Учащиеся 8-х классов продолжают отрабатывать навык написания сочинения-рассуждения на литературную тему. Считаем, что не лишним будет в этом деле включить ребят в беседу, где бы они порассуждали, поспорили, сделали вывод. Обратим внимание, что все истолкования должны касаться темы, где подводим итоги, делаем выводы, приводим цитаты. Говорим об образности языка, меткости суждений писателя по тому или иному вопросу. Приводим факты из современной жизни, доказывая актуальность произведения в наши дни. После того, как тема хорошо выяснена, дети неплохо справляются с поставленными целями.
Научить детей самостоятельно мыслить, не пользоваться чужими трудами, не бояться творчества – задача для учителя, которую можно решить простым, известным всем методом, предложенным на уроке.
Цель урока:
- Отработать умение построения сочинения-рассуждения на литературную тему обобщающего характера;
- Отработать навыки по составлению плана сочинения;
- Совершенствовать навыки подбирать эпиграф, вводить в сочинение цитаты.
Оборудование: мультимедийная доска, диапроектор, тексты произведения
Ход урока
1. Объявление темы.
2. Повторение: рассуждение как один из типов речи; сложный план к сочинению; оформление цитат.
3. Работа по выяснению главной мысли сочинения. Обсуждаются вопросы, которые были вынесены в домашнее задание.
- Над чем решил посмеяться Н.В.Гоголь?
- Каков смысл эпиграфа комедии?
Комментируя ответы учеников, учитель сообщит о том, что чиновничество стало истинным бедствием для России. И чиновники сояли, как темный лес, над безгласным народом… Н.В.Гоголь, заметив движущие силы современного ему общества, изобразил в комедии все сословия, кроме духовенства, и на вершине этой пирамиды – правящее чиновничество.
- Какое впечатление произвела комедия на читателя? Как об этом сказал сам драматург?
- Давайте прочитаем отзывы критиков о комедии и попробуем объяснить причины ликования одних и возмущение других. (высвечиваем на мультимедийном экране, частично – у детей на раздаточном материале):
Никто никогда до него (Гоголя) не читал такого курса патологической анатомии русского чиновника. С усмешкой на губах он проникает в самые сокровенные изгибы этой нечистой и злобной души. (А.Герцен)
Гоголь действительно сделал важное дело. Впечатление, произведенное его комедией, много прибавляет к тем впечатлениям, которые накопляются в умах существующего порядка вещей. (А.Никитенко)
Автор выдумал какую – то Россию и в ней какой – то город, в который свалил он все мерзости, которые изредка на поверхности настоящей России находишь… (Вигель – в письме к Загоскину)
Не комедия, а карикатура в разговорах…действие ее не новое и притом несбыточно и невероятно; в ней сначала до конца нет ни одного благородного, возвышенного движения, не только мысли. (Н.Греч)
- Как вы понимаете смысл слов, которые, по воспоминаниям современников, произнес Николай I после просмотра премьеры комедии: «Всем досталось, а больше всего мне».
- Таким образом, уездный городишко, изображенный писателем, - это сколок общества того времени. Показанная в миниатюре сама Россия.
Работа по отбору материала для сочинения
- Ребята, ответьте на вопросы, ответы на которые и помогут вам собрать материал для сочинения.
Аналитическая беседа
- Где и когда происходят события, изображенные в комедии? (Обращаем внимание учащихся на то, что время событий устанавливаем по описаниям судьи, избранного по воле дворянства на эту должность и пятнадцать лет занимающего ее, - следовательно, это 30-е годы 19 века).
- Каким вы представляете уездный город по репликам действующих лиц?
- Кому принадлежит власть в городе? – Какова деятельность? (Следует подчеркнуть, что драматург создавал не столько отдельные фигуры людей, сколько «отдельную корпорацию воров и грабителей». Не случайно потому кольцевое обрамление комедии – массовые сцены, в которых показана вся группа правителей города, обеспокоенных приездом ревизора.
- Почему большое значение в комедии отведено мотиву взятки?
- Как живется горожанам? (В центре внимания положение купечества (4 действие), эпизодические фигуры из народной среды. Это и образы арестантов, не получивших пищи, и забитых солдат, у которых «сверху мундир, а внутри ничего нет», бедных больных, которые «выздоравливают, как мухи». Бесправный народ представлен и в образе слесарши, мужа которой незаконно отдали в солдаты, и высеченной унтер – офицерши. фигуры мещанок, выдвинутых на передний план, предполагают за собой целую группу людей. И, действительно, вслед за появлением слесарши в окно высовывается рука с просьбами, а затем «дверь отворяется и выставляется какая-то фигура во фризовой шинели, с небритою бородою, разбитою губою и перевязанной щекою; за ней в перспективе появляется несколько других №»
- Как вы думаете, изменит ли приезд настоящего ревизора порядки в городе?
Примерный план сочинения (составляем с учащимися)
I. Беспощадный смех великого русского писателя.
II. Сатирическое изображение Н.В.Гоголем порядков уездного города30 – годов 19 века в комедии «Ревизор»
1. Система образов в пьесе.
2. Место и время действия.
3. Ограниченность и низменность интересов правителей города.
4. «Дела в большом запущении».
5. Должностные злоупотребления чиновников.
6. Роль мотивов взятки в комедии.
7. Жертвы из социальных низов.
III. Отсутствие в сюжете комедии смягчающих обстоятельств в адрес правящего чиновничества. Обобщающее значение картин жизни провинциального города, нарисованнных Гоголем.
- Учащиеся работают самостоятельно: на черновиках пишут сочинение.
- По желанию обсуждаем 1-3 написанных текста.
- Приводим ориентировочный текст – вступление.
В литературу 19 века Н.В.Гоголь вошел как писатель-сатирик, автор многих бессмертных произведений. В их числе и комедия «Ревизор», представление которой состоялось в 1836 году.
Говоря об идейном замысле комедии, Гоголь писал: «В «Ревизоре я решил собрать в одну кучу… все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливость, и за одним разом посмеяться над всем».
Какие же это несправедливости? Действие происходит в небольшом уездном городе, от которого хоть три дня скачи, ни до какого государства не доскачешь». В городе правят чиновники во главе с городничим. В их руках вся власть. От их воли зависят судьбы социальных низов.
- Далее даем детям рекомендации о последовательном, логичном изложении мыслей, о включении цитат, как подтверждение фактов, суждений.
- Напоминаем о том, что проверять сочинение необходимо 3-4 раза.
- Выставление оценок.
- Рефлексия: Был ли урок полезным в плане познания нового ?
- На что особенно вы будете обращать внимание при написании сочинения-рассуждения на литературную тему?
Домашнее задание:
1. Дописать сочинение
2. Подготовиться к изучению творчества И.С.Тургенева.