Конспект урока по литературе в 11-м классе по творчеству В.Я.Брюсова (анализ стихотворения «Творчество»)

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии

Класс: 11

Ключевые слова: В.Я.Брюсов


Тема

Тип урока

Анализ стихотворения В.Я. Брюсова «Творчество»

Урок открытия нового знания

Цели урока

Цель урока для учителя заключается в создании условий, способствующих активному познанию учащихся, а также расширению их знаний о символизме с помощью анализа стихотворения В.Я.Брюсова «Творчество». Урок нацелен на то, чтобы научить анализировать стихотворение, находить символы в нем.

Для учащихся цель урока заключается в том, чтобы расширить свои знания о символизме, в частности творчестве В.Я.Брюсова, развить умение анализировать образы в стихотворении, выявлять образы-символы.

Задачи урока

Образовательные:

  • познакомить с творчеством В.Я.Брюсова, с его идейными установками;
  • познакомить с теорией символизма;
  • научить анализировать стихотворение: образы, композицию, смысловой и звуковой уровень;
  • вспомнить классификацию символистов («старшие»/ «младшие»);
  • определить место В.Я.Брюсова в символизме;
  • дать понятие о синестезии чувств и их проявлении при интерпретации стихотворения;
  • определить основные этапы творческого процесса на основе анализа стихотворения;
  • выявить, как в стихотворении отразились основные принципы символизма;
  • дать понятие о том, что такое оксюморон как прием;
  • научить находить образы-символы в стихотворении.

Развивающие:

  • развивать умение выражать свои мысли;
  • развивать устную речь учащихся;
  • развивать навыки анализа образов лирического стихотворения;
  • развивать умение анализировать текст на уровне разных чувств (синестезия);
  • развивать умение составлять таблицы, систематизировать информацию.

Воспитательные:

  • воспитать чувство интереса к процессу творчества;
  • воспитать чувство любви в художественному слову.

Оборудование

презентация «Творчество» В.Я.Брюсова

Ход урока

1. Слово учителя. Беседа

- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством В.Я.Брюсова. Как вы знаете, В.Я.Брюсов являлся мэтром символизма - одного из модернистских направлений Серебряного века. Серебряный век русской поэзии связан со сложнейшими духовными исканиями человечества на рубеже 19-20 вв., с расцветом национальной культуры. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры. Искусство Серебряного века стало отражением философской, универсальной, синтетической системы взглядов на мир. Как вы помните, символизм являлся первым течением модернизма, возникшим на русской почве. Это литературно - художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мира через символы СЛАЙД №2.

К какому поколению символистов относился В.Я.Брюсов? Сколько всего выделяют поколений? (Два поколения: «Старшие» и «младшие» символисты. В.Я.Брюсов относился к старшим.)

- Кто еще принадлежит к этому поколению? (К.Бальмонт, З.Гиппиус, Д.Мережковский.)

- Вспомните представителей «младшего» поколения. (А.Блок, А.Белый, В.Иванов, И.Анненский.)

СЛАЙД №3

Имя В.Я.Брюсова является значительным в литературе Серебряного века. В дневнике 1893 года, говоря о новом течении, поэт писал: «Оно (направление) идет вперед, будущее принадлежит ему, особенно когда оно найдет достойного вождя. А этим вождем буду Я, да Я» СЛАЙД №4. Такое высказывание молодого поэта предопределило дальнейшую его литературную деятельность, которая носила программный характер. Программным, эстетическим манифестом является его раннее стихотворение «Творчество», над которым мы сегодня и будем размышлять.

2. Чтение стихотворения учителем наизусть

- Ребята, стихотворение «Творчество» необычное, оно непонятно с первого прочтения, поражает каждого. Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы подумайте, почему оно называется «Творчество». Что непонятного, необычного вы заметили?

[учитель читает, дети отвечают]

3. Слово учителя. Беседа

- Ключом к пониманию стихотворения явятся наши знания о некоторых принципах символизма, выдвинутых В.Я.Брюсовым. Вспомним их:

  1. выражение тонких, едва уловимых настроений;
  2. умение загипнотизировать читателя;
  3. «Странные необычные тропы и фигуры в языке» СЛАЙД №6

Как вы знаете, символисты разделяли мир на две области: реальную, в которой живет человек, находятся привычные ему предметы, и нереальную (они называли его «реальнейший мир») область, идеальную, полную таинств, область, куда устремляется душа поэта. Связывают эти два мира символы - важнейшая категория символизма. Что такое символ?

(Символ - это предмет или действие, служащее условным знаком какого-нибудь понятия.)

- Символ - многозначный, многогранный образ, выражающий суть какого- либо явления. До конца мы не можем расшифровать символ. СЛАЙД №7

Давайте попытаемся ответить, почему стихотворение имеет название «Творчество».

(В стихотворении описан процесс творчества.)

- Верно, стихотворение о процессе творчества. А что такое, по-вашему, творчество?

(Творчество - это создание новых, уникальных ценностей.)

- А вот каким являлся процесс творчества для символистов, можно судить по словам В.Я.Брюсова, высказанным в программной статье «Ключи тайн» СЛАЙД №8: «Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями…Создание искусства - это приотворенные двери в Вечность».

- Какова природа творчества для символистов?

(ученики отвечают)

4. Заполнение таблицы. Беседа

- Итак, выполняем первую поставленную нами задачу: проанализируем стихотворение.

Задание: Для этого выпишите в тетрадь повторяющиеся слова, словосочетания из стихотворения.

[ученики выписывают]

- Анализируя стихотворение, по ходу урока будем заполнять таблицу СЛАЙД № 9. Нарисуйте ее в тетрадях.

Таблица «Символы и их значение в стих. «Творчество» В.Я.Брюсова»

Значение образа в реальном мире

Образ

Символическое значение

А) Образ тени

- Итак, какой образ запишем первым? (Тень.)

- Что, по вашему, можно записать в первую колонку «значение образа в реальном мире»?

[ученики отвечают, учитель обобщает, записывают в таблицу]

- А каково символическое значение слова «тень», исходя из стихотворения и поэтики символизма?

[ученики отвечают, учитель обобщает, уточняет] СЛАЙД №10

- Как вы понимаете, «тень несозданных созданий».

(Ученики отвечают.)

- Верно, одно из символических значений образа «тень» - отражение иного мира, мира, в котором находятся едва уловимые настроения поэта, где создается произведение искусства. Об этом значении «тени» писали и другие поэты, в том числе современник В.Я.Брюсова, публицист, поэт и философ Вл.Соловьев в ст. «Милый друг, иль ты не видишь…»

[учитель читает стихотворение]

Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами -
Только отблеск, только тени
От незримого очами?

Итак, тень - отблеск нереального мира в реальном.

Б) Работа со словосочетанием «лопасти латаний».

- Вам, да и почти каждому читателю кажется необычным этот образ. Но латания - это всего лишь цветок (СЛАЙД №11). Дело в том, что это стихотворение, несмотря на необычность, имеет реальную основу. Это стихотворение вызвал к жизни реальный случай. Младший брат Брюсова, Александр Яковлевич, профессор археологии, сохранил воспоминания о нем - СЛАЙД №12.

[ученики заполняют таблицу]

- А в символическом плане, как вы думаете, что может означать сочетание «лопасти латаний»?

(Ученики отвечают.)

- Верно, листья напоминают пальцы, руку творца. СЛАЙД №13

- Как вы объясните сейчас «колыхается, словно лопасти латаний»?

(Рука творца начинает создавать произведение искусства, свое творение.)

- Действительно, можно предположить и это, тогда мы можем выделить первый этап творчества.

В) Работа с образом «сон»

- Ребята, вы, наверное, заметили, что слово «сон» повторяется несколько раз. Как вы думаете, насколько важен этот образ-символ для символистов, в том числе для В.Я.Брюсова в свете их принципов мировосприятия?

(Ученики отвечают.)

- Вы правы. Это важный образ. Заполним таблицу СЛАЙД №14

Этот образ-символ встречается у многих поэтов. Послушайте строчки из стихотворения М.Цветаевой «Стихи растут, как звезды и как розы» и подумайте, что общего в этом стихотворении со стихотворением «Творчество».

[Учитель читает стихотворение] СЛАЙД №15

Ребята, сделаем промежуточный вывод: какова природа творчества? В сознании или подсознании рождается произведение искусства с точки зрения символизма?

(Произведение искусства рождается в подсознании, оно необъяснимо с точки зрения реальной жизни, природа творчества сложна.)

Г) Работа с выражением «фиолетовые руки» (словесное рисование)

- Какой образ поразил вас в стихотворении? («Фиолетовые руки»)

- Как вы представляете себе картину «фиолетовые руки на эмалевой стене»?

(ученики описывают свои представления)

- Заполним таблицу СЛАЙД №16

[ученики заполняют таблицу]

- В этом стихотворении нет ничего случайного, все символично, имеет несколько уровней понимания. Фиолетовый цвет есть не только отсвет луны через окно на эмалевой стене, он имеет и символическое значение. Прослушаем сообщение о значении этого цвета.

Сообщение ученика: В различных культурах различным цветам приписывают символическое значение. Фэн-шуй - древнейшее искусство планирования собственной судьбы -определяет фиолетовый цвет как цвет праздника, тайны, интуиции и глубокого знания. Основная миссия фиолетового цвета - создание гармонии в окружающей среде. Он пробуждает энергию подсознания. Эти и другие мысли мы находим и в психологических исследованиях, например, психолога Готфрида Хаупта в труде «Цветовая символика в сакральном искусстве». Он писал: «Фиолетовый цвет представляет собой тайну». Фиолетовый - смешение холодного мужского синего цвета и страстного женского красного. А потому фиолетовый цвет - гармония противоречий.

- Вы убедились, что значение цвета в стихотворении символистов имеет важное значение, он создает настроение стихотворения. Не менее фантастической предстает и следующая картина:

Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…

Можно ли на уровне логики, разума объяснить эти природные явления? (Нет, это нелогично, фантастически нереально.)

- Не будем ломать голову. В.Я.Брюсов сам ответил на этот вопрос в интервью корреспонденту: «В стихотворении моей задачей было изобразить процесс творчества. Кто из художников не знает, что в эти моменты в душе его родятся самые фантастические картины… С целью внушить читателю то же настроение я могу прибегать к самым сильным, неестественным преувеличениям: в одно и то же время не может быть четыре зари, а между тем, если бы понадобилось, я бы, не задумываясь, сказал бы нечто подобное, например: «Словно на всех концах небосклона вспыхнуло разом четыре зари!». В творчестве фантазия художника, творца не имеет пределов, не укладывается в разумные рамки, не подчиняется логике.

Е) работа с образом «звуки». Чтение учителем стихотворения

- Ребята, как вы понимаете выражение «чертят звуки»? Разве можно звуки увидеть, начертить?

(Ученики отвечают.)

- Данное явление можно объяснить понятием «синестезия». Синестезия-феномен восприятия, состоящий в том, что впечатление, присущее одному органу чувств, сопровождается дополнительным ощущением, принадлежащим другим органам чувств. Например, можно упомянуть о таком явлении, как «цветной слух» СЛАЙД №17. Вам знакомо имя русского композитора Серебряного века А.Н.Скрябина? Он, опираясь на теорию синестезии, каждой музыкальной тональности определял по ассоциации цвета, он создал теорию «синтеза искусств». Ребята, как вы думаете, можно ли назвать процесс творчества, по В.Я.Брюсову, как явление синтетическое, объединяющее различные переходные моменты? Покажите, как поэт «приручает» звук, какие переходные моменты в изображении звука вы можете выделить?

(Сначала лирический герой видит звук («чертят звуки»), потом слышит их одновременно в тишине - «в звонко-звучной тишине», далее видит, осязает - «звуки реют полусонно, звуки ластятся ко мне».) СЛАЙД №18

- Как вы можете объяснить выражение - «в звонко-звучной тишине»? Какой художественный прием здесь использован В.Я.Брюсовым?

(Оксюморон. Сочетание взаимоисключающих понятий. Мы одновременно видим и слышим звуки.)

- Верно. Лирический герой стихотворения, творец, создавая произведение искусства, подключает различные органы чувств, часто сразу. Отсюда, переходные, пограничные моменты: мы можем одновременно увидеть и услышать звук. Заполним таблицу СЛАЙД №19

[ученики заполняют таблицу]

- Со звука, со слова начинается творчество для известной вам поэтессы Анны Ахматовой. Она посвятила целый сборник под названием «Тайны ремесла» стихам о творчестве. Послушайте отрывок из ее стихотворения «Творчество» и подумайте, с чего начинается творчество у В.Я.Брюсова и А.А.Ахматовой.

[учитель читает отрывок стихотворения А.А.Ахматовой «Творчество», ученики отвечают, учитель обобщает] СЛАЙД №20

Ж) Работа с образом «эмалевая стена»

- Ребята, мы проследили, как рождается звук, слово. Лирическая героиня Анны Ахматовой записывает навеянные ей слова в «белоснежную тетрадь». А куда «записывает» слова творец В.Я.Брюсова, какой образ в стихотворении ассоциируется с тетрадью?

(«Эмалевая стена»)

- Заполним строчку таблицы.

Значение образа в реальном мире

Образ

Символическое значение

Стена, покрашенная эмалью (белого цвета).

«эмалевая стена»

Тетрадь творца.

5. Беседа

- Ребята, какие этапы творческого процесса можно выделить по первым 4 четверостишиям, исходя из нашего анализа?

[ученики пытаются определить этапы, учитель обобщает] CЛАЙД №21

- Верно. Творец любого произведения искусства, находя в области подсознания тени разных образов, явлений, пытается подчинить их себе; поэт же «приручает» звуки, закрепляя их на письме. Из хаоса внутренних настроений создает нечто гармоничное, высокое.

6. Работа с текстом. Аналитическая беседа

- Ребята, давайте на звуковом уровне проследим этапы творчества, пользуясь знаниями об аллитерации, ассонансе.

Задание. Подчеркните звуки, которые повторяются, создают определенный звуковой фон стихотворения.

[ученики подчеркивают повторяющиеся звуки]

(В первом четверостишии повторяются звуки «н», «э», которые как бы вводят читателя в транс, гипнотизируют.) СЛАЙД №22

- Звук «з» - резкий, громкий, активный. Здесь начинается второй этап творчества, приручение звуков. На этом этапе они еще самостоятельны, не во власти творца. СЛАЙД № 23. Учтите, это все наши предположения, мы никогда не разгадаем тайну творчества. Мы лишь к ней прикасаемся.

- А когда звуки оказываются подчинены творцу? Какие звуки «говорят» нам об этом? Определите третий этап творчества.

(В последних двух четверостишиях повторяются сонорные «л», «н», «м», «р». Поэт «приручил» звуки, подчинил их себе.) СЛАЙД №24

- Третий этап - Переход звукового образа «звука» в «зрительный». СЛАЙД №25,26. Звуки уже «ластятся», они во власти поэта, творчество преодолевает очередной этап.

Ребята, а какова композиция стихотворения? Как построение стихотворения соотносится с этапами творчества?

(Композиция кольцевая. Стихотворение заканчивается тем же процессом, с которого начиналось. Процесс творчества не имеет предела, завершения. Более того, мы никогда не сможем однозначно определить его этапы.)

- Создание произведение искусства может происходить в доли секунды, а может длиться десятилетиями. На уроке мы только попытались уловить эти этапы, и это оказалось сложным.

7. Итог урока

- Итак, ребята, подведем итоги. Перед нами стояли 2 задачи:

  1. проанализировать стихотворение «Творчество», выделив основные этапы творческого процесса;
  2. выявить, как в стихотворении отразились основные принципы символизма.

Этапы мы попытались обозначить. В стихотворении мы видим, как сталкиваются два мира: реальный мир и мир иной, где уже есть то, что только будет поэтом создано. Миры переплетаются, и поэт уже видит все по-другому.

Сделайте вывод, как отразились основные принципы символизма в стихотворении.

[ученики делают вывод, используя материал слайда №6]

8. Домашнее задание

Письменный анализ-интерпретация стихотворения «Творчество» В.Я.Брюсова.