Литература
-
Урок по повести А.Платонова "Юшка" 2011
Урок помогает постичь художественный мир писателя, развивать навыки анализа произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся, помогает воспитывать высокие нравственные качества, интерес к произведениям А.Платонова.
-
Урок по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" 2008
Как учитель литературы я вижу одну из своих задач в том, чтобы помочь ребятам осмыслить русскую классику, которая призывает вслед за Библией помогать страждущему, учит, что единственно верный путь изменения дурных общественных отношений — нравственное самосовершенствование, что всякое изменение общества через насилие губительно, что духовное смирение и служение людям — это идеальный образ нашей жизни, проповедуемый Евангелием. Приобщение детей к Библии начинается в начальной школе, а это значит, что у нас есть прекрасная возможность дать им глубокие знания евангельских сюжетов в литературе и искусстве и обогатить духовный мир постижением величайшей книги человечества.
-
Урок по повести В.Быкова "Дожить до рассвета" 2013
Урок по повести В.Быкова «Дожить до рассвета» может быть проведен накануне Дня Победы в 7‒8-х классах по любой из действующих программ. Цель: воспитание у учащихся чувства гордости за тех безымянных героев, павших в безвестных боях, честно выполнивших свой долг перед родиной.
-
Урок по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» 2012
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; развивать критическое мышление, воображение учащихся; обучить учащихся умению анализировать эпическое произведение; воспитывать нравственность и чувство уважения к классической литературе; уважение к пожилым людям.
-
Урок по повести В.Кондратьева "Сашка" в 11-м классе "Я вам жизнь завещаю" 2012
Материал урока по повести В.Кондратьева «Сашка» знакомит одиннадцатиклассников с писателем; позволяет поразмышлять не только о герое, об авторе, но и о себе; даёт представление о необычном подходе писателя к изображению войны; готовит к раскрытию проблем, связанных с войной на примере повести Кондратьева на выпускном экзамене. В повести показано, какую тяжесть нес на своих плечах рядовой русский солдат. Об этом материал данного урока: о страшной войне и сохраненной человечности.
-
Урок по повести дальневосточного писателя И. Ботвинника «Парни ехали на войну». Прием антитезы в повести 2015
Автор, используя прием антитезы, сопоставляя, сталкивая такие понятия, как мир и война, жизнь – смерть, любовь – ненависть, свобода – плен, помогает читателю понять, что война – это зло, несущее гибель всему живому. Противостоит злу воин-освободитель, сильный духом, любящий жизнь, жертвующий своей во имя других.
-
Урок по повести К.Г. Черного "Несколько дней жаркого лета" 2010
Урок по региональному компоненту знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателя К.Г. Черного и одним из его выдающихся произведений - повестью "Несколько дней жаркого лета", в котором раскрываются нравственные качества героев.
-
Урок по повести М.Ю. Лермонтова "Тамань" 2012
Цель урока: анализировать эпизоды прозы; прививать любовь к русской классике.
-
Урок по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством". Своеобразие художественного мира повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2009
В практику школьного обучения уже прочно вошла игра. Использование ролевой игры способствует развитию общеучебных и частнопредметных умений и навыков, особенно умений и навыков речемыслительной деятельности. Другая же задача игры - создание благоприятной атмосферы на уроке. Конспект урока отражает, как можно совместить нетрадиционные и традиционные методы.
-
Урок по повести Н.В. Гоголя "Шинель" 2014
На уроке привлекается внимание к нравственным проблемам произведения. Учитель делает акцент на эмоциональном воздействии повести, развивает творческое воображение, использует иллюстрированный материал. Учащиеся учатся истолковывать смысл звучащей фразы, анализировать характер персонажа, авторское отношение к герою, знакомятся с художественными особенностями создания характеров, что приводит к осмыслению произведения в целом.
-
Урок по повести Н.В. Гоголя "Шинель". 9-й класс 2008
Целью урока по повести Гоголя "Шинель" является прежде всего желание разбудить в современном школьнике сочувствие. Попытаемся понять, как через повесть "Шинель" писатель искал путь к душе. В конце урока хотелось бы определить, как мостил Гоголь путь к живой душе, до кого он пытался достучаться. Система уничтожает в человеке естественное, человеческое. В человеке убит человек. Вернуть нас к себе хотел писатель Гоголь. Пожалеть страждущего и беззащитного, остановить руку или несправедливое слово, обращённое к тому, кто сам не может противостоять чиновному хамству и жестокости сильных мира сего, просит нас писатель. В этом сила и мудрость русской литературы. Продолжая пушкинские традиции, Н.В.Гоголь "милость к падшим призывал". Чтобы понять русскую литературу, нужно помнить писательское признание Ф.М.Достоевского: "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя..."
-
Урок по повести Н.Г. Гарина-Михайловского "Детство Темы" 2008
Урок по повести Гарина-Михайловского является уроком внеклассного чтения в 6-м классе. Главной целью является знакомство с творчеством писателя, его незаурядным героем, развитие речи учащихся. Мир детских переживаний Тёмы близок детям данного возраста. На уроке использована игровая методика, а также групповая форма работы.
-
Урок по повести Н.С. Лескова "Левша" 2010
Урок позволяет расширить знания о жизни и творчестве писателя, сопоставить события истории и литературы, формирует навык анализа художественного текста и развивает умение характеризовать героев литературного произведения.
-
Урок по повести Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом" 2012
На уроке учитель показывает учащимся, как в повести Павла Санаева решается проблема детства.
-
Урок по повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи" 2014
Учащиеся знакомятся с творчеством писателя; рассматривают жанровое своеобразие и композиционные особенности повести; изучают тему Петербурга в творчестве Ф.М.Достоевского; знакомятся с еще одним вариантом интерпретации повести; отмечают, как тема «маленького человека» раскрывается в творчестве писателей первой половины XIX века.
-
Урок по повести Федора Абрамова "Деревянные кони" 2010
На уроке учащиеся развивают умение анализировать художественный образ; узнают авторскую позицию в вопросе о смысле жизни человека на земле.
-
Урок по поэме А.Т. Твардовского "По праву памяти" 2014
Произведения, пришедшие в 80-е годы, многое открывают в нашем понимании истории. Глубокий анализ поэмы А.Т. Твардовского «По праву памяти» помогает учителю решить не только обучающие задачи, но и воспитательные. Лирический герой поэмы, за которым встает образ автора, учит милосердию, высокой нравственности, гражданственности.
-
Урок по предмету "Литература", "Памяти Расула Гамзатова" 2003
Встреча, посвященная аварскому поэту Расулу Гамзатову.
-
Урок по произведению В.Г. Короленко "Парадокс" 2011
Урок-анализ рассчитан на 2 часа. Каждый учитель сам определяет объем материала на 1-й урок в зависимости от класса. Все виды деятельности направлены на осмысление текста, восприятие; на развитие самостоятельной деятельности обучающихся. Заранее заданные на дом вопросы позволяют привлечь родителей к обсуждению задания. Текст очерка даёт возможность ребёнку пофилософствовать.
-
Урок по произведению И.С. Тургенева "Бирюк", 8 класс 2005
Приобщение детей к литературе должно происходить на основе обучения внимательному отношению к слову. Основной приём – это медленное, вдумчивое чтение текста, постановка проблемных вопросов, которые бы открывали тайну художественной детали, её глубокий смысл. В центре внимания читателя при анализе художественного произведения всегда будет образ и способы его создания (портрет, пейзаж, интерьер, речь, поступки). Уровень интеллектуального развития ученика определяется, главным образом, степенью сформированности таких умений, как сравнивать явления, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выделять логически законченные части в прочитанном. Овладение знаниями в значительной мере связано с умением пользоваться различными источниками: дополнительной литературой, словарями и справочниками по литературе.
-
Урок по произведению Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" 2023
Рассказ «Кавказский пленник» был написан Л.Н.Толстым в 70-е годы XIX века. Толстой занимался тогда составлением Азбуки для детей. В эту Азбуку он решил включить рассказы, которые частью переводил и пересказывал, а частью сочинял сам… Многие из детских рассказов Толстого оказались одинаково интересны и для детей, и для взрослых. «Кавказский пленник» принадлежит к числу именно таких рассказов.
-
Урок по профильному курсу "Технология перевода публицистических статей" по теме "Роль заголовков газетно-публицистического текста" 2010
Задачей данного урока «Разновидности заголовков газетно-публицистического текста» является рассмотрение основных проблем, с которыми сталкивается учащийся при чтении публицистики, и способах облегчения восприятия и перекодировки материала. Учащиеся знакомятся с понятием «формального плана» текста, который играет особенную роль, и графическими средствами выделения.
-
Урок по развитию речи в 5-м классе. Музыкальное сочинение по сказке Гофмана "Щелкунчик" на музыку П.Чайковского 2009
Театральный урок по сказке Э.Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король". На уроке звучала музыка П.Чайковского к балету "Щелкунчик". Возникла идея написать музыкальное сочинение, в котором ребята попытались ответить на вопросы: В каких сценах художественное слово соединилось с музыкой, гармонично совпадало с ней? Какие музыкальные темы появились?
-
Урок по рассказу А.Вампилова "Солнце в аистовом гнезде" с технологией критического мышления 2014
Цель: познакомить учащихся с разными приемами осмысления текста и переработки информации, обучающего письма, рефлексии; обучить способам добычи знаний; создать условия для личностного роста учащихся в школе, коллективе.
-
Урок по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор". Тема: "Милосердие и сострадание в рассказе". 6-й класс 2014
Урок-беседа знакомит с жанром «святочного рассказа», темой, идеей, героями произведения А.И. Куприна «Чудесный доктор». Определяется композиция рассказа, основные проблемы, нравственные качества героев: милосердие, сострадание или равнодушие, сопоставляются характеры и поступки героев произведения и молодежи.
-
Урок по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор" 2011
Цели урока: познакомить учащихся с историей написания рассказа; в ходе аналитической беседы помочь понять и оценить поведение главных героев, разобраться в философском смысле рассказа; развивать умение учащихся высказывать своё мнение и аргументировать его; проверить знание содержания произведения.
-
Урок по рассказу А.И. Солженицына "Правая кисть" 2011
Цель урока: пробудить интерес к личности, творчеству и мировоззрению А.И. Солженицына; осмыслить авторскую позицию по отношению к насилию, лжи, «мертвым» идеям и схемам.
-
Урок по рассказу А.П. Платонова "Юшка" 2013
Предложенный урок является обобщающим по творчеству А.П. Платонова. Сначала ученики вспоминают факты из жизни писателя и основные его произведения. Словарная работа позволяет ученикам выделить основные понятия, которые помогут понять содержание рассказа, и служит переходом к его обсуждению. На основе обсуждения ученикам предлагается вывести свою формулу счастья. Проверить их знания по рассказу помогает викторина.
-
Урок по рассказу А.П. Чехова "Смерть чиновника" 2008
На представленном уроке продолжается работа по творчеству А.П. Чехова.
-
Урок по рассказу А.С. Грина "Зеленая лампа". 8-й класс 2011
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; остановившись на анализе и изучении рассказа "Зелёная лампа", рассмотреть систему образов, подчеркнуть особенности рассказа в композиционном плане и определить тему и идею рассказа "Зелёная лампа"; развивать умение анализировать художественное произведение: давать характеристику героям, сопоставлять факты и делать самостоятельно выводы.