Урок по литературному краеведению в 6–7-м классе на тему: "Борись, и умирая, борись!" (По книге Г.А. Федосеева "Последний костер")

Разделы: Литература


Цели:

  • познакомить с героем книги Г.А.Федосеева, раскрыть образ Улукиткана через его восприятие мира;
  • воспитание нравственности через образы книги Г.А.Федосеева “Последний костер”;
  • привлечь внимание ребят к краеведческой работе на основе творчества писателей и поэтов Приамурья.

Оборудование:

  • портрет Г.А.Федосеева,
  • стенд с фотографиями,
  • карта,
  • выставка книг и рисунков,
  • плакат-словарь.

Подготовка к уроку: за 2 недели до урока дать задание каждой группе:

1 группа – обычаи и традиции эвенков;

2 группа – история жизни Улукиткана;

3 группа – отношение Улукиткана к жизни;

4 группа – легенды, приметы и поговорки в повести;

5 группа – жизнь диких животных в их естественных условиях;

6 группа – найти и отметить на карте все географические названия, встречающиеся в повести. Словарь. Язык эвенков (плакаты).

Ход урока

I. Слово учителя:

Григорий Анисимович Федосеев – человек большой и интересной судьбы. Он оставил после себя уникальные картографические работы и художественные произведения – книги, которые известны миллионам читателей.

Прежде, чем стать писателем, Федосеев долгие годы водил крупные геодезические партии, закрывавшие белые пятна на карте нашей Родины. Все, что потом рассказал он в своих книгах, он пережил сам, своими ногами прошел по горным перевалам и таежным дебрям, испытал опаснейшие приключения. Он был смелый и удачливый охотник, случалось ему встречаться один на один с медведем и не однажды смотреть смерти в глаза. Книги Федосеева подкупают своей достоверностью: “Мы идем по Восточному Саяну”, “В тисках Джугдыра”, “Тропою испытаний”, “Смерть меня подождет”, “Злой дух Ямбуя”, “Последний костер”.

Знакомство с биографией Г.А.Федосеева.

Рассказ подготовленного ученика об Улукиткане.

II. Анализ повести “Последний костер”.

Начиная разговор о людях сильных, благородных и верных долгу, мы прочитаем стихотворение друга писателя К.Лесовского “Над книгой “В тисках Джугдыра”.

Мне всегда становилось горько,
Если, зная в скитаньях толк,
Скажет кто-нибудь поговорку:
“Человек – человеку - волк”.
…Затянуло хребты Джугдыра
Вьюги мутною пеленой.
Глушь. Безлюдье. И голос мира
Не проник в этот край лесной.
Глушь… Тоска… Сумасшедшие
Воют неприкаянные ветра.
Ночь. Костер на снегу. И двое –
Возле гаснущего костра.
Вьюга сучья ломает хрустко,
Снег бросает за воротник.
Дремлют двое: усталый русский
И слепой эвенк–проводник.
Может, снится им даль в лазури,
Сытый ужин, тепло? Шалишь!
В бурных волнах реки Купури
С провиантом погиб аргиш.
Все решительней, все заметней
Смерть крадется к ним налегке:
В карабине – патрон последний,
Спичек несколько – в коробке
И осталось по пол-лепешки
В вещевых промокших мешках…
Дремлют двое – чутко, сторожко,
Отогнав подступивший страх.
Углей гаснущих позолота,
Замирающий стук сердец,
Безразличье. Покой. Дремота.
Значит, точка. Значит, конец.
Значит… Нет, ничего не значит!
Видит русский: в немой тоске
Друг ослепший беззвучно плачет
И наощупь шарит в мешке.
И костра голубое пламя,
Вспыхнув, вдруг разорвало тьму:
Он трясущимися руками
Свой кусок отдает ему.
Ради жизни и дружбы ради,
Настоящей мужской любви.
Дескать, мне ничего не надо,
Дескать, люче, бери, живи!
Я склонился с немым рыданьем
Над страницею, не дыша,
Как прекрасна в беде, в страданье
Человеческая душа!
Пусть развеется дымом горьким,
Пусть уходит в сумрак ночной
Злая старая поговорка,
Опровергнутая тобой!

О людях и героях повести “Последний костер” Улукиткан говорил: “Когда ты хочешь испытать друга, берите с ним котомки, посохи и отправляйтесь в дальнюю дорогу, по самой трудной тропе. Если по пути встретятся голод, болезни, разные неудачи, и вы оба дойдете до конца, верь ему, он твой друг!” И мы увидели, что ни Федосеев, ни его товарищи не искали легких троп в своей жизни. Они вставали и шли по самым трудным, самым опасным и самым нужным стране и другим людям дорогам. На такой тропе мы и встречаем первых наших героев повести.

III. Работа астрономов.

Сообщение ученика о событиях, происходивших на гольце Станового хребта.

Героически борются за свое право закончить исследование на гольце в морозную ночь астрономы Вачина и Тишкин. Ветреная звездная ночь у астрономов как бы предваряет трагедию Улукиткана.

Встреча с Улукитканом. В страшную непогоду он появляется в палатке с вязанкой дров. Сетует, что постарел, не мог больше захватить, оставил часть ноши у подножия гольца. В этом он весь – в заботе о том, кто нуждается в помощи. В таких условиях встретились последний раз Улукиткан и, посвятивший ему немало прекрасных страниц, писатель.

- Что же поведал нам этот мудрый эвенк-старик?

IV. Работа групп.

1 группа. Обычаи и традиции эвенков. Словесные зарисовки, подтверждение рассказов текстом. (То, что ученики должны были подготовить и рассказать).

  1. Закон тайги – никто никого не обманывал. Ты сильный – давай больше. И мясо зверя, пораненного волком, считалось непригодным в пищу.
  2. Закон жизни – оставляли больных, стариков, калек в тайге, отвергая всякую жалость, родственные чувства, сострадание, чтобы выжить остальным.
  3. Строгий, безжалостный обычай при рождении ребенка.
  4. Обычай гостеприимства – вначале напои чаем, а потом он сам расскажет, куда и зачем тянет тропу.
  5. Как по-эвенкийски принято было хоронить покойников.
  6. Медвежий обряд.
  7. Жертвоприношение духам – кусок жира в огонь.
  8. Закон предков запрещал оплакивать горе и смерть близких.

2 группа. История жизни Улукиткана.

  1. Детские годы.
  2. Жена Ильдяна.
  3. Трагедия с первенцем.

3 группа. Отношение Улукиткана к жизни.

  1. Разговор с Федосеевым о будущем своего народа, о судьбе своих сородичей. Боль за разоряемую тайгу, жестокое отношение человека к ней.
  2. Желание нести людям добро. История с инженером-геодезистом Арсением Виноградовым.
  3. Поединок жизни и смерти.
  4. Спасение Сергея Дубкова.

4 группа. Речь Улукиткана – сочетание мудрости с наивностью. Легенды и приметы в повести. Поговорки.

1. Легенда о горных духах.
2. Приметы:

  • когда ночью ключ шумит вверху, значит, дождя и снега не жди;
  • перед большим холодом животные сбиваются в кучу, прижимаются очень плотно друг к другу, чтоб даже щелочки не было, и дышат под себя;
  • чтобы родить сына, нужно глотать кедровую смолу;
  • мужчине не положено слышать крики жены при родах, иначе родится урод;
  • нельзя ласкать собаку, человеческий запах сохраняется и отпугивает оставленного ею зверя;
  • пролетит черный ворон с криком – дурная примета;
  • ветерок с юга через марь к концу дня – к непогоде;
  • ходить кружным путем – обмануть духов;
  • около человека постоянно спорят между собой добрые и злые духи.

3. Поговорки:

  • человеку сон прибавляет силы, как медведю – голод, птице – страх;
  • принес длинный язык да отяжелевший хвост (о прибежавшей собаке);
  • коли в чум пришел добрый гость, ты так делай, чтобы он ушел еще больше добрый;
  • пойдешь клад искать, тяни свою тропу, а те, что попадутся там, все кончаются
  • несчастьем;
  • мать дает жизнь, годы – мудрость;
  • человек в тайге блудит, а след за ним ходит;
  • от крепкого чая, что от доброго слова, сердце мякнет;
  • человеку даны ноги, чтобы он долго сидел на одном месте.

5 группа. Жизнь диких животных в естественных условиях.

  1. Бой сокжоев (быков).
  2. Охота на выдру.
  3. Схватка сохатого и волка.

6 группа. Работа с картой. Найти и отметить все географические точки, упоминаемые в книге. Составить словарь. Язык эвенков.

Резун – мороз; губодуй – ветер; сокжой – дикий олень; хор – старый вожак, бык; важенка – самка оленя; амикан – медведь; кабарга – самый маленький олень; казак – черный соболь, высший сорт; юкола – сушеная кета; эмкэ – люлька; пальма – большой нож с длинной рукояткой; лючи – русский; учаг – олень; бугарук – церковь; мусунин – дух гор и тайги.

Связка ерниковых прутьев, подвешенных на сучке под елью рогульками вниз – на таборе потерялись олени (количество прутьев соответствует количеству оленей);

затес на дереве с горизонтально прикрепленной к нему ерниковой веточкой, обращенной мелкими прутиками на юг – ушли вниз по реке и на стоянку не вернутся;

вырезанные на ложе берданы знаки – летопись охотничьих удач (крестики, скобки, точки, черточки – медведи, сохатые, рыси, соболи, росомахи и т.д.).

V. Общая беседа по повести:

- В чем видел смысл своей жизни Улукиткан?

“Вся его жизнь – большой аргиш. Одна-две ночевки на одном месте и дальше, к новому небу, к другому ручейку, туда, где лес в тихую погоду, кажется, поет колыбельную. Улукиткан убежден, что на свете нет ничего уютнее полотняного жилья с лиственничным запахом, нет ничего вкуснее пшеничной лепешки, испеченной на жарких березовых углях, и здоровее сна у костра, он не знает приятнее музыки, чем голоса живой природы”.

- Итак, вся жизнь – в дороге, вся жизнь – тропа, которая и есть его путь на земле. Как вы понимаете размышления Улукиткана о его тропах? Каков смысл этой метафоры?

Выразительное чтение отрывка учителем:

“Вспомнились тропы. Они на всю жизнь врезались в память. Все прошлое переплетено ими. То он видел их торными, то в болотах топкими, зыбкими, еле приметными глазу, то взбирающимися по камню на крутизну. Тропы никогда не останавливались на месте, они шли, бежали – и тащили его за собою. Никто не знает, в каких далеких краях эти таежные тропы начинаются и где кончаются. И кто знает, что хранят в своей молчаливой памяти эти черные борозды, секущие лесное пространство вдоль и поперек? Кому поведают они тайны брошенных на их пути огнищ, захоронений, каменных курганов?”

- Приведите примеры слова “тропа” в разных его значениях.

Например: “Откуда тропу тянешь? … От самого Петрограда…”

Или: “Никто не знает, какой тропой уходят люди из жизни и как долго длится это путь…”

Или: “Стойте, тропа! - кричит откуда-то слева Тишкин. – Вот она, под ногами”

- Назовите еще слова-сигналы, имеющие судьбоносное значение в повести (например: посох, костер и др.).

- Остановимся на многозначном символе – костер. Что значил в жизни кочевника костер?

- Что значит костер в жизни Улукиткана? В книге?

Последняя встреча с Улукитканом, последние мгновения жизни у костра, последняя книга в жизни. Последний костер – символ расставания.

VI. Итог урока.

Мы познакомились с произведением, славящим человека, одаренного талантом следопыта, отличного проводника, надежного друга.

- Обратимся к названию нашего урока. Как соотносится тема урока с услышанным нами сегодня?

VII. Домашнее задание (по выбору учащихся)

  1. Написать отзыв о повести Г.А.Федосеева “Последний костер”;
  2. Написать отзыв о произведении Г.А. Федосеева, прочитанном самостоятельно.