Конспект урока по изучению стихотворения А.С.Пушкина «Памятник» в 9-м классе

Разделы: Литература

Класс: 9

Ключевые слова: А.С.Пушкин, анализ стихотворения, стихотворение «Памятник»


Тема урока: «А.С.Пушкин. "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»": анализ стихотворения».

Эпиграф к уроку:

«Пушкин - бессмертный чарующий гений,
Справочник мудрый добра, красоты…»
(Т.Трясорукова)

Вид урока: урок изучения нового материала.

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

1. Образовательные:

  • повторить с учащимися стихотворения Горцио, Ломоносова, Державина, познакомить их с творением А.С.Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…», с личностью поэта;
  • продолжить развивать умение анализировать художественный текст, а также сравнивать его и сопоставлять с другими;
  • продолжить формирование умения работы с литературоведческими понятиями (эпитет, антитеза, олицетворение, метафора, гипербола), с синтаксическими конструкциями;
  • создать условия для формирования навыков комментированного и выразительного чтения художественного произведения;
  • создать условия для расширения культурного кругозора, словарного запаса учащихся и формирования их эстетического вкуса.

2. Развивающие:

  • развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание);
  • развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения);
  • развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);
  • развивать творческие способности и коммуникативные компетенции учащихся.

3. Воспитывающие:

  • воспитывать чувство прекрасного;
  • воспитывать любовь к слову, уважение к поэтическому дару;
  • воспитывать интерес к предмету.

Личностные: ученик учится сопереживать мыслям и чувствам автора, отзываться на слово.

Метапредметные: на основе нового видения и понимания ученик-читатель вступает в диалог с автором произведения.

Предметные: понимание произведения как «сложно построенного смысла».

Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод комментированного и выразительного чтения.

Оформление и оборудование урока: тексты стихотворения А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и Г.Р.Державина «Памятник»; портреты авторов; фото Александрийского столпа; на доске записан эпиграф.

План урока:

  1. Организационный момент - 2 минуты
  2. Вступительное слово учителя – 3 минуты
  3. Прослушивание стихотворения по фонозаписи и выступление учащихся по пониманию и восприятию данного произведения -6 минут
  4. Работа в группах - 20 минут
  5. Составление концептуальной таблицы - 11 минут
  6. Подведение итогов и рефлексия – 2 минуты
  7. Домашнее задание – 1 минута (выучить стихотворение наизусть)

Технологическая карта урока