Цели урока: познакомить с праздником масленица, народными обычаями, приметами и суевериями, с ним связанными.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование:
- компьютер,
- проектор,
- экран.
Опережающее индивидуальное задание (по желанию):
1. Подготовить выступления к уроку:
А) “История блина” (1)
Б) “Кулачные бои”
В) “Катание с ледяных гор”
Г) “Катание на тройке лошадей”
Д) “Медвежья потеха”
Ж) “Взятие снежного городка” и др.
2. Подобрать пословицы о блинах.
3. Подобрать загадки о блинах.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Самоопределение к деятельности | - Добрый день, я рада встрече с вами. | Дети садятся на свои места. |
2. Актуализация знаний и мотивация | - На прошлом уроке мы с вами
познакомились с календарём, календарными мифами Сколько календарей существовало на Руси? (три календаря: гражданский, церковный, народный, которые то совпадали, то расходились) Какой календарь был принят Петром 1? (юлианский календарь и новый год стал считаться с первого января) На какой календарь был осуществлён переход в 1918 году? (в 1918 году перешли на григорианский календарь, так называемый “новый стиль”, но народное времяисчисление по-прежнему опиралось на смену времён года) Как называли календарь в народе? (календарь называли “месяцесловом”, так как все его дни, недели, месяцы, сезоны, посты и праздники были проименованы.) |
Ученики отвечают на вопросы учителя. |
3. Постановка учебной задачи | Мы знаем, что у каждого времени года
были свои праздники. Праздники на Руси были
связаны с определёнными традициями и преданиями,
в которых говорилось о борьбе тепла с холодом,
весны с зимой, солнца с тьмой. Одним из самых весёлых праздников весны была Масленица. Давайте поговорим о ней. |
|
4. “Открытие” детьми нового знания | - Внимание, внимание, народное гуляние!
Торопись честной народ, Масленица к нам идёт!
- Такими словами, скоморохи уже несколько веков подряд зазывают народ на праздник, который в народе именуется МАСЛЕНИЦЕЙ |
|
5. Рефлексия деятельности, итог урока | Что нового, интересного вы узнали
сегодня? Для чего нам нужны эти знания? Оцените свою работу на уроке. |
Ученики отвечают на вопросы. |
6. Домашнее задание | 1. Задание сильным ученикам. Письменно ответить на вопрос: почему слово “масленица” мы встречаем в написании с прописной и со строчной буквы? 2. Задание слабым ученикам. Прочитать статью в книге для чтения стр.25-26. Ответить на вопрос № 3 после текста. |
Дети записывают домашнее задание |
Литература:
- Т.А. Хороброва. Книга для чтения “Мой край – мой дом (5 класс).Красноярск , 2006 г.
- Энциклопедия зимних праздников. СПб.: “Респекс”, 1995г.