Цель урока: Провести анализ жизнеподобного (“реального”) уровня развития конфликта и сюжета пьесы.
Задачи:
1. Формируемые знания.
- Углубить знания учащихся о специфике внешней,
внутренней формы и
содержания драмы, совершенствуя их знания о художественной системе драматического произведения; - Провести комплексный анализ развития конфликта и сюжета, содержательности диалогов.
2. Формируемые умения.
- Продолжить формирование у учащихся умения анализировать диалогическую структуру драмы, паратекст, систему персонажей;
- Закрепить умения учащихся делать концептуальные выводы о человеке в драме, опираясь на проведенные наблюдения;
- Развитие умений разрешения проблемной ситуации при противоречии между имеющимися уже системами знаний и новыми фактами.
Тип урока: урок аналитического чтения драматического произведения.
Оборудование урока: портрет Е. Шварца, иллюстрации к пьесе “Дракон”, В.Высоцкого “Песня про вепря”
Ход урока
Идет видеозапись песни В.Высоцкого “Песня про вепря”.
1. Учитель: Сейчас вы услышали шуточную песню В.Высоцкого “Песня про вепря”, в которой в шуточной форме заложено достаточно серьезное, как, кстати, и практически во всех, на первый взгляд, юмористических его песнях, глубокое содержание. Пьеса Евгения Львовича Шварца “Дракон” своим подзаголовком - сказка в 3-х действиях - тоже настраивает неискушенного читателя на довольно несерьезный лад: ведь в сказку, как известно, не верят, со словом “сказка” у каждого взрослого человека связано представление о чем-то необыкновенно чудесном, дорогом и безвозвратно потерянном. Мы бы и рады полететь на ковре-самолете в тридевятое царство, но слишком тяжелы для этого, нам бы и хотелось испытать колдовские чары, но они на нас не действуют.
И нашелся все-таки волшебник, который вернул нам, бывшим детям, магическое очарование простых сказочных героев – злых драконов и говорящих котов. Имя этого волшебника – Евгений Шварц.
2. Беседа по вопросам домашнего задания.
- А что вы помните о сказке?
Ученик: Сказка — жанр устного народного творчества — эпическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Слушатели воспринимают ее прежде всего как поэтический вымысел, игру фантазии. Это, однако, не мешает ее связи с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов. Сказка оптимистична: добро здесь почти всегда побеждает зло.
- Что вы можете сказать о литературных сказках?
Ученик: Литературная (авторская) сказка тесно связана с народной темой сюжетами, мотивами, нередко и стилем. В творчестве писателей сказка обрела самостоятельность и художественную неповторимость, хотя и удержала в себе ряд фольклорных особенностей: в жанровых приемах, в трактовке чудес. Поэтика и стиль авторских сказок очень разнообразны: это сказки-поэмы, сказки-новеллы, сказки-повести, сказки-пьесы, сказки-притчи. Это сказки П. Ершова, Г.-Х. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм, А. Погорельского, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.Н. Толстого, А. Платонова, К. Чуковского, Е. Шварца.
- Что узнали вы о сказках Шварца, готовясь к уроку?
Ученики:
- ШВАРЦ Евгений Львович (1896-1958), русский драматург. Писал насыщенные остроактуальным социальным и политическим содержанием, едкой иронией пьесы-сказки по мотивам произведений Х. К. Андерсена “Голый король” (1934), “Тень” (1940); сатирические пьесы “Дракон” (1944), “Обыкновенное чудо” (1956); пьесы для детей, повести, сценарии.
- Пьесы Шварца написаны в 30-е – 40-е годы XX века. Исследователь творчества Евг. Шварца Н.Чуковский писал: “ Ложь, подлость, клевета, наушничество, шпионство становились …основными законами жизни…И Шварц каждой своей пьесой говорил всему этому: нет. Нет – подлости, нет – трусости, нет – зависти. Всей низости людской…он каждой новой пьесой говорил – нет”.
Сказка — поэтический вымысел, но она связана и с действительностью; сказки Шварца, как и многих других, отличает доброта и мудрость; непримиримость к общечеловеческим порокам; аллегорические сказки, обладающие большой амплитудой комедийности — от иронии и юмора до сарказма (“Голый король”, Тень”, “Обыкновенное чудо”, “Дракон”).
- Что характерно для сказок Шварца?
Ученик: Это философские, аллегорические, сатирические сказки, сказки для детей и взрослых. Они говорят об общечеловеческих ценностях.
Учитель: Для Шварца сказка – форма, в которой он в условиях жесточайшей цензуры 30-х - 50-х годов мог говорить о том, что его волновало. Для него это была единственная возможность говорить об общечеловеческих ценностях. У него нет одноплановых героев. Часто в сказках Шварца идет ожесточенная борьба живого и мертвого в людях, борьба равнодушного потребительства и страстного гуманистического подвижничества.
- Как соотносятся традиционная волшебная сказка и пьеса Шварца и в чем художественный смысл этого сближения?
- Сравните систему персонажей пьесы Е.Шварца “Дракон” с традиционными персонажами волшебной сказки.
(В традиционной волшебной сказке система персонажей обычно выстраивается следующим образом: герой, антогонист, жертва и ее отец, ложный герой, волшебные помощники-дарители либо звери-помощники. В пьесе Шварца можно выделить всех традиционных героев волшебной сказки: героя (Ланцелот), антогониста (Дракон), жертву (Эльза), ее отца (Шарлемань), дарителей (ткачи, кузнецы, шапочник). Однако Ланцелот сражается с Драконом не во имя какой-то дамы, а из принципа. На слова Эльзы, предположившей, что он все равно вызвал бы Дракона, будь на ее месте другая девушка, Ланцелот отвечает: “Конечно, вызвал бы. Я их терпеть не могу, драконов этих”. Он, по словам Генриха, “профессиональный герой”: “Ему все равно кого спасать. Он так обучен”).
3. Фронтальная беседа, направленная на выяснение первичного восприятия текста.
Учитель: Тот факт, что пьеса на протяжении многих лет идет на сценах многих театров страны, по мотивам пьесы поставлен художественный фильм М. Захарова “Убить дракона”, размышлениям над ней посвящены серьезные исследования таких литературоведов, как В.Е.Головинчер “Эпический театр Е.Шварца”, Н.Г. Яшиной “Средства и иносказания в пьесах Шварца и М. Булгакова”, М. Н. Липовецкого “Поэтика литературной сказки” и др., свидетельствует, очевидно, о том, что пьеса эта выходит далеко за пределы жанра волшебной сказки. Воистину, “сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”...
- На что же “намекает” автор в этой сказке? Какова цель нашего урока?
- Формулирование учащимися цели урока: провести анализ жизнеподобного (реального) уровня развития конфликта и сюжета.
- Укладывается ли содержание пьесы в каноны сказки? Что не позволяет это сделать?
(Выстраивая свое произведение с ориентацией на структуру волшебной сказки, автор подчиняет читательские ожидания и читательское восприятие сказочному канону, который требует, чтобы герои, преодолев все препятствия, благополучно пришли к намеченной цели).
- Как и когда должна была бы быть развязка в сказке “Дракон”?
(Развязка должна, казалось бы, наступить со смертью Дракона и победой Ланцелота. Однако пьеса этим не заканчивается )
- Что интересного заметили в структуре пьесы?
- Названа по имени отрицательного героя;
- Развязка (в традиционном смысле) происходит в конце 2-го действия;
- После развязки следует еще целое 3-е действие;
- Все знают, что не Бургомистр победил Дракона, но все считают его героем.
1-ый ВЫВОД: Автор на наших глазах разрушает сказочный канон, вызывая взрыв в читательском восприятии, заставляя переосмыслить и усомниться в привычном и устойчивом. (Зафиксируйте этот вывод в тетради).
- Давайте познакомимся с тем, как эту пьесу увидел молодой художник, получивший задание сделать иллюстрации к пьесе. (Работа, выполненная ученицей, занимающейся в художественной школе)
- Какой вопрос возникает?
(О чем эта пьеса? О каком драконе идет речь?)
Учитель: Создается противоречие между имеющимися уже системами знаний и новыми фактами. Между тем, как это “должно быть” и как идет развитие конфликта и сюжета у Шварца.
- Какие есть гипотезы, предположения относительно того, почему действие продолжает развиваться после смерти главного героя (Коль его именем названа пьеса)
2-й ВЫВОД: Смерть дракона, его убийство Ланцелотом не есть решение проблемы. (Зафиксируйте этот вывод в тетради).
- Подумаем, какой фигурой, схемой можно показать построение. композицию пьесы? (Дуга, спираль).
(Спираль предполагает повтор на новом витке, т.е. повтор со смещением. Повторы всегда заставляют сравнивать. Соотнесение повторяющихся ситуаций создает скрытый диалог).
- Что изменилось в жизни города и горожан после победы над драконом в бою?
(Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами и проведем аналитическое чтение драматического произведения, будем характеризовать персонажей по их участию в сюжетной линии Дракон - Ланцелот, т.е. по отношению горожан к художественному конфликту антагонистов).
4. Аналитическая работа с текстом. Работа по группам.
(Беседа на основе предварительного дифференцированного домашнего задания: подготовленное чтение по ролям с элементами фронтального исследования).
1-я группа: Как Эльза и Шарлемань относятся к власти Дракона?
1. Перечитайте диалог Эльзы, Шарлеманя и Ланцелота за ужином.
- Как ведут себя Шарлемань и Эльза в самые страшные часы своей жизни?
- Как понимаете реплику Кота: “Самое печальное в этой истории и есть то, что они улыбаются”?
2. Перечитайте эпизод вызова Ланцелотом Дракона на бой.
- Почему Шарлемань вмешивается в диалог Ланцелота и Дракона?
- Как речь и поведение характеризуют Шарлеманя?
3. О чем говорят Шарлемань и Бургомистр накануне свадьбы?
- Какой смысл имеет буквальный повтор реплик Шарлеманя в 1-м и 3-м действиях?
- Как понимаете слова Шарлеманя: “Я научился думать, господин Президент”?
4. Перечитайте диалог Эльзы и Генриха в финале 1-го действия, в начале 2-го действия.
- Как ведет себя Эльза в ответ на предложение убить Ланцелота?
- Почему она берет отравленный нож с собой?
- Какую роль в развитии драматического конфликта и выстраивании характера Эльзы играет эпизод, когда она на глазах ошеломленного чудовища выбрасывает нож в колодец?
Сделайте вывод: Как Эльза и Шарлемань относятся к власти Дракона? (Зафиксируйте вывод в тетрадь).
(Характеры Шарлеманя и Эльзы развиваются от неверия, безнадежности к вере, надежде).
2-я группа: Как горожане относятся к власти Дракона?
1. Как ведут себя горожане накануне боя? Что говорят? Как это их характеризует?
.2. Как встретили горожане победу Ланцелота? Что говорят? Как это их характеризует?
3. Перечитайте ремарки сцены боя. С какими словами обращаются горожане к Шарлеманю в начале и финале боя? Как это их характеризует?
4. Какие реплики во время боя произносит мальчик? Как они воспринимаются окружающими? Почему?
Сделайте вывод: Как горожане относятся к власти Дракона? Что случилось с их душами?
3-я группа: Как Генрих и Бургомистр относятся к власти Дракона?
1. Как ведут себя Генрих и Бургомистр во время боя? Как коммюнике характеризует его создателя? Почему Генрих употребляет в нем уменьшительно-ласкательные суффиксы?
2. Как ведут себя Генрих и Бургомистр после победы над Драконом? Как это их характеризует?
Сделайте вывод: Как Генрих и Бургомистр относятся к власти Дракона? (Зафиксируйте вывод в тетрадь).
4-я группа: На чем держится власть Дракона и Бургомистра
1. За что Дракон ненавидит цыган?
2. На чем держалась власть Дракона?
3. Как проявляется единомыслие горожан?
4. Почему горожане не сопротивляются абсурду, неправде, несправедливости?
Сделайте вывод: На чем держится власть Дракона и Бургомистра (Зафиксируйте вывод в тетрадь).
5. Обобщение.
Учитель: В 1943 году Шварц написал сказку “Дракон” - на мой взгляд, лучшую свою пьесу. Потрясающую конкретность и реалистичность придают ей замечательно точно написанные образы персонажей. Разумеется, как все сказки на свете, сказка “Дракон” кончается победой добра и справедливости. На последних страницах пьесы Ланцелот свергает Бургомистра, как прежде сверг Дракона, и женится на спасенной девушке. Под занавес он говорит освобожденным горожанам и всем зрителям:
- Я люблю вас всех, друзья мои. Иначе чего ради я стал возиться с вами. А если уж люблю, то все будет прелестно. И все мы после долгих забот и мучений будем счастливы, очень счастливы наконец!
“Так говорил Шварц, который, держа меч в вечно дрожащих руках, двадцать лет наносил дракону удар за ударом…”(Н.Чуковский “Высокое слово – писатель”).
- О чем же эта пьеса? О каком драконе идет речь? Как главная мысль ее сформулирована Ланцелотом?
Формулирование учащимися идеи урока: “В каждом придется убить Дракона”.
- Основной или второстепенный текст (паратекст) драмы помог нам разобраться в пьесе?
- Где разворачивается драматический конфликт?
(Носителями драматического начала в пьесе являются горожане. Пружиной, движущей действие пьесы внешняя и внутренняя (в душах горожан) борьба Ланцелота с Драконом, Борьба смелости с трусостью, самостоятельности с конформизмом).
- Для чего Шварц использует прием повтора,
аналогий?
(Почти зеркальное повторение ситуаций
приводит к отчуждению ранее виденного. Не
осмеяние, а размышление над сущностью человека и
жизни - цель автора).
- Что нового по сравнению с волшебной сказкой сумел сказать Шварц своей пьесой и прежде всего ее развязкой?
Учитель: Воистину, прав Пушкин: “Сказка – ложь, да в ней намек...” Чтение и запись эпиграфа. (На обороте доски)
Секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах...он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье, наши взгляды на добро и зло. Н.Акимов “Наш автор - Евгений Шварц” |
Закончить наш урок мне хотелось бы отрывком из стихотворения талантливого поэта XX века В.Федорова:
Со времен еще древнегреческих
Уверяют, что жизнь стара,
А подумать –
У человечества – ученическая пора.
Очень трудно даются знания,
Потому и делает человек
На уроках жизнеписания
Сто ошибок на каждый век.
Набираясь любви и смелости,
Человечество из тенет
Все идет к аттестату зрелости
И никак к нему не придет.
И страдает оно, и мучается
В подражании естеству –
Человечество только учится
Настоящему мастерству…
6. Домашнее задание. Сочинение-рассуждение: “О чем заставляет задуматься пьеса Евг. Шварца “Дракон”?
7. Завершение урока. Звучит окончание песни В. Высоцкого “Песня про вепря”
Список рекомендуемой литературы
1. Шварц Е. Обыкновенное чудо: Пьесы. Сценарии. Сказки. Автобиографическая проза. Воспоминания. - Кишенев, 1988.
2. Акимов Н.. Наш автор - Е. Шварц. – Шварц Е.Л. Проза. Стихотворения. Драматургия. – М.:Олимп; ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 1998.
3. В.Е. Головинчер В.Е. Эпический театр Е.Шварца. Томск, 1992.
4. Епифанова О.Н. Евгений Шварц. Конспект урока в 11 классе. - //Литература в школе. Мы знали Евгения Шварца. Л.; М., 1966.
5. Смирнова Н.Л. Система уроков чтения и анализа пьесы Е.Л. Шварца “Дракон”. – Екатеринбург, 2004.
6. Цимбал С. Евгений Шварц.- Л., 1961.
7. Яшина Н.Г. “Средства и иносказания в пьесах Шварца и М. Булгакова”.