Цель урока: формирование толерантной коммуникативной позиции.
Содержание урока (базовые элементы).
Аналогия: библейский сюжет, картина Н.Н.Ге "Христос и Пилат", "евангельские" главы романа М.А.Булгакова (слайд, текст). Понятие "софизм". Коммуникативные позиции (ассоциативные метафорические карты PERSONA). Диалог. Проблемный узел: «Что есть истина?»
Концепция. Между диалогом «Пилат - Иешуа» (гл.2) и диалогом «Воланд — Левий Матвей» (гл29) можно провести параллель на уровне нравственного подтекста: логический «фокус» (софизм) Воланда о связи света и тени, провозглашающий постулат о необходимости и неизбежности Зла, содержательно дополняет «дуэль мировоззрений» сцены суда, где в роли преступника выступает философ-гуманист, а судья в белых одеждах является функционером догматической тирании. Таким образом, прослеживается призыв автора к осторожности при поиске «правых» и «виноватых», вынесении суждений о других людях вообще, так как, присвоив себе исключительное право на знание Истины, легко можно оказаться на стороне Зла.
Проиллюстрировать указанную «параллель» можно, используя репродукцию картины Н.Н.Ге «Христос и Пилат» («Что есть истина?»), 1890.
Ход урока
1. Эмоциональное погружение в проблемное поле урока. Формирование мотивации к исследовательской деятельности <Приложение 1>.
Задачи:
- создание сюжетного поля урока
- мотивация к диалогу
- актуализация процесса личностного позиционирования
Приём: РАБОТА С МЕТАФОРОЙ, РОЛЕВАЯ ИГРА
Содержание этапа:
- демонстрация проективного материала (используется набор ассоциативных метафорических карт «PERSONA», издательство «OH-Verlag»: условные портретные изображения людей разного возраста, расовой и национальной принадлежности);
- фиксация индивидуальных коммуникативных позиций: проекция привычного сценария реагирования («диалог с воображаемым партнёром»), актуализация соответствующих Я-состояний.
2. Постановка проблемы урока. Целеполагание. Первичный отбор текстового материала.<Приложение 2>
Задачи:
- осознание проблемного поля урока
- актуализация текстового материала
Приёмы: ВИЗУАЛИЗАЦИЯ, ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Содержание этапа:
- демонстрация слайда (формулировка темы урока с указанием объекта и предмета исследования);
- знакомство с понятием «софизм», раскрытие содержания понятия на примере текстового фрагмента (анализ диалога «Воланд — Левий Матвей», глава 29)
- актуализация текстового материала: определение уровня активности мотивов «свет» и «тьма» в различных фрагментах, работа с цитатами (акцент на «ершалаимских» главах романа — гл.2,16,25,26);
- фиксация границ проблемного поля урока (аналогия: библейский сюжет, картина Н.Н.Ге "Христос и Пилат" (слайд), "евангельские" главы романа М.А.Булгакова);
- постановка цели урока (определение скрытого нравственного содержания «параллельных» диалогов).
3. Основной этап. Погружение в нравственно-этическое поле романа. Интерпретация материала. <Приложение 1>,<Приложение 2>
Задачи:
- актуализация навыков анализа текста, приёмы «обобщение» и «классификация» (аналогия: библейский сюжет, картина Н.Н.Ге "Христос и Пилат" (слайд), "евангельские" главы романа М.А.Булгакова;
- коррекция коммуникативной позиции (формирование толерантности);
- выбор нового поведенческого сценария (рефрейминг);
Приёмы: РОЛЕВАЯ ИГРА, ГРУППОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ.
Содержание этапа:
- визуализация контекстного содержания семантических полей «свет» (гуманизм, толерантность и т.п.) и «тьма» (невежество, агрессия ипр.) , фиксация материала на доске;
- ролевая игра «Диалог с воображаемым партнёром»: создание ситуации нравственного выбора, актуализация проблемы толерантности (используется набор ассоциативных метафорических карт «PERSONA», издательство «OH-Verlag»);
- групповая рефлексия.
4. Рефлексия.Домашнее задание.
Задачи:
- содействие личностному самоопределению учащихся.
Приёмы: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Содержание этапа:
- эссе