Конспект урока литературы по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"

Разделы: Литература

Ключевые слова: А.И.Куприн «Чудесный доктор», А.И.Куприн


Предмет: литература.

Класс: 7 класс.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели:

Дидактическая:

  • проанализировать рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор»;
  • определить смысл названия рассказа, познакомиться с реальной основой произведения;
  • в процессе обсуждения содержания рассказа выявить, что такое сострадание, милосердие, и кто из героев обладает этими качествами;
  • формировать навык обучающихся работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки.

Воспитательная:

  • создавать условия для формирования положительных качеств характера: милосердие, доброта, сострадание, бескорыстие, ответственность;
  • способствовать формированию умения сочувствовать и сопереживать, откликаться на чужую боль и совершать добрые поступки;
  • содействовать развитию умения общаться между собой, высказывать свое мнение и уважать суждения других; помочь осознать ценность совместной деятельности.

Развивающая:

  • создавать условия для формирования умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения аргументировать свою позицию;
  • способствовать развитию творческой активности, наблюдательности через различные формы и виды работы.

Формируемые универсальные учебные действия:

Предметные УУД:

  • умение понимать тему, идею литературного произведения, анализировать художественный текст.

Познавательные УУД:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели,
  • осмысленно читать текст, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и художественной литературы,
  • умение пользоваться смысловым чтением художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов,
  • осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственное мнение.

Регулятивные УУД:

  • определять цель учебной деятельности,
  • оценивать результаты деятельности (своей и чужой),
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь планировать алгоритм ответа.

Личностные УУД:

  • формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
  • формирование мотивации к самосовершенствованию.

Коммуникативные УУД:

  • уметь формулировать собственное мнение,
  • строить монологические высказывания,
  • уметь работать индивидуально, в группе и в парах,
  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов,
  • умение корректировать свои действия в соответствии с планируемым результатом,
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Методы: проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник литературы под редакцией Г.С.Меркина.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивация обучающихся к активному внутреннему и внешнему
диалогу на основе личностного
жизненного опыта, побуждение эмоциональных переживаний.

Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с хорошим настроением начнем работать.
- Сегодняшний урок мне бы хотелось начать с высказываний великий людей.
- «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире»
Зигфрид Ленц.
- «Милосердие - это активная доброта»
Игорь Шевелёв
- «Истинное милосердие - это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении»
Хелен Адамс Келлер.
Участие в психологическом общении. Л: нравственно-этическое оценивание, опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к произведению
Р: ориентирование в ситуации, прогнозирование, самостоятельное формулирование темы, проблемы урока, целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, рефлексия.
П: поиск и выделение необходимой информации, систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, , построение речевого высказывания.
К: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи, умение формулировать собственное мнение и позицию
3 мин. - О чем эти афоризмы? Что их объединяет?
- Объясните значение данных слов.
Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания. (от слов «милость» и «сердце», т.е сделать милость сердцу. Оно говорит о сердце, которое милует, любит, о сердце, в котором живет доброта).
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Найдите что-то общее в этих словах. (Это душевные качества, внутренне состояние человека, желание быть полезным для окружающих. Милосердие и сострадание - синонимы, эти качества не могут существовать без доброты. Т.е. чтобы быть по-настоящему милосердным, человек должен быть изначально добрым, деятельным, готовым активно помогать).
О сострадании, доброте и милосердии
"Тема сострадания и милосердия в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»"

Целеполагание

- Как вы думаете, почему именно к этим афоризмам обратились в начале урока? (будем говорить на уроке об этих нравственных качествах)
- О каком произведении пойдет речь на уроке? (А.И.Куприн «Чудесный доктор»)
- Сформулируйте тему урока. «Тема добра и милосердия в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»».
- Что мы должны узнать, чему научиться и что понять на уроке? (проанализировать рассказ; понять авторский замысел; рассмотреть, как показаны в рассказе понятия доброты и милосердия (какую роль играет милосердие в жизни героев рассказа); выяснить, кто из героев милосерден)

Подготовка к восприятию текста.
2 мин.

Цель: мотивировать учащихся к учебному действию

- Дома вы должны были прочитать рассказ, осмыслить его. Понравился вам рассказ? Какие эпизоды больше всего привлекли ваше внимание?
- Какой эпитет внесен в название рассказа? Как вы понимаете значение слова «чудесный»?
Чудесный -
1. Являющийся чудом, совершенно небывалый, необычный. Чудесное спасение.
2. Чудный, очень хороший.
- Подберите синонимы. Удивительный, волшебный, необыкновенный.
- От какого слова образовалось? (чудеса, чудо, синонимы - волшебство).
- Анализируя рассказ, на какие вопросы мы должны ответить в конце урока?
Почему рассказ называется «Чудесный доктор»?
О каком чуде идет речь в рассказе? (проблемные вопросы)

П: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Р: контроль и оценка прогнозирования.

Актуализация знаний.

Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний

- Этот рассказ вымышленный или основан на реальных событиях? Что на это указывает? Зачитайте.
- Действительно, по признанию самого автора рассказ написан на реальной истории, которую Куприн услышал от преуспевающего банкира, жизнь которого в юности была трудной, безрадостной. Трагедия была настолько сильна, что сам хозяин чуть не покончил жизнь самоубийством.
- Повествование в рассказе необычно. Сколько рассказчиков в этом произведении? (Два: тот, с кем произошла эта история - Григорий Емельянович Мерцалов и автор, передающий услышанное от другого).
Такая форма повествования называется рассказ в рассказе.
- С какой целью автор использует такое построение? (чтобы убедить читателя в правдивости, реальности происходящего)

Отвечают на вопросы.

Анализ произведения.
Работа в группах

- Теперь работаем в группах. Объединитесь по 3-4 человека. Каждая группа получает свое задание, на подготовку 3 минуты. Содержание рассказа вы знаете, поэтому, думая, трудности не будете испытывать. Если что-то не понятно, поднимаем руку я подойду. Как работать в группе вы знаете. Приступаем.

1 группа

1.С чего начинается рассказ?
2.Чем витрина привлекла внимание мальчиков?
3.В какое время происходит действие рассказа? Докажите текстом.
4.Вспомните о своих настроениях перед праздником. Какие чувства испытываете вы при приближении Нового года и Рождества?

2 группа

1.Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в праздничные дни? Почему вы так решили?
2.Где живут дети? Назовите детали интерьера (зачитайте). Охарактеризуйте.
3.Какой прием использует автор, рисуя эффектную картину витрины, сияющих елок, радостных людей и сменяя ее темными улицами, грязным двором и подземельем, в котором живут Мерцаловы?
4.Зачем автор помещает рядом описание праздничного города и бедного подвала?

3 группа

1.Прочитайте диалог мальчиков с матерью. Как вы думаете, о чем говорилось в письме?
2.Мог ли швейцар отдать письмо по назначению? Почему он этого не сделал?
3.Почему сложилась такая трагическая обстановка в семье Мерцаловых?

4 группа

1.Чем был занят предпраздничный день в семье Мерцаловых?
2.Какие еще предпринимались попытки исправить сложившуюся ситуацию?
3.Могли помочь Мерцалову люди? Почему не помогают?

5 группа

1.Какую проблему вы видите в рассказе? (что плохо, почему им тяжело)
2.Чтобы решить эту проблему, что нужно сделать? (как помочь)

Вывод: если мы поступим таким образом, то…….

6 группа

1.О чем думает Мерцалов среди глубокой тишины и великого спокойствия?
2.Какой поступок хочет совершить? Почему? Грех ли это?
3.Почему Мерцалов, вначале озлобившись, потом открылся незнакомцу?
4.Что последовало за этим? Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?

Каждая группа работает.

К: планирование учебного сотрудничества.
П: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения, умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Р: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата, прогнозирование.

Подведение итогов.

Цель: организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке, неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

- Вопрос всему классу. Как вы думаете, почему доктор отказался назвать свое имя?
- Как Мерцаловы узнают фамилию «чудесного» доктора?
Кто же такой Николай Иванович Пирогов?
- Итак, заканчивая урок, вернемся к его началу.
- Какой из афоризмов больше подходит к рассказу Куприна?
- Почему же рассказ называется не просто «Доктор», а «Чудесный доктор»?
- О каком чуде идет речь?
- Какой жизненный совет дал доктор Мерцаловым? (нельзя никогда падать духом).
- В чем же идея рассказа о «чудесном докторе?
- На какие поступки автор хотел вдохновить читателя?
- О чем заставил задуматься?
- Скажите мне, есть ли в нашем современном обществе такое чудо, как милосердие?
- Посмотрите на слайд и скажите, что изображено?
Сообщения о благотворительных фондах.

П: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности.
Р: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Рефлексия.

Цель: организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоциональ-ного состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

- Цели, которые вы поставили в начале урока, выполнили?
- Оцените свою работу и работу группы на уроке.
- Что получилось? Что не получилось?
- Сегодня на уроке вы поработали хорошо, молодцы! Я сейчас раздам вам листочки в виде сердца - доброго, бескорыстного. Напишите на нем свой добрый поступок, который вы совершили в своей жизни. Подписывать необязательно, ведь добрые дела делают от всего сердца. Свои сердечки приклейте на доску.

К: умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

Домашнее задание.

Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания

- Запишите домашнее задание:
1) вопрос № 5 стр. 39.
2) сочинение написать (темы на выбор)
«Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова «…главное - не падайте никогда духом»»
«В какие чудеса следует верить людям?»
«Почему деятельное сострадание - это чудо?»