), «теснимым», «гонимым»).
– А ещё обманутым жизнью – стоящим на пороге смерти. Какой художественный образ в последней строфе об этом говорит? (Образ зари. Заря – яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца).
– Но как всё-таки относится к жизни лирический герой? (В отношении к жизни нет высокомерия, злобы, отчаяния, нет упреков, только – приятие её).
– Так в чем же философское звучание стихотворения? (Поэт убеждает читателя любить жизнь. И пусть она – обман, однако «с чарующей тоскою», с неразрешенной загадкой, нераскрытой тайной - непостижимая и данная на прекрасной Земле).
Слово учителя:
– Есть в творчестве Есенина ещё одно стихотворение, в котором поэт размышляет о прошедшей жизни, о её смысле, о её восприятии. Лирический герой пытается решить для себя проблему рано или поздно встающую перед каждым – принимать или не принимать мысль о том, что юность уходит, а вместе с нею – жизненные силы, энергия и желания. О каком стихотворении я говорю? («Не жалею, не зову, не плачу…»).
На доске – текст стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»
Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником или прослушивание песни в исполнении вокально-инструментального ансамбля "Орэра"
https://www.youtube.com/watch?v=6_3a1Oqg5LI
– Как это стихотворение появилось в творческом наследии Есенина?
Выступление историографа:
– Это стихотворение было написано под влиянием одного из лирических отступлений в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя. Есенин иногда полушутя добавлял: «Все меня хвалят за эти стихи, а не знают, что это не я, а Гоголь». Несомненно, что место в «Мертвых душах», о котором говорил Есенин, это начало шестой главы, которое заканчивается словами: «…что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лицах, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!».
Аналитик группы проводит беседу по тексту стихотворения.
– О чём это стихотворение? Определите его тему. (На первый взгляд стихотворение посвящено встрече со старостью, не случайно дважды повторяется слово «теперь», «Ты теперь не так уж будешь биться» и «Я теперь скупее стал в желаньях. И чем дальше вчитываемся в стихотворение, тем больше убеждаемся, что большинство образов относится не к осеннему увяданию, а к весеннему цветению. И главной становится тема прощания с молодостью).
– Как показывает автор, что юность уходит? (Он использует отрицание: «Я не буду больше молодым», «не так уж будешь биться, //Сердце, тронутое холодком», «страна берёзового ситца // Не заманит шляться босиком»).
– Какие чувства оно вызывает? (Ощущение невосполнимости утрат).
– Следующие две строфы кульминационные. Почему? (Показано перерождение лирического героя). Обозначьте его. (Дух бродяжий все реже расшевеливает пламень уст; «буйство глаз», «половодье чувств», юношескую «свежесть» сопровождает эпитет «утраченная»; желанья становятся «скупее»).
– Какая интонация звучит в этих строфах? (Взволнованность). Как она передана читателю? (С помощью риторических обращений и риторического вопроса «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»)
– Поэт прощается с юностью. С каким образом она ассоциируется? (С образом розового коня – это символ мечтаний о прекрасном и идеальном, так свойственных человеку именно в юности).
– В какой мысли приходит лирический герой в конце стихотворения? (Невозможно повернуть время вспять. Все проходит, и с этим нужно смириться).
– Композиция стихотворения подчинена его идее. Определите тип композиции. (Кольцевая). Докажите это. (Первые две строчки первой и последней строфы говорят об одном и том же: о тленности всего сущего). Почему именно этот тип композиции использует автор? (Человек рождается и уходит из жизни, на смену ему приходит другой).
– А почему ещё местоимение «я», обозначенное в первой строфе, меняется на «мы»? (Потому что эта жизненная философия касается всех).
– Как ведет себя лирический герой, постигнув эту философию? (Благословляет жизнь).
– Перед нами лирическое произведение, созданное по своим законам. Определите размер стихотворения, способ рифмовки, характер рифмы. Объясните их использование в стихотворении. (Пятистопный хорей с пиррихием: пиррихий замедляет движение в строке, ведь пред нами размышление о жизни; этому, кстати, способствуют и речевые повторы «…ты всё реже, реже…», «Все мы, все мы…»; перекрестный способ рифмовки подчеркивает мысль о том, что юность сменяется старостью; чередование женской («реже» - «свежесть») и мужской («дым» - «молодым») рифмы, открытой («тленно» - «благословенно») и закрытой («холодком» - «босиком»), точной («мне» - «коне») и неточной («уст» - «чувств») усиливает противоречивость двух миров: юности и старости).
– Укажите в стихотворении образ, олицетворяющий молодость жизни. (Весенние яблони: «белых яблонь дым» в первой строфе).
– А какой метафорой создается образ старости? (Осеннее золото увяданья: «клёнов листьев медь»)
– Почему поэт использует образы природы? (Природа была близка поэту с детства. Она для него такой же живой организм, как и человек).
Слово учителя:
– Есенин всегда ощущал себя частью этого мира. Часто он находил отклик своим мыслям в мире природы, поэтому его философская лирика тесно переплетается с пейзажной и наполнена аналогиями между законами человеческой жизни и законами природы. Яркий пример тому – стихотворение «Отговорила роща золотая…».
На доске – текст стихотворения «Отговорила роща золотая…».
Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.
Аналитик группы проводит беседу по тексту стихотворения.
– Попробуем выяснить, почему стихотворение начинается с осенней композиции?
Выступление историографа:
– По свидетельству сестры поэта А.А.Есениной стихотворение было написано во второй половине августа 1924 года во время приезда поэта в Константиново: «В этот свой приезд Сергей спал в амбаре. (В двадцатые годы дом Есениных горел, и семья жила в избушке-времянке.) Ему снова нужно было работать, а в риге нельзя было курить, опасно зажигать лампу. Работал Сергей очень много. Я помню, как часами, почти не разгибаясь, сидел он за столом у раскрытого окна нашей маленькой хибарки. Условия для работы были очень плохие… И несмотря на трудности, он упорно работал над «Поэмой о 36». Здесь же им было написано стихотворение «Отговорила роща золотая…»
Аналитик группы продолжает беседу по тексту стихотворения.
– Есенин написал это произведение в селе Константиново в августе 1924 года, запечатлев реальную рябину, стоявшую у родного дома.
– Можем ли мы сказать, что перед нами пейзажная лирика? (Нет. Здесь представлены ещё размышления лирического героя о жизни)
– Тогда как бы вы определили жанр стихотворения? (Элегия).
– Каким художественным образом открывается стихотворение? («Березовая роща»). Объясните его.
Выступление историографа:
– Образов дерева в творчестве Есенина очень много. «Мы есть чада древа», – пишет поэт в своей статье «Ключи Марии», приводя в качестве примера былину-сказку «Егорий храбрый» (у Есенина «О хоробром Егории»), в которой имеется уподобление людей травам, деревьям: «У них волосы – трава, // Телеса – кора древесная». Это одно из центральных положений статьи Есенина восходит также к славянским мифам о душе, переселившейся в дерево и обнаруживающей себя печальной песней. Поэтому уподобление человека дереву, а дерева человеку становится обычным для творчества Есенина.
Интересен и образ «пролетающих журавлей». Журавли в народной поэзии – символ здоровья и долголетия, а ещё это символ мечты, неслучайно в русском фольклоре есть поговорка «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». И тогда понятно почему автор использует эпитет «печально»: печально расставаться с молодостью, с жизнью… с мечтами.
Аналитик группы продолжает беседу по тексту стихотворения.
– Какое средство выразительности подчеркивает единение человека с миром природы? (Поэт использует олицетворение «роща отговорила», «журавли не жалеют ни о ком»).
Душа и жизнь лирического героя уподобляется «роще золотой» осенней порой. Она по-своему прекрасна: об этом свидетельствует эпитет «золотая», но всё же это пора увяданья.
– Покажите как работает звукопись в этой строфе (Мы слышим шелест золотых листьев (звуки -З, -С-, -Щ-), курлыканье журавлей (-ЖР-, -КР-), чувствуем дуновение ветра).
– Именно звучность поэзии Есенина позволила ей стать музыкальной: многие стихотворения Сергея Александровича, в том числе и «Отговорила роща золотая…», положены на музыку.
Звучит романс на стихи «Отговорила роща золотая…» в исполнении Олега Погудина (музыка Г.Пономаренко)
https://www.youtube.com/watch?v=GZoWfNEkA0s
– Каковы чувства лирического героя? (Ему грустно, потому что наступает «осень жизни», уходит пора юности, и человек неминуемо приближается к концу своего пути. Поэтому в последней строке журавли не жалеют «ни о ком»).
– Жизнь человека быстротечна. Какой образ во второй строфе использует поэт, чтобы убедить читателя в этом? (Образ странника. Он приходит в эту жизнь, в мир природы (ДОМ) и покидает его, умирая).
– Человек уходит бесследно? (Нет).
Память о нем хранит мир природы, ведь она, в отличие от человека, обречена на вечную жизнь. Поэтому «О всех ушедших грезит конопляник // С широким месяцем над голубым прудом»).
– Почему именно такой пейзаж выбирает Есенин? (Это характерный среднерусский пейзаж, который так дорог поэту).
– Каким мы видим лирического героя в третьей строфе? (Одиноким).
– Чем можно объяснить его чувство одиночества? (Он размышляет о жизни).
– О чем он думает? (О прошедшей «юности веселой»).
– Кстати, как в этой строфе можно воспринимать образ журавлей, которых «относит ветром вдаль»? (Как юношеские мечты).
– Почему лирический герой ни о чем не жалеет? «Не жаль…», «Не жаль…». (В нем уже не осталось никаких чувств).
– Какая метафора подчеркивает его состояние? (Костер рябины красной, который никого не может согреть).
Слово учителя:
– Но так ли безнадежно состояние лирического героя? (Нет).
– Докажите. (В следующей строфе звучат строки «Не обгорят рябиновые кисти…», «От желтизны не пропадет трава»).
– Откуда у поэта уверенность в том, что всё не напрасно? (Зачитать: «Как дерево роняет тио листья, // Так я роняю грустные слова». – Останутся стихи.)
Чтение последней строфы:
И если время, ветром разметая, // Сгребёт их все в один ненужный ком…
Скажите так…что роща золотая // Отговорила милым языком.
– Таким образом, в этом стихотворении обозначена ещё одна тема – тема творчества в жизни поэта, оценки его поэтического труда.
И если его стихи окажутся «ненужным комом», только тогда можно говорить, что «…роща золотая // Отговорила м и л ы м языком».
– Как бы вы объяснили смысл этого эпитета. (Все, что было дорого поэту, он называл этим эпитетом. Значит, он любил свои стихи).
– А вы?..
Домашнее задание: написать исследовательскую работу по творчеству Сергея Есенина.
Темы для исследовательской работы по творчеству С.А.Есенина.
1. «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою…». Автобиографические мотивы в лирике Сергея Есенина.
2. «Я очутился в узком промежутке…»: поэт Сергей Есенин и Русь Советская. Родина и революция в лирике Сергея Есенина.
3. Трагедия души в цикле С.А.Есенина «Москва кабацкая».
4. «Я иному покорился царству…». Образы «братьев наших меньших» в лирике С.А.Есенина.
5. «Я по-прежнему такой же нежный…». Тема любви в лирике Сергея Есенина.
6. «Страна берёзового ситца» в творчестве Сергея Есенина.
7. «Цветовая радуга» поэзии Сергея Есенина.