Конспект урока литературы по теме "Свет и Тьма в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»"

Разделы: Литература


Цель урока: формирование толерантной коммуникативной позиции.

Содержание урока (базовые элементы).

Аналогия: библейский сюжет, картина Н.Н.Ге "Христос и Пилат", "евангельские" главы романа М.А.Булгакова (слайд, текст). Понятие "софизм". Коммуникативные позиции (ассоциативные метафорические карты PERSONA). Диалог. Проблемный узел: «Что есть истина?»

Концепция. Между диалогом «Пилат - Иешуа» (гл.2) и диалогом «Воланд — Левий Матвей» (гл29) можно провести параллель на уровне нравственного подтекста: логический «фокус» (софизм) Воланда о связи света и тени, провозглашающий постулат о необходимости и неизбежности Зла, содержательно дополняет «дуэль мировоззрений» сцены суда, где в роли преступника выступает философ-гуманист, а судья в белых одеждах является функционером догматической тирании. Таким образом, прослеживается призыв автора к осторожности при поиске «правых» и «виноватых», вынесении суждений о других людях вообще, так как, присвоив себе исключительное право на знание Истины, легко можно оказаться на стороне Зла.

Проиллюстрировать указанную «параллель» можно, используя репродукцию картины Н.Н.Ге «Христос и Пилат» («Что есть истина?»), 1890.

Ход урока

1. Эмоциональное погружение в проблемное поле урока. Формирование мотивации к исследовательской деятельности <Приложение 1>.

Задачи:

  • создание сюжетного поля урока
  • мотивация к диалогу
  • актуализация процесса личностного позиционирования

Приём: РАБОТА С МЕТАФОРОЙ, РОЛЕВАЯ ИГРА

Содержание этапа:

  • демонстрация проективного материала (используется набор ассоциативных метафорических карт «PERSONA», издательство «OH-Verlag»: условные портретные изображения людей разного возраста, расовой и национальной принадлежности);
  • фиксация индивидуальных коммуникативных позиций: проекция привычного сценария реагирования («диалог с воображаемым партнёром»), актуализация соответствующих Я-состояний.

2. Постановка проблемы урока. Целеполагание. Первичный отбор текстового материала.<Приложение 2>

Задачи:

  • осознание проблемного поля урока
  • актуализация текстового материала

Приёмы: ВИЗУАЛИЗАЦИЯ, ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Содержание этапа:

  • демонстрация слайда (формулировка темы урока с указанием объекта и предмета исследования);
  • знакомство с понятием «софизм», раскрытие содержания понятия на примере текстового фрагмента (анализ диалога «Воланд — Левий Матвей», глава 29)
  • актуализация текстового материала: определение уровня активности мотивов «свет» и «тьма» в различных фрагментах, работа с цитатами (акцент на «ершалаимских» главах романа — гл.2,16,25,26);
  • фиксация границ проблемного поля урока (аналогия: библейский сюжет, картина Н.Н.Ге "Христос и Пилат" (слайд), "евангельские" главы романа М.А.Булгакова);
  • постановка цели урока (определение скрытого нравственного содержания «параллельных» диалогов).

3. Основной этап. Погружение в нравственно-этическое поле романа. Интерпретация материала. <Приложение 1>,<Приложение 2>

Задачи:

  • актуализация навыков анализа текста, приёмы «обобщение» и «классификация» (аналогия: библейский сюжет, картина Н.Н.Ге "Христос и Пилат" (слайд), "евангельские" главы романа М.А.Булгакова;
  • коррекция коммуникативной позиции (формирование толерантности);
  • выбор нового поведенческого сценария (рефрейминг);

Приёмы: РОЛЕВАЯ ИГРА, ГРУППОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ.

Содержание этапа:

  • визуализация контекстного содержания семантических полей «свет» (гуманизм, толерантность и т.п.) и «тьма» (невежество, агрессия ипр.) , фиксация материала на доске;
  • ролевая игра «Диалог с воображаемым партнёром»: создание ситуации нравственного выбора, актуализация проблемы толерантности (используется набор ассоциативных метафорических карт «PERSONA», издательство «OH-Verlag»);
  • групповая рефлексия.

4. Рефлексия.Домашнее задание.

Задачи:

  • содействие личностному самоопределению учащихся.

Приёмы: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Содержание этапа:

  • эссе