Литература
-
Сценарий устного журнала "Любитель русского слова" (к 205-летию со дня рождения В.И.Даля) 2007
Владимиру Ивановичу Далю, прожившему 70 лет, удалось столько успеть! Он был врачом и морским офицером, чиновником по особым поручениям и писателем, географом и этнографом, отцом пятерых детей, а главное - собирателем "Толкового словаря живого великорусского языка". "Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык", - говорил В.И. Даль. Познакомьтесь с удивительной жизнью этого человека – и вы ему поверите. А поможет вам наш устный журнал.
-
Сценарий устного журнала "Тебе, певцу" Тебе, герою!", посвященного герою Отечественной войны 1812 г. Денису Давыдову 2013
Устный журнал посвящен человеку, еще при жизни ставшему национальным героем, поэту, увековеченному кистью Д.Доу и пером Л.Н. Толстого, воспетому поэтами Золотого века: В.Жуковским, К.Батюшковым, П.А. Вяземским, Е.Баратынским, Н.Языковым и, конечно, А.С. Пушкиным, – знаменитому прозаику и поэту, легендарному гусару и партизану, Денису Васильевичу Давыдову.
-
Сценарий читательской конференции по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2007
Данный сценарий может быть использован как на уроках литературы в 10-х классах, так и для проведения внеклассных мероприятий по предмету. Данное мероприятие поможет обобщить знания по пройденному материалу, расширит кругозор учащихся, пополнит лексический запас ребят, поможет найти объяснение устаревшим словам, встречающимся в тексте романа. При подготовке к конференции ребята продемонстрируют свои творческие способности. Рекомендуется проведение мероприятия между параллелями 10-х классов.
-
Сценарий-композиция вечера по творчеству Н.В. Гоголя "Дорога" 2007
Композиция предлагается для проведения внеклассного мероприятия в 9-м классе в качестве итога изучения творчества классика.
-
Сценическая композиция о любви «А она есть, есть, есть. А она здесь, здесь, здесь» 2015
Cценическая композиция рассчитана на учащихся 16–17 лет (10–11-й классы). Цели и задачи: морально-эстетическое воспитание подрастающего поколения; формирование правильного представления о любви; знакомство с произведения о любви; развитие творческих способностей; воспитание любви к прекрасному.
-
"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома" урок литературы в 6-м классе по пьесе М.Метерлинка "Синяя птица" 2003
Закрепление знаний об особенностях и жанрах драматического рода литературы. Аналитическая беседа по пьесе и выявление художественных средств, используемых автором в произведении. Развитие творческих способностей учащихся (постановка финальной сцены пьесы).
-
Счастливая судьба (о творчестве Л. Ошанина) 2006
30 мая 2007 года исполняется 95 лет со дня рождения поэта-песенника Л.И. Ошанина, несправедливо забытого в наше время. Л. Ошанин – это классика, это – история. На его произведениях можно и должно воспитывать и патриотизм, и чувство слова, и красоту, и доброту, и нравственность. Простота и глубокий смысл, общечеловеческие идеалы и возвышенность чувств, необыкновенная мелодичность и естественность – вот что отличает поэзию Льва Ошанина.
-
"Счастье без свободы или свобода без счастья" — третьего не дано? (Материалы к уроку по роману Е.Замятина "Мы") 2008
Представлен подробный план итогового урока по роману Е.Замятина «Мы». В ходе занятия ребята приводят в систему свои представления об этом произведении, развивают навык публичного выступления, культуру речи, творческие способности, размышляют над проблемами, вопросами, разрешить которые важно современному молодому человеку.
-
"Счастье должно жить постоянно…" Урок по сказке А.Платонова "Неизвестный цветок" с использованием ИКТ 2009
На уроке учащиеся работают с текстом произведения А.Платонова, выявляют роль изобразительно-выразительных средств, учатся вслушиваться в слово. Литература становится помощником в формировании эстетических и нравственных ценностей у детей.
-
Сюжетно-композиционная организация, жанровое своеобразие и богатство языка рассказа Н.С. Лескова "Тупейный художник" 2008
Урок литературы помогает учащимся выявить своеобразие жанра и композиции произведения, показать художественные средства, используемые Н.С.Лесковым в рассказе, обратить внимание на особенности языка писателя.
-
Сюжетно–ролевая игра на уроках литературы 2009
Сюжетно-ролевая игра на уроках литературы открывает большие возможности в познании, в нравственно-эстетическом воспитании, в становлении личности учащихся. Интересен урок-детектив. Не менее эффективный прием - проведение психологического урока.
-
Таганрог - город А.П. Чехова 2013
Урок литературы в 9-х или 10-х классах при изучении творчества А.П.Чехова. Урок-экскурсия по чеховскому Таганрогу. Цель урока: познакомить с жизнью и деятельностью А.П.Чехова в Таганроге, воспитывать любовь к писателю-земляку, чувство национальной гордости.
-
Тайна "Колымских рассказов" В.Т. Шаламова 2013
Конспект урока-размышления по литературе по теме. 11 класс. Поднимается тема тех, кто был «по ту сторону» от репрессированных - кто сажал, бил, пытал, охранял в лагерях, арестовывал, допрашивал, гонял по этапу, стрелял за шаг в сторону. Тема палачей рассматривается в ключе поиска причин массовости этого явления.
-
Тайна личности А.П. Чехова. Очерки жизни и творчества 2015
Представленный урок-лекция может быть использован как программный урок или урок внеклассного занятия. Урок вызывает интерес к личности и творчеству А.П. Чехова, писателя разносторонне талантливого, независимого и твердого в своих убеждениях; расширяет представления учащихся о ранее изученных произведениях писателя, помогает почувствовать их самобытность и красоту.
-
Тайна ломаной линии (Один из приемов анализа художественного произведения) 2008
Применение схем в анализе художественного текста позволяет объединить материал произведения, выделить его идею, активизировать работу учащихся на уроках. Прием анализа текста с помощью ломаной линии позволяет найти точки соприкосновения двух разных предметов: математики и литературы. В работе представлен анализ четырех произведений, каждое из которых имеет свою проблематику, но объединенных одной темой: остаться человеком.
-
Тайна поэтических строк (стихотворение С.Есенина "Собаке Качалова") 2015
Цели урока:. попытаться выяснить, был ли прототип у той, «что всех безмолвней и грустней»; почему, вспоминая о ней, поэт испытывает щемящее чувство вины («Ты за меня лизни ей нежно руку // За все, в чем был и не был виноват»).
-
"Тайна поэтического творчества А.С. Пушкина". Урок литературы в 9-м классе 2010
Урок литературы в 9-м классе ставит целью показать сложность художественного мира А.С. Пушкина; формировать навыки анализа поэтического произведения, развивать эстетический вкус.
-
Тайны поэтической звукописи. 8-й класс 2011
Для анализа предложены интересные тексты как русской, так и зарубежной литературы, что свидетельствует о взаимопроникновении культур. Ученики учатся видеть смыслоразличительную функцию звука как один из художественных приемов в поэтическом тексте.
-
Тайны созданных созданий (определение признаков символизма на примере анализа стихотворений В.Я. Брюсова) 2009
Урок является одним из первых в большой теме «Поэзия Серебряного века». Предполагает знакомство учащихся с основными признаками символизма через анализ стихотворений В.Я. Брюсова. Именно такой подход к изучению символизма позволяет понять и осознать его основные признаки, станет основой для дальнейшего знакомства с персоналиями, индивидуальными поэтическими стилями символистов.
-
Тайны сравнения 2024
Сравнение – это сопоставление двух предметов по сходству.
-
"Так молюсь я твоей литургией" 2010
Урок литературы в 11-м классе. Основные цели урока: познакомить учащихся с жизнью, литературной деятельностью, стихотворениями А.А. Ахматовой; дать понятие об эпохе, акмеизме; охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма»; раскрыть духовный мир А.А. Ахматовой; в сжатой форме рассказать об основных этапах творческого пути.
-
"Такая была война" (открытый урок по фрагменту повести Л.А. Гартунга "Нельзя забыть") 2009
В работе интегрированы курсы «Литературное наследие Сибири» и УМК «Вокруг тебя – Мир…». Урок посвящён военному детству сибирского мальчика, нашего земляка, сложным, порой трагическим судьбам взрослых и детей, окружавших нашего героя. Особое внимание уделяется последствиям вооружённого конфликта для гражданского населения, соблюдению норм международного гуманитарного права.
-
Такая разная любовь! На примере новеллы П.Мериме и оперы Ж.Бизе «Кармен» 2021
Цель урока: расширить представление о любви. Задачи: развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; анализировать, сравнивать, обобщать литературные и музыкальные образы.
-
"Такие разные сказки…" (По сказкам О.Ф. Кургузова). 5-й класс 2012
В работе представлены «необычные» сказки и порядок работы с ними. Урок расширяет кругозор учащихся, развивает неординарное мышление.
-
Такие разные эпохи. (К литературным произведениям через художественные образы) 2012
Материал дает представление об основных литературных направлениях. В доступной форме учащиеся постигают мировоззрение людей различных эпох. Проводится беседа о произведениях архитектуры, скульптуры, художественного творчества; готовит учащихся к восприятию литературных произведений, относящихся к тому или иному литературному направлению.
-
"Таким он был…" 2011
Творчество Виктора Астафьева не нуждается в особых комментариях. Мы посчитали своим долгом хотя бы скромно, но обязательно отметить 85 лет со дня рождения писателя, дорогого для всех жителей края, высказать этим свою любовь и признательность. Хотелось, чтобы, посмотрев эти фотографии, кто-то взял и перечитал любимые страницы книг писателя, увидел Сибирь, описанную просторно, подробно, крупно и нежно, вспомнил его добрым словом.
-
"Такими были наши дали…" 2005
На уроке литературы изучаем повесть Б.Васильева "Завтра была война", поднимаем проблемы, поставленные автором в произведении. Учащиеся на уроке самостоятельно анализируют литературный текст, дают характеристику героям, их поступкам, раскрывают истоки их мужества, героизма.
-
"Талант человечности". Урок самостоятельного чтения по повести А.Алексина "Безумная Евдокия" 2013
На уроке в процессе обсуждения повести учащиеся 9-го класса знакомятся с повестью ныне незаслуженно забытого писателя А.Алексина. Учитель ставит задачу развития исследовательских навыков работы с текстом, навыков анализа текста, устного монологического высказывания, письменного отзыва на прочитанное произведение. Урок направлен на воспитание таких важных нравственных качеств личности, как ответственность за своих близких, умение сопереживать, не быть равнодушным.
-
Талантливый полководец – Н.Ф. Ватутин 2012
Цель урока: формировать у учащихся понимание и осознание исторического прошлого и будущего; воспитывать патриотические чувства.
-
Татьяна и Онегин в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2009
Весь урок построен по законам искусства: интрига – завязка – кульминация – развязка. Детям на таком уроке раскрывается практическая и социальная значимость изучаемого материала. Сочетание различных средств обучения стимулирует учащихся к работе на уроке.