Конспект урока литературы по теме "Масленица"

Разделы: Литература


Цели урока: познакомить с праздником масленица, народными обычаями, приметами и суевериями, с ним связанными.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • экран.

Опережающее индивидуальное задание (по желанию):

1. Подготовить выступления к уроку:

А) “История блина” (1)
Б) “Кулачные бои”
В) “Катание с ледяных гор”
Г) “Катание на тройке лошадей”
Д) “Медвежья потеха”
Ж) “Взятие снежного городка” и др.

2. Подобрать пословицы о блинах.

3. Подобрать загадки о блинах.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Самоопределение к деятельности - Добрый день, я рада встрече с вами. Дети садятся на свои места.
2. Актуализация знаний и мотивация - На прошлом уроке мы с вами познакомились с календарём, календарными мифами

Сколько календарей существовало на Руси?

(три календаря: гражданский, церковный, народный, которые то совпадали, то расходились)

Какой календарь был принят Петром 1?

(юлианский календарь и новый год стал считаться с первого января)

На какой календарь был осуществлён переход в 1918 году?

(в 1918 году перешли на григорианский календарь, так называемый “новый стиль”, но народное времяисчисление по-прежнему опиралось на смену времён года)

Как называли календарь в народе?

(календарь называли “месяцесловом”, так как все его дни, недели, месяцы, сезоны, посты и праздники были проименованы.)

Ученики отвечают на вопросы учителя.
3. Постановка учебной задачи Мы знаем, что у каждого времени года были свои праздники. Праздники на Руси были связаны с определёнными традициями и преданиями, в которых говорилось о борьбе тепла с холодом, весны с зимой, солнца с тьмой.

Одним из самых весёлых праздников весны была Масленица. Давайте поговорим о ней.

 
4. “Открытие” детьми нового знания - Внимание, внимание, народное гуляние! Торопись честной народ, Масленица к нам идёт!

(Презентация)

- Такими словами, скоморохи уже несколько веков подряд зазывают народ на праздник, который в народе именуется МАСЛЕНИЦЕЙ

Приложение

 
5. Рефлексия деятельности, итог урока Что нового, интересного вы узнали сегодня?

Для чего нам нужны эти знания?

Оцените свою работу на уроке.

Ученики отвечают на вопросы.
6. Домашнее задание 1. Задание сильным ученикам.

Письменно ответить на вопрос: почему слово “масленица” мы встречаем в написании с прописной и со строчной буквы?

2. Задание слабым ученикам.

Прочитать статью в книге для чтения стр.25-26.

Ответить на вопрос № 3 после текста.

Дети записывают домашнее задание

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Литература:

  1. Т.А. Хороброва. Книга для чтения “Мой край – мой дом (5 класс).Красноярск , 2006 г.
  2. Энциклопедия зимних праздников. СПб.: “Респекс”, 1995г.