Предмет: литература.
Класс: 7 класс.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели:
Дидактическая:
- проанализировать рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор»;
- определить смысл названия рассказа, познакомиться с реальной основой произведения;
- в процессе обсуждения содержания рассказа выявить, что такое сострадание, милосердие, и кто из героев обладает этими качествами;
- формировать навык обучающихся работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки.
Воспитательная:
- создавать условия для формирования положительных качеств характера: милосердие, доброта, сострадание, бескорыстие, ответственность;
- способствовать формированию умения сочувствовать и сопереживать, откликаться на чужую боль и совершать добрые поступки;
- содействовать развитию умения общаться между собой, высказывать свое мнение и уважать суждения других; помочь осознать ценность совместной деятельности.
Развивающая:
- создавать условия для формирования умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения аргументировать свою позицию;
- способствовать развитию творческой активности, наблюдательности через различные формы и виды работы.
Формируемые универсальные учебные действия:
Предметные УУД:
- умение понимать тему, идею литературного произведения, анализировать художественный текст.
Познавательные УУД:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели,
- осмысленно читать текст, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и художественной литературы,
- умение пользоваться смысловым чтением художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов,
- осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственное мнение.
Регулятивные УУД:
- определять цель учебной деятельности,
- оценивать результаты деятельности (своей и чужой),
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь планировать алгоритм ответа.
Личностные УУД:
- формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
- формирование мотивации к самосовершенствованию.
Коммуникативные УУД:
- уметь формулировать собственное мнение,
- строить монологические высказывания,
- уметь работать индивидуально, в группе и в парах,
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов,
- умение корректировать свои действия в соответствии с планируемым результатом,
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.
Методы: проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник литературы под редакцией Г.С.Меркина.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности.
Цель: мотивация обучающихся к активному внутреннему и внешнему
|
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с хорошим настроением начнем работать. - Сегодняшний урок мне бы хотелось начать с высказываний великий людей. - «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире» Зигфрид Ленц. - «Милосердие - это активная доброта» Игорь Шевелёв - «Истинное милосердие - это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении» Хелен Адамс Келлер. |
Участие в психологическом общении. |
Л: нравственно-этическое оценивание, опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к произведению
Р: ориентирование в ситуации, прогнозирование, самостоятельное формулирование темы, проблемы урока, целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, рефлексия. П: поиск и выделение необходимой информации, систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, , построение речевого высказывания. К: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи, умение формулировать собственное мнение и позицию |
3 мин. |
- О чем эти афоризмы? Что их объединяет?
- Объясните значение данных слов. Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания. (от слов «милость» и «сердце», т.е сделать милость сердцу. Оно говорит о сердце, которое милует, любит, о сердце, в котором живет доброта). Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. - Найдите что-то общее в этих словах. (Это душевные качества, внутренне состояние человека, желание быть полезным для окружающих. Милосердие и сострадание - синонимы, эти качества не могут существовать без доброты. Т.е. чтобы быть по-настоящему милосердным, человек должен быть изначально добрым, деятельным, готовым активно помогать). |
О сострадании, доброте и милосердии
"Тема сострадания и милосердия в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»" |
|
Целеполагание |
- Как вы думаете, почему именно к этим афоризмам обратились в начале урока? (будем говорить на уроке об этих нравственных качествах)
|
||
Подготовка к восприятию текста.
Цель: мотивировать учащихся к учебному действию |
- Дома вы должны были прочитать рассказ, осмыслить его. Понравился вам рассказ? Какие эпизоды больше всего привлекли ваше внимание?
|
|
П: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|
Актуализация знаний. Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний |
- Этот рассказ вымышленный или основан на реальных событиях? Что на это указывает? Зачитайте.
|
Отвечают на вопросы. |
|
Анализ произведения.
|
- Теперь работаем в группах. Объединитесь по 3-4 человека. Каждая группа получает свое задание, на подготовку 3 минуты. Содержание рассказа вы знаете, поэтому, думая, трудности не будете испытывать. Если что-то не понятно, поднимаем руку я подойду. Как работать в группе вы знаете. Приступаем. 1 группа
1.С чего начинается рассказ?
2 группа
1.Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в праздничные дни? Почему вы так решили?
3 группа
1.Прочитайте диалог мальчиков с матерью. Как вы думаете, о чем говорилось в письме?
4 группа
1.Чем был занят предпраздничный день в семье Мерцаловых?
5 группа
1.Какую проблему вы видите в рассказе? (что плохо, почему им тяжело)
Вывод: если мы поступим таким образом, то……. 6 группа
1.О чем думает Мерцалов среди глубокой тишины и великого спокойствия?
|
Каждая группа работает. |
К: планирование учебного сотрудничества.
|
Подведение итогов. Цель: организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке, неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. |
- Вопрос всему классу. Как вы думаете, почему доктор отказался назвать свое имя?
|
|
П: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности.
|
Рефлексия. Цель: организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоциональ-ного состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. |
- Цели, которые вы поставили в начале урока, выполнили?
|
|
К: умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности. |
Домашнее задание. Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания |
- Запишите домашнее задание:
|
|
|