Тип урока - урок изучения нового материала.
Цель урока – организовать работу по усвоению учащимися понятия “комическое”, познакомить с приемами создания комического: несоответствие, соединение несоединимого, гиперболизация.
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить с понятием “комическое”;
- Вырабатывать умение распознавать, выявлять приемы комического на примере произведений великих мастеров слова: А.П.Чехова, М.М.Зощенко, Д.Хармса;
- Обучать инсценированию художественного произведения, работе над созданием художественного образа (интонационная окраска голоса, пластика, костюм);
- Подвести учащихся к написанию своего юмористического рассказа с использованием различных средств создания комического эффекта.
Развивающие:
- Развивать умение анализировать художественный текст;
- Знакомить со стилем писателя, наблюдать за средствами художественной выразительности;
- Развивать творческие способности учащихся;
- Развивать живой интерес к чтению художественной литературы и к родному языку.
Воспитательные:
- Развивать культуру речи;
- Развивать чувство юмора;
- Развивать умение слушать и чувствовать “партнера по сцене”;
- Воспитывать доброжелательный, положительный климат в коллективе.
Подготовка урока:
- Инсценирование произведений А.П.Чехова “Радость”, М.М.Зощенко “Аристократка”, Д.Хармса “Врун”; Слово о Данииле Хармсе в исполнении ученика.
Оборудование урока:
- Портреты писателей А.П.Чехова, М.М.Зощенко, Д.Хармса;
- Распечатанные текстов рассказов А.П.Чехова “Радость”, М.М.Зощенко “Аристократка”, стихотворения Д.Хармса “Врун” на каждой парте.
Оформление доски:
- Тема урока;
- Портреты писателей;
- Комическое (от греч. komikos – веселый, смешной);
- 3 задания к рассказу М.М.Зощенко “Аристократка” (на закрытой доске).
Словарная работа: комическое; приемы создания комического: несоответствие, соединение несоединимого, гиперболизация; аристократ.
Ход урока
- На уроках литературы в этом году нам не раз приходилось говорить о комическом, смешном.
Актуализация читательского опыта.
- Какие писатели (давайте вспомним их имена) подарили нам немало веселых минут? (Н.В.Гоголь “Ночь перед Рождеством”, А.П.Чехов “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”, “Лошадиная фамилия”, М.М.Зощенко “Встреча”, “Галоша”)
- Как вы думаете, легко ли написать юмористический рассказ? Конечно, нет. Ведь о забавном, курьезном случае можно рассказать совсем неинтересно. А можно рассказать так, что твои слушатели или читатели будут от души весело хохотать. Наверное, здесь есть какие-то секреты? А раскрыть эти секреты сегодня на уроке нам помогут признанные “короли смеха”: А.П.Чехов, М.М.Зощенко, Д.Хармс.
Объявление темы урока и постановка цели.
- Тема нашего урока “Секреты комического”. Будем учиться у великих. Пусть они нам подскажут, какие существуют приемы юмористического повествования. Нам с вами нужно только их разглядеть, угадать, чтобы потом воспользоваться ими для написания своего смешного рассказа.
Итак, первая страничка нашего урока посвящена творчеству А.П.Чехова. (Инсценирование рассказа А.П.Чехова “Радость)
- Почему свой рассказ А.П.Чехов назвал “Радость”? (Это то состояние, в котором пребывает главный герой – хохочет, не в силах держаться на ногах от счастья)
- Когда человек испытывает радость?
- В чем комизм этой ситуации? (Несоответствие – повода для радости нет, а герой радуется)
Несоответствие – так называется один из приемов комического (на доске появляется название приема, ребята записывают в тетрадь)
- Как прославился герой? (В нетрезвом состоянии упал под лошадь, получил удар оглоблей по затылку; об этом случае написали в газете)
- Скажите, умный ли способ прославиться?
- О чем этот рассказ? (О человеческой глупости)
- Сам герой осознает свою глупость? (Нет. Он даже по ходу чтения заметки комментирует, сообщает подробности, бежит показывать статью другим. Спешит поделиться “радостью”)
Вторая страничка урока посвящена М.М.Зощенко и героям его рассказа “Аристократка” (инсценировка).
- Ребята, рассказ называется “Аристократка”. Как вы понимаете значение этого слова. Кого называют аристократом, аристократкой? (Аристократа отличает внешняя изысканность, утонченность поведения, особая манера держаться)
- Кого можно назвать аристократом у Зощенко? (Никого).
Опять прием несоответствия.
- Над чем вы смеялись? (Над скупостью, грубостью, мелочностью главного героя; над тем, с какой жадностью дамочка поедала пирожные; над экспертами, которые всерьез решали, сделан ли надкус на пирожном)
- Безусловно, мы смеемся над речью героев. Что можно сказать о языке героев Зощенко? (Слова грубые. Герои их неверно употребляют)
- Какие слова, выражения вам запомнились? Приведите примеры. (Буржуй нерезаный, жрет)
Да, у героев М.Зощенко речь часто неправильная, лексика грубая.
- Разве писатель не знал хороших слов?
Вы правы, это еще один литературный прием, – сниженная, неверная речь – вызывающий наш смех над невежеством, бескультурьем. (Запись приема в тетрадь)
- Теперь представьте, что вы переводчики. Ваша задача – “перевести” подчеркнутые слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля. При этом постарайтесь передать язык героев рассказа Зощенко.
(Задания выполняются на доске)
Съела она с кремом, взяла другое. (“схватила”, “цоп”)
Автор передает экспрессию – быстро, чтоб не отобрали.
А денег у меня мало. (“кот наплакал”, “с гулькин нос”, “в обрез четыре штуки”)
Зощенко использует здесь фразеологизмы.
- Смешными могут быть не только слова, но и разные формы слова. Исправьте ошибки.
- Ложи, говорю, взад!
- Которые без денег – не ездют с дамами.
- Надкус на ем сделан и пальцем смято.
- Во рте зуб блестит.
- А она испужалась.
- Вызвать смех может также неожиданное соединение слов. Закончите предложения, сохранив авторскую лексику:
Не пора ли нам в театр ... ? (“сесть”)
С беспокойством шарю по карманам, смотрю ... . (“рукой”)
- Такой прием называется соединение несоединимого. (Запись приема в тетрадь)
А следующего автора мы решили представить особо, ведь с его именем на уроках литературы мы встречаемся впервые. А еще потому, что в жизни он был человеком очень незаурядным, эксцентричным.
Слово о Данииле Хармсе (представляет писателя ученик, внешность и одежда которого стилизована “под Даниила Хармса”):
- У маленького Дани Ювачева было много талантов. Он имел абсолютный музыкальный слух, хорошо рисовал, был смышлен и находчив. Да еще проказник и выдумщик, что смущало рассудительного отца. И он решил отдать сына в самое дисциплинированное среднее учебное заведение Петербурга – Петершуле. Так называлось училище св.Петра, находившееся в центре города – на Невском.
Благодаря Петершуле (и домашним учителям) Даня Ювачев неплохо владел немецким и английским языками. Знатоки утверждали, что по-немецки он говорил с безукоризненным берлинским произношением. По-английски он читал. Подобно Чуковскому и Маршаку, Даниил Хармс знал английскую поэзию для детей в оригинале.
Еще в детстве жизнь переделал в игру. Однокашники Ювачева вспоминали бессчетные “Данины проделки”.
Да и став взрослым, он продолжал бороться с ощущением жизни как привычной.
Так появился литературный псевдоним – Даниил Хармс (всего их было около тридцати). Он “чудил”, придумав себе необыкновенную внешность: курил из небольшой гнутой трубочки, носил брюки “гольф”, лихо отстукивал чечетку. У него был даже собственный алфавит. А объявление о своем публичном выступлении он сделал на карнизе дома.
Хармс работал в детских журналах “Чиж” и “Еж”. Зарабатывал немного. К деньгам относился беспечно. “Жизнь, как подарок, должна быть бескорыстной”,- говорил он.
Звучит выразительное чтение стихотворения Д.Хармса “Врун”.
- Почему главный герой стихотворения Хармса прослыл вруном? (Он врет про папу, у которого сорок сыновей, про летающих собак, про колесо вместо солнца и т.д.)
Это веселое стихотворение имеет форму детской дразнилки.
- Что высмеивает автор, над чем смеемся мы вместе с ним? (Над детским бахвальством вруна, но и над доверчивостью, простодушием его многочисленных слушателей)
- Я думаю, что вы без труда сможете назвать этот прием комического. Конечно, это преувеличение (гиперболизация). (Запись приема в тетрадь)
- Итак, наш урок подошел к концу. Мы славно потрудились, смогли узнать сами и рассказать другим о секретах комического. Давайте еще раз их перечислим.
Домашнее задание.
- А теперь в тетрадях под записями, которые вы сделали сегодня на уроке, пусть появится ваш собственный смешной рассказ. И я полагаю, что в его написании вам помогут тайны, подсказанные “королями смеха” А.П.Чеховым, М.М.Зощенко, Д.Хармсом.