Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС «Поиск подлинного места в жизни» (на примере анализа II тома романа Л.Н.Толстого «Война и мир»). 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10

Ключевые слова: ФГОС, «Война и мир», Л.Н.Толстой, смысл жизни, Андрей Болконский, Пьер Безухов, сходство, роман


Тип урока:. урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Форма урока: урок смешанного типа.

Методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Модель обучения: базовая (10 класс – 3 часа литературы в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основе Программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательной школы / Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 200 с., в соответствии с требованиями ФГОС общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.

УМК: учебник «Литература. 10 класс». Авторы: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, Москва «Русское слово - учебник», 2012 г.

Цель урока: формировать читательскую компетенцию через тренинг в определении проблемы, идеи, находящих отражение в поисках смысла жизни героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Задачи урока:

Образовательные:

  • обучение элементам анализа романа;
  • обучение нахождению художественных деталей, средств художественной выразительности;
  • выявить авторскую позицию по поставленной теме. 

Развивающие:

  • развитие логики;
  • развитие умения анализировать прочитанное;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • развитие речи;
  • развитие читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать тему и цель урока;
  • развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

  • воспитание милосердия, доброты, умения сострадать;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

  • Предметные: воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые монологические высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного.
  • Метапредметные: ученик научится соотносить содержание литературного произведения с определенной исторической эпохой, с различными художественными ценностями культуры: произведениями изобразительного искусства, музыкальными произведениями.
  • Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;
  • использование ЭОР;
  • рабочий лист.

Структура урока:

  1. Самоопределение деятельности.
  2. Постановка учебной проблемы.
  3. Актуализация опорных знаний.
  4. Открытие новых знаний и первичное закрепление.
  5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Закрепление изученного материала.
  6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Технологическая карта конструирования урока

Список использованной литературы

  1. Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / авт.-сост. Г.С. Меркин. – 10 изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 300 с.
  2. Уроки литературы. 6 класс: методическое пособие. – Ф.Е. Соловьева. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 317 с.

Используемые Интернет-ресурсы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/