Литература
-
Урок по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" "Разрешение крови по совести" 2011
В работе представлен сценарий урока по роману Ф.М. Достоевского, который содержит типы заданий и учебных ситуаций, организующих поисковую деятельность учащихся, направленную на формирование культуры восприятия художественного текста.
-
Урок по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в 10-м классе. Свидригайлов и Раскольников 2008
Проведение этого урока позволит школьникам более глубоко и полно понять основные проблемы романа, наиболее точно рассмотреть теорию Родиона Раскольникова. Целесообразно посвятить весь урок идейно-художественной функции образа Свидригайлова в романе, так как этот характер очень сложен и противоречив, принципиально важен в системе образов.
-
Урок по роману-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон" в методике критического мышления: "Душа стенить…" 2005
Любой мыслительный процесс начинается только тогда, когда возникает проблемная ситуация, когда мысль сталкивается с противоречием, когда появляется что-то, что расходится с имеющимся в наличном опыте знании. Там, где приходится находить пути решения возникающих проблем, а не только повторять чужие слова, пусть даже самые правильные, там рождается умение мыслить. В этом суть методики критического мышления. Урок "Душа стенить..." по роману-эпопее "Тихий Дон" М.А.Шолохова разработан в методике КМ и заставляет не только ещё раз пережить с героями произведения их чувства, но и искать ответы на животрепещущие вопросы. 200098. Урок "Душа стенить..." по роману - - эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон" - в методике критического мышления.
-
Урок по русской литературе "Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой" 2009
Урок, посвященный жизни и творчеству Цветаевой, проведен в нетрадиционной форме – урок открытых мыслей. Весь материал представляют студенты, выступая в роли биографов, критиков, декламаторов. Данный урок построен по технологии творческого развития, автором которой является А.З. Рахимов. Урок имеет поликультурную направленность: читаем стихотворения М.И. Цветаевой не только на русском языке, но и в переводе на марийский язык.
-
Урок по русской литературе "Тропинка к Есенину" (с применением элементов технологии. Технология развития критического мышления через чтение и письмо) 2006
В этом году страна отмечала 110-летие со дня рождения Сергея Есенина. После просмотра художественного фильма "Есенин" у ребят появились негативные мысли. Мы, взрослые, знаем, почему Сергей Есенин стал именно таким поэтом, поэтом умного и обнаженного сердца, поэтом большой нравственной чистоты и душевных срывов. Главная задача проведенного урока – привести учащихся к осмысленному восприятию личности поэта, движений его смятенной души через философские рассуждения учащихся. На уроке использовались элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
-
Урок по русской литературе в 8-м классе. Нравственные уроки рассказа А.С.Грина «Зеленая лампа» 2021
Цели урока: познакомить учащихся с рассказом А.Грина «Зеленая лампа» с помощью приёма «чтение с остановками»; стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся с помощью приемов: составление рассказа с помощью ключевых слов, «сводная таблица»; способствовать развитию личных достижений учащихся через творческую активность.
-
Урок по русской литературе на тему: "Маленький человек" в мире абсурда (по повести Н.В. Гоголя "Шинель") 2006
Главный принцип работы с ОСК на уроках литературы – ориентир на учебный целостный анализ текста по определённому алгоритму действий. Собственный практический опыт работы по внедрению технологии ОСК убеждает меня в том, что более эффективно не расшифровывать готовые "формулы", а в процессе анализа создавать их, основываясь на главный принцип работы с ОСК – определение концепции (основной точки зрения автора на явления жизни, определение ведущего замысла). Задача учителя – помочь ученикам "видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей для решения творческих задач".
-
Урок по русской литературе по теме "Место человека в жизни" (По рассказу А.Платонова "Песчаная учительница") 2009
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся целостного видения проблем рассказа "Песчаная учительница".
-
Урок по сказкам М.Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть" и Л.Петрушевской "За стеной" 2010
Данный урок позволяет выявить степень актуальности понятия "совесть" в современном обществе и отражение этой проблемы в литературе второй половины XIX – конца XX века. Анализ предложенных произведений заставит учащихся задуматься над жизненными целями, которые определяют поведение героев, формируют ответственное отношение к тем, кого любишь.
-
Урок по сказке Р. Киплинга "Художественный мир сказки «Кошка, гулявшая сама по себе»". Методический анализ урока. 5-й класс 2009
На примере проведения урока по сказке Р. Киплинга продемонстрирована работа с текстом произведения.
-
Урок по сказочной повести А. Де Сент-Экзюпери "Маленький принц" по теме "Зорко бывает одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь" 2007
Урок литературы по произведению А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц» рассчитан на учеников 5–8-х классов. Кроме аналитической беседы и работы с текстом на уроке используются элементы театрализации, работа с макетами планет, изготовленных учениками (защита мини-проекта), музыкальное оформление. Цели урока: познакомить ребят с философской сказкой А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц», развивать творческие способности, речь учащихся, формировать навык работы над словесным портретом героя.
-
Урок по современной литературе в 11-м классе. Рассказ Бориса Екимова "Фетисыч" 2010
Ведущей темой писателя Бориса Екимова стала тема современной деревни. Писать начал с 1965 года (рассказ "Товарищи красноармейцы"). Б.Екимова интересует народная жизнь, сильные характеры. По словам В.Астафьева, проза писателя "серьезная, вдумчивая", герои екимовских рассказов нравственно стойкие, цельные люди. Что же такого в рассказах Екимова, что заставляет их читать и перечитывать, сопереживать героям, задумываться самых разных читателей?
-
Урок по спецкурсу "Развитие психосоциальной компетенции учащихся на основе интеграции литературы и психологии" "Герменевтика заголовка, или Как научиться принимать решение" (по рассказу Л.Петрушевской "Подснежник") (6-й класс) 2010
Анализ рассказа Л.Петрушевской «Подснежник» и психологические тренинги, представленные в памятке, призваны помочь шестиклассникам развить психосоциальные компетенции, в частности умения не поддаваться дурному влиянию и умения принимать решения в непредсказуемых ситуациях.
-
Урок по татарской литературе 2009
Мухаммадьяр жил накануне падения ханства. В своих произведениях он выступил как патриот, который глубоко переживал надвинувшуюся на страну опасность, как гуманист. Мухаммадьяр сочувствовал трудной доле простых людей, предназначая «доброе слово обездоленным», провозглашал равенство всех независимо от их имущественного и сословного положения. Он считал, что общество должно быть устроено на началах справедливости, которая «всех молитв важнее».
-
Урок по творческой биографии и лирике Б.Л. Пастернака. Тема: «Концепция мира и человека в лирике Б.Л. Пастернака» 2014
Статья знакомит учащихся с основными событиями жизни поэта, повлиявшими на его мировоззрение и особенности творчества; комментируя и анализируя звучащие на уроке стихотворения, обращается внимание учащихся на своеобразие лирики Б.Пастернака, на его концепцию мира и человека в поэзии.
-
Урок по творчеству А.Грина «Гриновские чтения "Крылатые мечты"» 2013
Гриновские чтения знакомят школьников с личностью А.Грина и его произведениями, расширяют кругозор, развивают творческие способности, навыки слушания и выразительного чтения. На уроке используются различные средства работы с учащимися: агитбригада, чтение наизусть, представление произведений, инсценирование эпизодов, викторина.
-
Урок по творчеству А.С. Пушкина 2011
Урок-ринг по творчеству А.С. Пушкина в 6-м классе ставит целью углубление и расширение знаний учащихся по творчеству А.С. Пушкина, повышение интереса к личности поэта, воспитание любви и уважения к творчеству. Урок проведен в нетрадиционной форме с применением компьютерной технологии.
-
Урок по творчеству А.С. Пушкина "Друзья мои, прекрасен наш союз" 2014
Сценарий литературной гостиной посвящен лицейским годам А.С. Пушкина.
-
Урок по творчеству В.Токаревой "Возрождение потерянной души в рассказе "Я есть"" 2013
Урок знакомит учащихся с творчеством Виктории Токаревой, формирует навыки анализа прозаического произведения, воспитывает чувства сострадания, сопереживания, доброго, чуткого отношения к близким.
-
Урок по творчеству М.И. Цветаевой 2011
Урок знакомит выпускников с жизнью и творчеством поэтессы. Оказывает сильное эмоциональное воздействие на школьников, с целью пробудить у них интерес к личности автора и его произведениям. Помогает развивать навыки монологической речи и выразительного чтения, умения выступать перед аудиторией.
-
Урок по творчеству М.Ю. Лермонтова "Так жизнь скучна, когда боренья нет…" 2008
Урок по творчеству М.Ю.Лермонтова знакомит с основными мотивами лирики поэта. Учащиеся включены в активную деятельность по анализу, осмыслению произведений М.Ю.Лермонтова. Рабочая карта позволяет учителю «видеть» процесс работы, а индивидуальные задания максимально дифференцируют процесс обучения. Вместе с тем они позволяют ребенку попробовать свои силы в постижении художественного мира произведения.
-
Урок по творчеству Н.В. Гоголя "Что значит быть живыми душами?" 2012
Урок систематизации, обобщения знаний и умений развивает собственное «прочтение» произведений Н.В. Гоголя. Цель урока – самостоятельный анализ текста, формирование навыков работы с произведением для представления взаимосвязи литературы с будущей профессией.
-
Урок по творчеству О.Мандельштама "Улица Мандельштама" (судьба и творчество поэта) 2010
Материал урока знакомит учащихся с драматической судьбой поэта, со сложным периодом жизни поэта в Воронеже; помогает проанализировать стихи разных периодов его творчества. Рассказывает о последних годах жизни и гибели Мандельштама.
-
Урок по творчеству С.А. Есенина 2012
В ходе урока учащиеся расширяют представления о личности С.Есенина, истоках его творчества; стараются понять внутреннюю логику творческого пути поэта и тех противоречий, которые определили драматизм есенинской лирики. Учитель готовит школьников к восприятию мировоззрения Есенина.
-
Урок по творчеству С.Есенина на тему "Жизнь, творчество, личность С.А. Есенина. Лирика" 2013
Данный урок является стимулом интереса к учебе, приобщение учащихся к лирике С.А. Есенина и биографическим материалам о нём. Урок строится как урок-размышление учителя и учащихся с использованием карточек-заданий с припоминанием сведений из русского языка. Учащиеся, обратившись к дополнительной литературе, зачитывают суждения критиков, новые факты биографии С.А. Есенина.
-
Урок по творчеству С.Есенина на тему: "Звериных стихов моих грусть…". 8-й класс 2006
Среди произведений, выражающих есенинскую концепцию природы и человека, одно из самых видных мест занимают стихотворные новеллы о животных. Цель урока - показать животный мир в стихах С.Есенина как часть живой природы, одушевлённой, разумной, развивать навыки анализа лирического произведения.
-
Урок по творчеству хакасского поэта Анатолия Кыштымова 2021
Цель урока: знакомство с творчеством поэта; формирование навыков познавательной и поисковой деятельности, коммуникативных навыков; формирование навыков анализа стихотворения; развитие речи, мышления, воображения учащихся; создание условий для творческого самовыражения учащихся.
-
Урок по тексту русской народной сказки "Сказка – ложь, да в ней намек". 6-й класс 2011
Урок проводится по тексту русской народной сказки "По щучьему велению", является связующим звеном в восприятии фольклорной и авторской сказки. Используется методика "Развитие критического мышления через чтение и письмо", для этого необходимо время не менее 90 минут с учетом прочтения текста непосредственно на занятии.
-
Урок по теме ""Ревизор" – бессмертное произведение Н.В. Гоголя" 2013
Задача учителя литературы – воспитать серьезных, вдумчивых читателей. Ученики знакомятся с миром Гоголя в младших классах. В 8-м классе необходимо открыть школьникам живую стихию гоголевского смеха, обнаружить, что каждая фраза писателя, по точному выражению А.Н. Островского, "уже есть комедия", и она требует пристального анализа стиля Гоголя.
-
Урок по теме "А.Блок и М.Врубель. Тема "демона"". 11-й класс 2012
Цели урока: познакомить учащихся с творчеством художника Серебряного века М.А.Врубеля; углубить понятие об образе-символе в искусстве символизма; совершенствовать навык сопоставительного анализа, коммуникативные умения учащихся.