Урок по литературному чтению в начальной школе "Русские писатели"

Разделы: Литература, Начальная школа


Оборудование:

  • выставка книг;
  • портреты А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого;
  • карточки (басни, стихи, рассказы, сказки и др.), иллюстрации;
  • оформленный уголок для литературной гостиной (домик няни Пушкина);
  • материал для сообщений учащихся;
  • черный ящик, иллюстрации, вопросы и др. материалы для викторины;
  • подборка стихов;

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели. Полностью оформленная доска.

3. Вступительное слово учителя:

На уроках литературного чтения во втором классе мы изучаем много произведений. Некоторые из них веселые, некоторые грустные, некоторые очень поучительные. Мы учим наизусть, читаем по ролям, пересказываем, и, конечно, знакомимся с их авторами. Сегодня на уроке мы еще раз поговорим о некоторых русских писателях и о произведениях, которые они написали.

3.1. А теперь продолжите мое стихотворение:

И на вопрос "Кто ваш поэт?"
В строенье ль каменном, в избушке,
Один у русского ответ -
Он, улыбнувшись, скажет:
"Пушкин".

А.С. Пушкин! Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Может быть, в колыбели, когда слушали пение бабушки? Или лёжа в кроватке, слушая дивные сказки мамы?

3.2. Перед изучением произведений мы всегда говорим об авторе, узнаем его биографию. Вспомнить биографию А.С. Пушкина поможет мне К.К.(выступление ученика класса)

Выступление ученика № 1.

А.С. Пушкин(1799-1837). Родился в Москве, где прошло все его детство. Родился в семье, где не было особенной любви и теплоты. У него была сестра Ольга и брат Левушка, любимец семьи. Пушкин очень много времени проводил с бабушкой и с няней Яковлевой Ариной Родионовной. Нелюбимый ребенок в семье, он воспитывался французскими гувернерами-учителями, рано научился читать, много времени проводил в богатой библиотеке своего отца. В раннем детстве начал писать стихи. В 12 лет мальчика отдали учиться в лицей в Царском селе. Учился он очень неровно, любил литературу и русский, и терпеть не мог математику, всю тетрадь изрисовывал карикатурами одноклассников и исписывал набросками стихов. Уже в годы учебы и товарищам и учителям было ясно, что призвание Пушкина- литература. Все мы знаем стихи Пушкина, его прекрасные сказки.

3.3.Учитель: Для того, чтобы почувствовать атмосферу того времени, когда жил и писал А. С. Пушкин, мы покажем вам композицию, подготовленную ребятами нашего класса.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ

Ученица №2 (в костюме няни): Одним из самых любимых людей в жизни Пушкина была его няня, Яковлева Арина Родионовна, неграмотная простая деревенская женщина. Именно ее песни и сказки отразятся в будущих произведениях писателя (садится за стол, берет клубок и спицы и вяжет).

Ученик №3 (чтение стихотворения с места)

Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Ученик №4 (чтение стихотворения у доски)

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...

Ученик №2. Да, няня была близким и дорогим человеком для Пушкина, сильно его любила и повлияла на его творчество. Памятники Арине Родионовне стоят во многих городах России.

А вот насколько хорошо вы знаете сказки А.С.Пушкина, сейчас проверит С. К. (ученица класса), которая подготовила для вас викторину и сама ее проведет. Выступление ученика №5 .

Но не только стихи и сказки писал А.С. Пушкин, а еще и поэмы. Небольшой отрывок подготовил сегодня для нас Я.А. Выступление ученика №6.

У лукоморья дуб зелёный
Из поэмы "Руслан и Людмила"
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;

3.4. Жизнь А.С. Пушкина оказалась короткой, ее прервала трагическая гибель.

Выступление ученика №1 (окончание). В феврале Пушкин венчается в Москве с Натальей Николаевной Гончаровой, которую он очень любил. Весной они переселяются в Петербург. На дуэли с французом Дантесом, жестоко оскорбившем поэта и его жену, Пушкин был тяжело ранен. Говорят, что сегодняшняя медицина не дала бы поэту умереть, но тогда рана оказалась смертельной. 10 февраля 1837 года жизнь великого поэта оборвалась.

Пушкин входит в жизнь каждого человека с детских лет. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта. Ещё при жизни его называли "незаходящим солнцем русской поэзии".

Прошло более 170 лет с тех пор как погиб поэт, а наша любовь к нему не ослабевает, стихи его становятся нам всё ближе.

4. Мы продолжаем говорить о русских писателях и вспомним И.А. Крылова.

4.1. Начнет Н.М, которая подготовила биографию. Выступление ученика №6.

4.2. Крылов писал басни, а это особые произведения.

 

Фронтальная беседа:

- Кто является героями басен?

- Как автор их описывает? Какими качествами наделяет?

- Какая самая главная особенность басен? Что в ней обязательно присутствует? Что такое мораль?

4.3. И одну басню сегодня приготовил для вас В.Т.

Выступление ученика №7.

10.jpg (43698 bytes)

И.А. Крылов

Мартышка и очки

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу пропасть! - говорит она,- и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,- цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

4.4.Басен И.А. Крылов написал много. А вот насколько хорошо вы их знаете, я проверю после того, как вы выполните задание на карточке. Соедините отрывок из басни с ее названием.

Индивидуальная работа детей с карточками-заданиями.

Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды:
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.

Совместное обсуждение полученных результатов.

4.5. Выступление ученика №6 (завершение). И.А. Крылов прожил долгую и интересную жизни и оставил много замечательных произведений, которые мы с вами с удовольствием изучаем.

5. Мы продолжаем наш разговор и вспомним еще одного замечательного русского писателя Л.Н. Толстого.

5.1. Выступление ученика №7 (биография).

Родился в богатой дворянской семье под Тулой в собственном имении матери, под названием Ясная Поляна. Не было мальчику и 2х лет, как его мама умерла и, а затем, через несколько лет умер и отец. И тогда его вместе с другими детьми взяли на воспитание дальние родственники.

Выучился. Женился на молодой девушке Софье, которую очень любил. И она стала его самым верным другом и главной помощницей в его творчестве. У них родилось 13 детей.

Толстой написал много произведений для взрослых, а для детей писал сказки, басни, рассказы:

5.2. Учитель. Викторина (узнай рассказ по отрывку)

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: куда ты, Филиппок, собрался? - В школу. - Ты еще мал, не ходи,- и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филиппок да бабушка на печке. Стало Филиппку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.

"Филиппок"

Вдруг с палубы кто-то крикнул: "Акула!" - и все мы увидали в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков.

- Назад! назад! вернитесь! акула! - закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей. Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам;

"Акула"

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.

"Пожарные собаки"

Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами.

"Котенок"

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

"Старый дед и внучек"

5.3. Чтение рассказа " Филиппок" по ролям.

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: куда ты, Филиппок, собрался? - В школу. - Ты еще мал, не ходи,- и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филиппок да бабушка на печке. Стало Филиппку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.

Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филиппок бросился бежать, собаки за ним. Филиппок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал:

-куда ты, постреленок, один бежишь? Филиппок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух. Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышны гудят голоса ребят. На Филиппка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти - опять собака заест, в школу идти - учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филиппок и пошел в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

- Ты что? - закричал он на Филиппка. Филиппок ухватился за шапку и ничего не говорил. - Да ты кто? - Филиппок молчал. - Или ты немой? - Филиппок так напугался, что говорить не мог. - Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. - А Филиппок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

- Это Филиппок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.

- Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

Учитель стал показывать Филиппку буквы, а Филиппок их уж знал и немножко читать умел.

- Ну-ка, сложи свое имя. - Филиппок сказал: хве-и-хви, -ле-и-ли, -пеок-пок. - Все засмеялись.

- Молодец,- сказал учитель. - Кто же тебя учил читать?

Филиппок осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! - Учитель засмеялся и сказал: а молитвы ты знаешь? - Филиппок сказал: знаю,- и начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так. Учитель остановил его и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор Филиппок стал ходить с ребятами в школу.

5.4. Чтение учителем басен Толстого. Обсуждение.

6. Итог урока:

Я думаю, что книги с произведениями таких замечательных людей и прекрасных, интересных писателей должны обязательно стоять на полке книжного шкафа в каждом доме. А если пока их у вас нет, вы можете сходить в библиотеку и, взяв книгу, перечитать то, что особенно нравится или познакомиться с чем-то новым.

Список литературы.

1. А.С. Пушкин "Руслан и Людмила".

2. А.С. Пушкин, сборник стихов.

3. А.С. Пушкин, сказки.

4. И.А. Крылов, басни "Мартышка и очки", "Стрекоза и муравей", "Слон и Моська", "Ворона и лисица", "Лебедь, рак и щука".

5. Л.Н.Толстой, басни.

6. Л.Н.Толстой "Акула", "Пожарные собаки", "Филиппок", "Старый дед и внучек", "Котенок".