Конспект урока литературы по теме "А.С. Пушкин. Послания и их роль в творчестве поэта". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели.

Обучающая - помочь постичь на основе композиционного анализа идейно-художественное своеобразие Послание как гимна школьной дружбы.

Развивающая - развивать навык анализа и обобщения, навык групповой работы и исследовательской деятельности, развивать монологическую речь учащихся и навык выразительного чтения стихотворений.

Воспитывающая - воспитывать чувство товарищества, дружбы, бережное и чуткое отношение к друзьям, интерес с любовью к поэзии Пушкина.

Оборудование:

- портрет А.С.Пушкина, художник ВА Тропинин,

- презентация материалов к уроку.

Эпиграф: “Я хочу доказывать своим друзьям, что не только их люблю и верую в них, но признаю за долг и им , и себе, и посторонним показывать, что они для меня первые из порядочных людей”.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: групповая работа на уроке.

Основной метод: исследовательский.

Ход урока

1. Начало урока. Эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем, знакомится с творчеством А.С. Пушкина. Слайд №1

На прошлом уроке у нас была заочная экскурсия по Пушкинским местам. Для повторения вам предлагается отгадать кроссворд. Если правильно все ответы заполните, то тогда получим ответ: в каком жанре Александр Сергеевич писал стихотворное обращение своим товарищам.

По вертикали:

1. Где учился АС Пушкин? (Лицей)

2. На берегу какой реки расположено село Михайловское? (Сороть)

4. В каком городе родился Пушкин? (Москва)

5. Фамилия прадеда Пушкина? (Ганнибал)

По горизонтали:

4. В это село Пушкин приехал впервые после окончания Лицея? (Михайловское)

6. В день, какого праздника родился Пушкин? (Вознесение)

7. Имя сестры поэта, к которой он относится с большой симпатией и любовью. (Ольга)

3. Фамилия одного из самых близких товарищей поэта. (Пущин)

3 (по вертикали): В каком жанре Александр Сергеевич писал стихотворное обращение своим товарищам. – Послание.

Молодцы! Вы дали верные ответы на поставленные вопросы.

2. Этап изучения нового материала

- Мы продолжаем тему юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина. Сегодня приступим с вами к чтению и изучению стихотворения “ И.И.Пущину”. И самое главное, мы должны понять, то значила дружба в жизни и творчестве Пушкина, какую роль она играла. Слайд №2

Делают записи в тетрадях (темы урока, эпиграф)

2.1. Слово учителя

Как истинный гений, Пушкин был наделен великим чувством любви - к жизни, к человечеству вообще и к каждому человеку, как особому и неповторимому. Среди высоких и прекрасных талантов, которыми щедро был наделен Пушкин, есть один особый - талант дружбы. Отношения поэта с людьми, близкими ему по духу и мыслям, запечатлены в его стихах, которые остаются образцом верности, преданности, постоянства. А становление пера поэта происходило в лицейский период, и на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей.

В истории культуры России имена Лицея и Пушкина связаны неразрывно. Царскосельский лицей – колыбель славы великого народного поэта. Лицей явился для Пушкина “хранительными сенями”, среди которых он “безмятежно расцветал”.

Слайд №3

Лицей, о котором Пушкин писал в послании “К сестре”, конечно, был для него не только местом “заточения”, “монастырем”, но и местом, где поэт приобрел настоящих друзей, местом лицейского братства,

Воспитанники, поступившие в Лицей (30 чел.) различались и по возрасту (барону Корфу было 11 лет, Малиновскому 16 лет), и по степени общеобразовательной подготовки. Одни перешли в Лицей из Московского Благородного университетского пансиона, другие из Санкт-Петербургской гимназии, третьи из частных пансионов, а четвертые, как Пушкин, приехали прямо из дому. Слайд №4

Открытие Лицея состоялось 19 октября 1811г. в чрезвычайно торжественной и пышной обстановке, в присутствии самого императора, прочих членов царской семьи, высоких государственных сановников и других знатных гостей. День этот стал незабвенным для Пушкина и его товарищей, который они потом ежегодно праздновали, и памяти которого Пушкин посвятил эти строки:

Вы помните, когда возник Лицей,
Как Царь для нас открыл чертог Царицын,
И мы пришли, и встретил нас Куницын,
Приветствием меж царственных гостей.

- У каждой группы есть на столах рабочий текст исследователя. Прочитав его, назовите настоящих друзей А.С.Пушкина.

2.2. Работа в группах (7 минут, 2 группы). Приложение №1

Учащиеся выполняют работу в группах, делают записи в тетрадях.

Примерные ответы:

- Настоящих друзей у Пушкина в Лицее было трое: А.А.Дельвиг, И.И. Пущин, В.Кюхельбекер.

- Но особенно Пушкин был дружен с И. Пущиным. Слайд №5

- Верно. Не зря Пушкин в одном из своих писем написал: “Я хочу доказывать своим друзьям, что не только их люблю и верую в них, но признаю за долг и им, и себе, и посторонним показывать, что они для меня первые из порядочных людей”. В подтверждении искренности своих дружеских чувств А.С.Пушкин пишет Послания и посвящает их своим товарищам.

Давайте уточним понятие послание - … (произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату). Слайд 6

Физминутка.

Обратите внимание на следующий слайд 7 (презентация):

"К другу стихотворцу" (1814)

"К Пущину" (1815)

"Дельвигу" (1817)

"Разлука" (1817)

"19 октября" (1825)

" Пущину" (1826)

"19 октября" (1827)

"Чем чаще празднует Лицей" (1832)

"Была пора:" (1836)

- Все эти стихи посвящены друзьям. Я вас попрошу внимательно посмотреть, кто из вас самый внимательный заметить хронологическую особенность?

Примерные ответы: Самое первое стихотворение написано в 1814 году и постепенно поэт пишет в этом жанре стихи, последнее написано за год до его смерти - 1836.

- Как видите, к теме дружбы в своем творчестве Пушкин обращался на протяжении всей своей жизни. Что вы ещё заметили?

Примерные ответы: Своему другу Пущину поэт посвятил не одно стихотворение.

- Верно. Давайте мы попробуем на примере стихотворения “ И.И. Пущину” разобраться и найти ответ на поставленный вопрос вначале урока.

2.3. Выразительное чтение стихотворения “И.И.Пущину”

Стихотворение написано Пушкиным 13 декабря 1826 года, то есть накануне первой годовщины восстания декабристов. Посвящено оно лицейскому другу Пушкина Ивану Пущину, который для поэта был и оставался всегда самым близким другом. История создания этого стихотворения такова. В мае 1820 года по личному распоряжению Александра 1 Пушкин был выслан из Петербурга далеко на юг. Причиной этому послужило то, что в это время по всей стране в переписанных от руки листках ходят его запретные “вольные” стихи. В Одессе поэт вступил в резкий конфликт с местным губернатором. По его доносу Пушкин был сослан осенью 1824 года в глухое поместье матери – в село Михайловское. Слайд №8

Пущин первым из друзей Пушкина посетил “поэта дом опальный” в Михайловском. Это было 11 января 1825 года, единственный день проведенный вместе. И все. Больше они никогда не виделись. Свидание в Михайловском – это один из самых драматических моментов в жизни друзей. Будучи одним из руководителей декабристского восстания, Пущин предвидел свое будущее и непременно хотел повидать Пушкина, и проститься с ним. Этой встрече и посвящено стихотворение. Когда Пушкина освободили из ссылки, Пущин был уже под арестом.

2.4. Анализ стихотворения по плану

-Ребята, сегодня мы выполним анализ стихотворения по тем вопросам, которые находятся у вас в карточках. Выполняя это задание попытайтесь дать ответ на поставленный вопрос: - что значила дружба в жизни и творчестве Пушкина, какую роль она играла, - как вы понимаете это слово, какой смысл вкладываете.

Задание для первой группы:

- Стихотворение “И.И. Пущину” написано в жанре послания. Докажите

- Прочитайте еще раз первую строку. С какой интонацией мы ее должны прочитать? Почему?

- Каким чувством проникнуты строки, в которых поэт вспоминает свидание в Михайловском?

Задание для второй группы:

- Какие обращения подбирает поэт?

- Какую лексику использует поэт?

- Как нужно читать это стихотворение (расставьте логическое ударение)?

2.5. Выступление групп

Примерные ответы:

1 группа

- Это небольшое стихотворение, состоит из двух пятистиший. По жанру – стихотворное послание, по своему характеру – дружеское письмо, которое обращено к конкретному лицу – Пущину. Здесь нет определенного сюжета, нет героев. Главный и единственный лирический герой – сам автор, передаются мысли и чувства самого автора. Написанием его послужил момент встречи с другом в определенный период жизни автора, а именно – период ссылки в Михайловском: “Когда мой двор уединенный, печальным снегом занесенный твой колокольчик огласил”. В первом пятистишии поэт раскрывает свои чувства к единственному другу, которого он очень любил и ценил с лицейских времен, со дня их первой встречи: “Мой первый друг, мой друг бесценный!” Пущин многое значил для поэта, вот почему Пушкин “судьбу благословил”, встретившись с ним в Михайловском. В целом стихотворение передает большую тоску за судьбу Пушкина за судьбу своего друга, переживания о своем бессилии, о том, что он ничего не может для него сделать, предчувствие, что они больше никогда не увидятся. Поэтому когда мы будем читать первую строку, обращение - нужно читать с восторгом, радостью, показать насколько поэт рад этой встрече.

2 группа

- Второе пятистишие содержит пожелания, обращенные к своему опальному товарищу:

Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

Эти строки исполнены большой силы искренности и чистоты чувств, передают сильное переживание поэта за трагическую судьбу друга и желания хоть чем-то светлыми лицейскими воспоминаниями) поднять дух товарища в тяжелый для него момент жизни. О силе внутреннего переживания поэта свидетельствует момент обращения его к богу:

Молю святое провиденье…

В целом стихотворение передает большую тоску за судьбу Пушкина за судьбу своего друга, переживания о своем бессилии, о том, что он ничего не может для него сделать, предчувствие, что они больше никогда не увидятся.

Стихотворение написано ямбом. Во втором пятистишии есть художественный прием – анафора:

Да голос…

Да озарит…

Поэт подбирает обращения – благословил, уединенный, занесенный, молю, святое, провиденье, дарует, заточенье.

Повторное чтение стихотворения.

- В каком прочтении стихотворения было более правильно передано эмоциональное настроение автора?

3. Заключительный этап урока. Обобщение

- За эти уроки мы с вами многое узнали об учебе в Лицее, о лицейских друзьях, прочитали и проанализировали стихи, посвященные друзьям А.С.Пушкина. Давайте сделаем вывод, что значила дружба в жизни и творчестве Пушкина, какую роль она играла.

Примерные ответы:

- Огромную роль в жизни Пушкина играла дружба. Она виделась ему как союз людей, одержимых одной идеей. Дружба для Пушкина - это признание другого человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а не самоутверждение. К таким отношениям в дружбе, к такому благородству, к бесстрашному отстаиванию истинных ценностей должны стремиться и мы, потомки бессмертного гения.

- Не утеряло своего значение это слово и для нас. Дружба - это значит больше отдавать, чем брать, а не наоборот. Вот если ты можешь совершать добрые поступки, и не ждать взамен награды, то тогда значит ты можешь дружить и можешь стать хорошим другом.

4. Рефлексия. Закончить предложения:

Я узнал новое….

Самым интересным было…

Показалось трудным…

5. Домашнее задание и оценки за урок

На уроке узнали много стихотворений посвященных учебе в Лицее, лицейским друзьям. Вам на выбор предлагается сделать анализ стихотворения по плану и выучить его наизусть. Всем спасибо за урок.

Приложение №1.

Отношения Пушкина с товарищами складывались непросто. Характер у него был неровный, настроение часто менялось. Сам Пушкин в “Онегине” вспоминал, что бывал очень разный:

Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав, порою прям,
Порой смирен, порой мятежен,
Порой печален, молчалив,
Порой сердечно говорлив.

Неровности его характера всегда навлекали на него неприятности, особенно среди тех, кто тяготился его умственным превосходством. Лицеисты первые почувствовали его исключительность, одни радостно, другие с раздражением.

“В лицее его называли Французом, а если вспомнить, что он получил это прозвание в эпоху “нашествия галлов”, то ясно, что этот титул заключил в себе мало лестного. Вспыльчивый до бешенства, вечно рассеянный, вечно погруженный в поэтические свои мечтания, с необузданными африканским страстями, избалованный с детства похвалою и льстецами, Пушкин ни на школьной скамье, ни после, в свете, не имел ничего любезного и привлекательного в своем обращении”, - так писал лицеист Корф о знаменитом своем товарище юных лет.

Настоящих друзей у Пушкина в Лицее было трое: А. А. Дельвиг, И. И. Пущин, В. Кюхельбекер. Это была истинная дружба, вечно юная и вечно сильная, дружба на всю жизнь, оставившая глубокий след в душе Пушкина.

Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений.

Из всех лицеистов Дельвиг один до конца и без оговорок любил Пушкина и, конечно, больше всех понимал его значительность, понимал силу таинственных голосов, которые звучали вокруг Пушкина не только днем и наяву, но порой и во сне. Дельвиг был способен понять этого Пушкина. Он сам был даровитый поэт, для которого стихи были не забавой, а потребностью.

Один из первых угадал Дельвиг гений Пушкина и первый в печати воспел его в стихах, написанных под ярким впечатлением экзамена, где Пушкин читал “Воспоминание в Царском Селе”.

Основное, чем был отмечен Лицей в жизни Пушкина, заключалось в том, что здесь он почувствовал себя Поэтом. В 1830г. Пушкин писал: “… Начал я писать с 13-летнего возраста и печатать с того же времени”.

Особенно дружен Пушкин был с И. Пущиным.

Легкая перегородка отделяла комнаты друзей в лицейском общежитии – Пушкин жил в комнате № 14, Пущин – в комнате № 13. Это соседство еще больше способствовало сближению мальчиков. Их объединяла, прежде всего, общность интересов и взглядов. Для Пущина, так же как и для Пушкина, Вольтер и вся плеяда французских просветителей XVIII в. были подлинными “властителями дум”, определяли их юношеские воззрения на мир.