Цель урока: формирование коммуникативной компетенции через обучение анализу поэтического произведения.
Задачи урока:
Предметные:
- обобщить и углубить знания учащихся о романе «Евгений Онегин», его авторе как духовно богатой, гармонической личности;
- познакомить учащихся с теоретико-литературным понятием «лирические отступления»;
- показать широту изображения русской действительности в произведении.
Задачи урока, направленные на формирование компетенций:
- совершенствовать компетенции, необходимые для аргументации, комментария, обоснования своей точки зрения;
- развивать навык сопоставления различных философских, мировоззренческих позиций;
- формировать умение работать с различными видами информации;
- учить планировать собственную деятельность в условиях ограниченного времени
- формировать компетенции осмысленного чтения и адекватного восприятия;
- формировать готовность быть способным к индивидуальной учебной работе, а также при сотрудничестве в парах моделировать и регулировать процессы взаимодействия.
Тип урока: комбинированный урок.
Используемые технологии обучения: технология исследовательского обучения, технология обучения на основе схемных моделей, развитие критического мышления через чтение и письмо, технология работы с аудио- и видеоматериалами.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная (статические пары).
Пояснительная записка
Данный урок входит в систему уроков по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»» в 9 классе и имеет большое значение для обобщения и расширения у учащихся знаний о жанровых особенностях романа в стихах, формирования представлений об образе автора, о современной ему жизни и идеале человека. Урок продолжает работу по совершенствованию культуры речи, формированию навыков владения коммуникативной компетенцией. Включает в себя методы и технологии развития теоретического понятийного и наглядно-действенного мышления; групповую и фронтальную, а также поисковую работу учащихся. Итог урока – комментарий на основе прочитанного текста дискуссионного характера.
Планируемый результат – осмысление образа автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация к уроку, фрагмент спектакля реж. Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Сцены из романа» (Государственный академический театр им. Вахтангова, 2013 г.), раздаточный материал, шаблон кластера.
Ход урока
1. Организационный этап и вступительное слово учителя (2 мин.) СЛАЙД 1
Приветствие. Представление учителя. Пожелание успешной работы на уроке. СЛАЙД 2
История Норберта Винера.
Когда Винеры переехали на новую квартиру, жена положила мужу в бумажник листок, на котором записала их новый адрес, иначе он мог бы не найти дорогу домой. Тем не менее, в первый же день, когда ему на работе пришла в голову очередная идея, он полез в бумажник, достал оттуда листок с адресом, написал на его обороте несколько формул, понял, что идея неверна, и выкинул листок. Вечером, как ни в чем не бывало, Винер поехал по своему прежнему адресу. Когда обнаружилось, что в старом доме уже никто не живет, он в полной растерянности вышел на улицу. Внезапно его осенило. Он подошел к стоявшей неподалеку девочке и сказал: «Извините, возможно, вы помните меня… Я – профессор Винер, и моя семья недавно переехала отсюда. Вы не могли бы сказать, куда именно?» Девочка выслушала его очень внимательно и ответила: «Да, папа, мама так и думала, что ты это забудешь!»
Я желаю вам быть на сегодняшнем уроке любознательными, умными и талантливыми, как Норберт Винер, и в отличие от него собранными, сосредоточенными и внимательными.
Учитель: Сегодня мы продолжим изучение романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Вы уже очень много знаете об этом произведении, и на этом уроке нам предстоит путешествие через весь роман. О чем же мы будем говорить? Давайте выясним это, выполнив задание.
2. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы и цели урока (5 мин) СЛАЙД 3
Работа с иллюстративным материалом. Ребята, посмотрите на эти иллюстрации к роману. Какие эпизоды и герои изображены на них?
Учащиеся: Илл.1 Татьяна и Онегин в саду, сцена объяснения. Илл.2 Дуэль Ленского и Онегина. Илл. 3 Татьяна читает книги в доме Онегина. Илл.4 последняя сцена романа. Илл.5 Ленский перед дуэлью приезжает к Ольге. Илл. 6 Пушкин и Онегин.
Учитель: Чем отличается последняя иллюстрация от предыдущих? Какого же героя изобразил Пушкин рядом с Евгением Онегиным?
Формулирование темы урока: О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока (образ автора в романе «Евгений Онегин») СЛАЙД 4
Целеполагание: Исходя из темы урока, попробуйте предположить, что будет целью сегодняшнего урока. (Ответить на вопросы: Каков автор? Равен ли образ автора создателю произведения?) СЛАЙД 4
3. Учебно-познавательная деятельность (3 мин.)
Друзья! (2гл. 39 ст.) |
Читатель благосклонный…(7 гл.5 ст.) |
Учитель: присутствие автора, его черты характера как личности мы можем обнаружить в лирических отступлениях. (на слайде запись о том, что такое лирическое отступление) СЛАЙД 5
Лирические отступления - внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в "Евгении Онегине" А.С.Пушкина). Намеренное отступление автора от сюжета повествования может принимать форму воспоминаний, обращений автора к читателям.
Учитель: Проанализируйте это определение. Кому же адресованы все слова автора, не связанные с сюжетом, в романе «Евгений Онегин»? (Читателям, т.е. нам). Давайте убедимся в этом или опровергнем это предположение. СЛАЙД 6
Работа с цитатным материалом. Посмотрите, с каких слов начинает автор свои отступления.
К кому обращается автор? Что мы можем сказать о нем, как о человеке?
Учащиеся: Автор - друг, приглашающий читателя к живому диалогу, совместному размышлению, часто даже к спору.
Учитель: Чтобы собрать более полный образ автора, исследуйте в парах предложенные мною лирические отступления. У вас разные фрагменты текста и разные вопросы, на которые нужно ответить. После мы соберем все это в единую систему. Регламент работы – 5 минут. В случае затруднения можете обращаться ко мне. (1 мин)
Учащиеся анализируют предложенные тексты. (5 мин)
Учитель: Давайте проанализируем все темы, которые интересны автору. Для этого заполним кластер. (15 мин) СЛАЙД 7
Обсуждение результатов работы, заполнение кластера.
Обобщение проделанной работы и вывод: Каким же человеком представляется нам автор?
Учащиеся: личность многогранная, многосторонняя, ему интересно все.
Учитель: А что же мы, как читатели, узнаем благодаря автору?
Учащиеся: всю жизнь России, всю современную ему действительность.
Учитель: Для чего Пушкин создал именно такой образ автора?
Чтобы показать именно через образ автора всю Россию.
Учитель: Давайте оформим вывод и зафиксируем его в рабочих листах.
Вывод: Благодаря многогранному образу автора читатель узнает всю жизнь России, всю современную действительность.
Учитель: Я хочу, чтобы вы мне напомнили. Как называются книги, в которых можно найти все, что угодно?
Энциклопедия
Учитель: Подумайте, как мы можем применить это понятие к роману «Евгений Онегин»
Энциклопедия русской жизни
Не случайно В.Г.Белинский напишет: «“Онегина” можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».
4. Закрепление изученного. (5 мин)
Учитель: Теперь мы знакомы с автором-героем романа так же хорошо, как знакомы с Татьяной или Евгением. Но значит ли это, что наш герой-автор – это и есть сам Пушкин? (Возможный вариант – подбор аргументов за и против)
Учащиеся: нет, Пушкин только использовал какие-то автобиографические черты, но образ автора является собирательным.
Учитель: Давайте дополним наш вывод.
Автор-герой в романе не совпадает с реальным автором, т.к. является собирательным образом.
Учитель: Скажите, пожалуйста, если бы была возможность выбрать себе друга, то кому бы вы отдали предпочтение – автору-герою или Евгению Онегину?
Заслушивание ответов учащихся.
Учитель: Почему же Пушкин, создав такую гармоничную личность, не сделал именно автора главным героем романа вместо Евгения Онегина?
Заслушивание ответов учащихся.
СЛАЙД 8. Художественный руководитель театра имени Евгения Вахтангова, лауреат Государственной премии РФ, лауреат Национальной премии Литвы Римас Туминас в 2013 году поставил спектакль «Евгений Онегин», где использовал пушкинский текст и очень интересно подошел к проблеме автора в романе. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент этого спектакля.
Просмотр фрагмента спектакля. Обсуждение. (2 мин) СЛАЙД 9
Учитель: кому принадлежат слова, произнесенные актерами? Кто эти герои? Как вы думаете, почему режиссер посчитал нужным ввести сразу трех авторов в спектакль? (2 мин)
5. Подведение итогов урока
Учитель: Давайте вернемся к целям, которые мы поставили в начале урока. Все ли получилось у нас сделать? Остались ли у вас или появились какие-то вопросы, связанные с романом «Евгений Онегин»? (1 мин)
6. Рефлексия (3 мин)
В конце нашего урока я хочу вам предложить выполнить задание, которое займет у вас 3 минуты. Если вы чувствуете, что вы поняли сегодняшний материал, выберите задание «А». Если испытываете затруднение, выберите задание «Б». Именно за эти задания вы получите оценку. После выполнения я соберу ваши рабочие листы, проверю и передам оценки вашему учителю.
Выполнение работы
Задание «А»: ознакомьтесь с реальным отзывом на роман «Евгений Онегин» на сайте Отзовик.ком и напишите свой комментарий к произведению.
Задание «Б»: ознакомьтесь с реальным отзывом на роман «Евгений Онегин» на сайте Отзовик.ком и напишите свой комментарий к произведению.
7. Заключительное слово (1 мин.)
Ребята, я хочу поблагодарить вас за урок. Мне очень понравилось с вами работать, и я рада, что поставленные нами цели были достигнуты. Я желаю вам удачи в дальнейшем изучении литературы.