Конспект урока по литературе в 7-м классе на тему "Внимая ужасам войны…" Героизм и патриотизм русского народа при обороне Севастополя в рассказе Л.Н. Толстого "Севастополь в декабре месяце"

Разделы: Литература


Задача урока:

показать истинный героизм русских людей: солдат, матросов, врачей, сестёр милосердия, военачальников при обороне Севастополя.

Цели:

  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма, долга, любви к Родине, способствовать проявлению сострадания, сопереживания, милосердия;
  • развивать навыки работы с художественным текстом, умение пользоваться различными источниками для нахождения информации, обобщать полученные сведения;
  • обучать умению выделять главное в описании героев рассказа.

Тип урока:

урок-размышление.

Методические приёмы организации урока:

творческое чтение, опережающие задания, индивидуальные сообщения, отбор информации (репродукции, эпизоды из кинофильма, стихотворения о Крымской войне 1853-1856гг.), работа в группах.

Оборудование урока:

  • Л.Н. Толстой “Севастопольские рассказы”,
  • учебник литературы под ред. Г.С. Меркина,
  • мультимедийная поддержка,
  • отрывок кинофильма “Оборона Севастополя”,
  • презентация к уроку.

Межпредметные связи:

русский язык, культура речи, история, искусство

Ход урока

“За Севастопольской стеной держался
грудью русский строй…”

Графиня Евдокия Ростопчина

Учитель: Ребята, сегодня мы продолжаем разговор о творчестве Л.Н. Толстого. Перед вами тема урока и эпиграф. Запишите их в тетради. Пока вы будете записывать и осмысливать слова Е. Ростопчиной, я сформулирую цель и задачи нашего урока.

“Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский”, - напишет Толстой в рассказе. Так вот цель нашего урока сегодня доказать, что истинным героем Севастопольской эпопеи был русский народ.

Что же представлял собой Севастополь того времени?

Справка художников (работа в группах по предварительному заданию): по репродукциям Айвазовского и Тимма, изображающим Севастополь и 4-й бастион, рассказ о панораме “Героическая оборона Севастополя 1854-1855 год”, созданной художником-баталистом Ф.А.Рубо.

Учитель: А каков же Севастополь в описании Толстого? (чтение фрагментов рассказа с упором на будничность, обыденность). Героизм в будничной жизни.

Голос Л.Н. Толстого: Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникли в душу вашу чувства какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала обращаться в ваших жилах…”

Учитель: Найдите в тексте описание фурштатского солдата, на его примере подчеркните типичность участников событий.

Голос Л.Н. Толстого: Напрасно вы будете искать хоть на одном лице следов суетливости, растерянности или даже энтузиазма, готовности к смерти; ничего этого нет: вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом”.

Работа в тетради (прием “Чистый лист”).

Выписать ключевые слова для обрисовки образов:

Конкретный участник события (лист 1): Собирательный образ защитника города (лист 2):
героизм спокоен
желание быть на передовой уверен в себе
превозмогание страданий и боли исполняет дело
какое бы оно ни было, нет суеты, растерянности нет готовности к смерти
стойкость твёрдость духа
гордость гордость

Подведение итогов.

Справка документалистов:

Рассказ о Даше Севастопольской.

Во время героической обороны Севастополя (1854-1855) среди защитников города то здесь, то там появлялся маленький юнга, который под огнём противника ловко делал перевязки раненым, подвозил воду изнывающим от жажды солдатам. В разгар боя в открытой ложбине бесстрашный юнга организовал перевязочный пункт для раненых. Только через несколько дней солдаты узнали, что в тяжёлом сражении с ними участвовала в качестве юнги дочь погибшего солдата Даша.

Было так. Узнав о приближении неприятеля, Даша продала домашнее имущество, купила лошадь и, переодевшись в матросский костюм, с бочонком воды и чистой ветошью для перевозки раненых появилась на поле боя. Так она стала первой в мировой истории военной медицинской сестрой. Товарищи по оружию любовно называли её Дашей Севастопольской. За боевой подвиг адмирал В.А. Корнилов представил девушку к награде Золотой медалью. Кроме медали, она была пожалована золотым крестом с надписью “Севастополь”, а царь подарил ей 500 рублей. Настоящая фамилия Даши Севастопольской – Александрова.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмента фильма (историческая драма) “Оборона Севастополя”, где мы увидим защитников города, находящихся в госпитале, работу врачей и сестёр милосердия.

Учитель: Доказать текстом героизм и патриотизм защитников Севастополя, находящихся в госпитале.

Справка документалистов:

Н.И.Пирогов - основатель военно-полевой хирургии и отечественного общества Красного Креста. В октябре 1854 года прославленный хирург приезжает в осаждённый Севастополь.

Из 349 огненных дней героической обороны учёный 282 дня провёл в Крыму. Оперировал с утра до вечера. Не хватало и врачей, и перевязочных материалов, и коек.

Впервые в мире Н.И.Пирогов осуществил сортировку раненых и больных в зависимости от характера и места ранения, применил использование гипсовой повязки на поле боя.

Не меньшим вкладом является применение им эфирного наркоза в военно-полевой хирургии. Привлёк на театр военных действий сестёр милосердия, составил для них Инструкцию.

Голос Л.Н. Толстого: “ Что значит смерть и страдания такого ничтожного червяка, как я, в сравнении с столькими смертями и столькими страданиями?”

Показ фрагмента фильма “на 4-м бастионе” из исторической драмы “Оборона Севастополя”, 1936 год.

Учитель: Сам писатель, в то время поручик артиллерии, 27 лет отроду, сражался на 4-ом бастионе вместе с простыми русскими солдатами.

Справка документалистов:

П.С.Нахимов - российский флотоводец, адмирал, герой Севастопольской обороны, человек-легенда. Закончил Морской кадетский корпус, полностью посвятил себя морскому делу, не имел семьи. Он был командиром Севастопольского порта, временным военным губернатором города. Совершил 3-х летнее кругосветное плавание, участвовал в Русско-турецкой войне. В 29 лет был командиром фрегата “Паллада”.

В 1855 году смертельно ранен на Корниловском бастионе Малахова кургана. Похоронен в усыпальнице Морского собора в Севастополе, рядом с Корниловым и Истоминым.

В 1944 году утверждены медаль Нахимова и орден Нахимова 1 и 2 степени.

В день его похорон враг не стрелял. Были даже приспущены флаги английской армии в знак уважения к великому флотоводцу.

Голос Л.Н. Толстого: со слов “Итак, вы видели защитников Севастополя… Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли,- это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять, но поколебать где бы то ни было силу русского народа…”

Вывод (запись в тетради): Толстой показывает войну в крови и страданиях, вызывая наше неприятие любой войны. Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. Сам писатель, в то время поручик артиллерии, 27 лет отроду, сражался на 4-ом бастионе вместе с простыми русскими солдатами.

В воспоминаниях Толстого мы можем прочитать следующие строки: “По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества”.

Выразительное чтение наизусть стихотворений Е.Ростопчиной, В.Коссинского, посвящённых героизму русских людей во время Крымской войны 1853-1856 годов.

Вл. Коссинский

“Братская могила”.
В Крыму, где всюду смерть витала,
На бастионах, средь полей,
Россия много потеряла
Храбрейших, преданных детей!
Таланты, доблести и силы
Земле спасенной преданы
Друзьями: "братския могилы"
Могилы храбрых названы.
Прошли года; где схоронили
Героев падших, ныне там
Над их бессмертною могилой
Воздвигнут колоссальный храм.
Пройдут века; к местам священным
Потомок поздний наш придет,
И там, по надписям нетленным,
Былого истину прочтет.
Слезою чистой уваженья
Он память праотцов почтит,
И, полный чувств благоговенья,
С мольбой колена преклонит.
Поймет в тот миг, какая сила
Спасала Русь, - какой гранит!
И сколько каждая могила
В себе великаго хранит!

Евдокия Петровна Ростопчина (урожденная Сушкова) (1811-1858)

Песня русским воинам, раненным в Севастополе (отрывок).

Защитники страны родной,
О вы, чья кровь лилась рекой
За Русь Святую нашу, -
Пусть голос наш к вам долетит:
Вас всех Москва благодарит
За кровь и жертву вашу!

Вы лихо, милые, дрались;
Вы в поле ратное неслись
Грозой на супостата;
За Севастопольской стеной
Держался грудью русский строй.
Спасибо вам, ребята!

Вся русская твердит семья:
Хвала и слава вам, друзья,
И многи, многи лета!
Хвала, солдатушки, вождям;
Они примером служат вам, -

Спасибо им за это!


Хвала вам, славные бойцы!
Вам, наши светы-молодцы,
Упавшим в жарком бое!..
Мольбой за вас мы чтим ваш прах,
И память вечную в сердцах
Вам сохраним, герои!

Когда-нибудь... Но что слова?....
Сегодня матушка-Москва
Вас чествует и славит;
Настанет день, придет пора, -
Она воскликнет вам ура!
С победой вас поздравит!

Подведение итогов.

Творческое домашнее задание:

составить рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме письма с фронта.

Комментирование оценок.