Задача урока:
показать истинный героизм русских людей: солдат, матросов, врачей, сестёр милосердия, военачальников при обороне Севастополя.
Цели:
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, долга, любви к Родине, способствовать проявлению сострадания, сопереживания, милосердия;
- развивать навыки работы с художественным текстом, умение пользоваться различными источниками для нахождения информации, обобщать полученные сведения;
- обучать умению выделять главное в описании героев рассказа.
Тип урока:
урок-размышление.
Методические приёмы организации урока:
творческое чтение, опережающие задания, индивидуальные сообщения, отбор информации (репродукции, эпизоды из кинофильма, стихотворения о Крымской войне 1853-1856гг.), работа в группах.
Оборудование урока:
- Л.Н. Толстой “Севастопольские рассказы”,
- учебник литературы под ред. Г.С. Меркина,
- мультимедийная поддержка,
- отрывок кинофильма “Оборона Севастополя”,
- презентация к уроку.
Межпредметные связи:
русский язык, культура речи, история, искусство
Ход урока
“За Севастопольской стеной держался
грудью русский строй…”
Графиня Евдокия Ростопчина
Учитель: Ребята, сегодня мы продолжаем разговор о творчестве Л.Н. Толстого. Перед вами тема урока и эпиграф. Запишите их в тетради. Пока вы будете записывать и осмысливать слова Е. Ростопчиной, я сформулирую цель и задачи нашего урока.
“Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский”, - напишет Толстой в рассказе. Так вот цель нашего урока сегодня доказать, что истинным героем Севастопольской эпопеи был русский народ.
Что же представлял собой Севастополь того времени?
Справка художников (работа в группах по предварительному заданию): по репродукциям Айвазовского и Тимма, изображающим Севастополь и 4-й бастион, рассказ о панораме “Героическая оборона Севастополя 1854-1855 год”, созданной художником-баталистом Ф.А.Рубо.
Учитель: А каков же Севастополь в описании Толстого? (чтение фрагментов рассказа с упором на будничность, обыденность). Героизм в будничной жизни.
Голос Л.Н. Толстого: Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникли в душу вашу чувства какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала обращаться в ваших жилах…”
Учитель: Найдите в тексте описание фурштатского солдата, на его примере подчеркните типичность участников событий.
Голос Л.Н. Толстого: Напрасно вы будете искать хоть на одном лице следов суетливости, растерянности или даже энтузиазма, готовности к смерти; ничего этого нет: вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом”.
Работа в тетради (прием “Чистый лист”).
Выписать ключевые слова для обрисовки образов:
Конкретный участник события (лист 1): | Собирательный образ защитника города (лист 2): |
героизм | спокоен |
желание быть на передовой | уверен в себе |
превозмогание страданий и боли | исполняет дело |
какое бы оно ни было, нет суеты, растерянности | нет готовности к смерти |
стойкость | твёрдость духа |
гордость | гордость |
Подведение итогов.
Справка документалистов:
Рассказ о Даше Севастопольской.
Во время героической обороны Севастополя (1854-1855) среди защитников города то здесь, то там появлялся маленький юнга, который под огнём противника ловко делал перевязки раненым, подвозил воду изнывающим от жажды солдатам. В разгар боя в открытой ложбине бесстрашный юнга организовал перевязочный пункт для раненых. Только через несколько дней солдаты узнали, что в тяжёлом сражении с ними участвовала в качестве юнги дочь погибшего солдата Даша.
Было так. Узнав о приближении неприятеля, Даша продала домашнее имущество, купила лошадь и, переодевшись в матросский костюм, с бочонком воды и чистой ветошью для перевозки раненых появилась на поле боя. Так она стала первой в мировой истории военной медицинской сестрой. Товарищи по оружию любовно называли её Дашей Севастопольской. За боевой подвиг адмирал В.А. Корнилов представил девушку к награде Золотой медалью. Кроме медали, она была пожалована золотым крестом с надписью “Севастополь”, а царь подарил ей 500 рублей. Настоящая фамилия Даши Севастопольской – Александрова.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмента фильма (историческая драма) “Оборона Севастополя”, где мы увидим защитников города, находящихся в госпитале, работу врачей и сестёр милосердия.
Учитель: Доказать текстом героизм и патриотизм защитников Севастополя, находящихся в госпитале.
Справка документалистов:
Н.И.Пирогов - основатель военно-полевой хирургии и отечественного общества Красного Креста. В октябре 1854 года прославленный хирург приезжает в осаждённый Севастополь.
Из 349 огненных дней героической обороны учёный 282 дня провёл в Крыму. Оперировал с утра до вечера. Не хватало и врачей, и перевязочных материалов, и коек.
Впервые в мире Н.И.Пирогов осуществил сортировку раненых и больных в зависимости от характера и места ранения, применил использование гипсовой повязки на поле боя.
Не меньшим вкладом является применение им эфирного наркоза в военно-полевой хирургии. Привлёк на театр военных действий сестёр милосердия, составил для них Инструкцию.
Голос Л.Н. Толстого: “ Что значит смерть и страдания такого ничтожного червяка, как я, в сравнении с столькими смертями и столькими страданиями?”
Показ фрагмента фильма “на 4-м бастионе” из исторической драмы “Оборона Севастополя”, 1936 год.
Учитель: Сам писатель, в то время поручик артиллерии, 27 лет отроду, сражался на 4-ом бастионе вместе с простыми русскими солдатами.
Справка документалистов:
П.С.Нахимов - российский флотоводец, адмирал, герой Севастопольской обороны, человек-легенда. Закончил Морской кадетский корпус, полностью посвятил себя морскому делу, не имел семьи. Он был командиром Севастопольского порта, временным военным губернатором города. Совершил 3-х летнее кругосветное плавание, участвовал в Русско-турецкой войне. В 29 лет был командиром фрегата “Паллада”.
В 1855 году смертельно ранен на Корниловском бастионе Малахова кургана. Похоронен в усыпальнице Морского собора в Севастополе, рядом с Корниловым и Истоминым.
В 1944 году утверждены медаль Нахимова и орден Нахимова 1 и 2 степени.
В день его похорон враг не стрелял. Были даже приспущены флаги английской армии в знак уважения к великому флотоводцу.
Голос Л.Н. Толстого: со слов “Итак, вы видели защитников Севастополя… Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли,- это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять, но поколебать где бы то ни было силу русского народа…”
Вывод (запись в тетради): Толстой показывает войну в крови и страданиях, вызывая наше неприятие любой войны. Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. Сам писатель, в то время поручик артиллерии, 27 лет отроду, сражался на 4-ом бастионе вместе с простыми русскими солдатами.
В воспоминаниях Толстого мы можем прочитать следующие строки: “По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества”.
Выразительное чтение наизусть стихотворений Е.Ростопчиной, В.Коссинского, посвящённых героизму русских людей во время Крымской войны 1853-1856 годов.
Вл. Коссинский
“Братская могила”.
В Крыму, где всюду смерть витала,
На бастионах, средь полей,
Россия много потеряла
Храбрейших, преданных детей!
Таланты, доблести и силы
Земле спасенной преданы
Друзьями: "братския могилы"
Могилы храбрых названы.
Прошли года; где схоронили
Героев падших, ныне там
Над их бессмертною могилой
Воздвигнут колоссальный храм.
Пройдут века; к местам священным
Потомок поздний наш придет,
И там, по надписям нетленным,
Былого истину прочтет.
Слезою чистой уваженья
Он память праотцов почтит,
И, полный чувств благоговенья,
С мольбой колена преклонит.
Поймет в тот миг, какая сила
Спасала Русь, - какой гранит!
И сколько каждая могила
В себе великаго хранит!
Евдокия Петровна Ростопчина (урожденная Сушкова) (1811-1858)
Песня русским воинам, раненным в Севастополе (отрывок).
Защитники страны родной,
О вы, чья кровь лилась рекой
За Русь Святую нашу, -
Пусть голос наш к вам долетит:
Вас всех Москва благодарит
За кровь и жертву вашу!
Вы лихо, милые, дрались;
Вы в поле ратное неслись
Грозой на супостата;
За Севастопольской стеной
Держался грудью русский строй.
Спасибо вам, ребята!
Вся русская твердит семья:
Хвала и слава вам, друзья,
И многи, многи лета!
Хвала, солдатушки, вождям;
Они примером служат вам, -
Спасибо им за это!
…
Хвала вам, славные бойцы!
Вам, наши светы-молодцы,
Упавшим в жарком бое!..
Мольбой за вас мы чтим ваш прах,
И память вечную в сердцах
Вам сохраним, герои!
Когда-нибудь... Но что слова?....
Сегодня матушка-Москва
Вас чествует и славит;
Настанет день, придет пора, -
Она воскликнет вам ура!
С победой вас поздравит!
…
Подведение итогов.
Творческое домашнее задание:
составить рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме письма с фронта.
Комментирование оценок.