Литература
-
Урок по литературе "Светлые души" чудиков по рассказам В.М. Шукшина "Волки", "Чудик" 2010
Урок включает в себя литературную композицию о жизни В.М. Шукшина: рассказ об Алтае, чтение стихов о селе Сростки; беседу по рассказам, проводимую в виде фронтального опроса, сопоставление поведения героев, их чувств, состояний. Проводится беседа с учащимися о том, как повлияло на учащихся чтение двух рассказов. На уроке также используются стихотворения, написанные ученицами 7-х классов.
-
Урок по литературе "Своя игра по произведениям А.С. Пушкина" 2010
«Своя игра» по произведениям А.С. Пушкина позволяет посредством игровой методики развить у учеников коммуникативные навыки, включить в работу весь класс, выявить творческие способности каждого ученика. Неформальный урок расширяет кругозор, повышает интерес к чтению, развивает мышление, память и воображение, помогает учащимся проникнуться атмосферой исторической эпохи, в которую жил писатель.
-
Урок по литературе "Серебряный век русской поэзии. Творчество З.Гиппиус в констексте литературного движения эпохи" 2013
Основная цель урока - дать представление о философской основе символизма, познакомить с творчеством поэта-символиста З.Гиппиус.
-
Урок по литературе "Урок-обобщение по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка". 8-й класс 2007
Предлагаемый урок дается в рамках школьной программы на основе учебного комплекса и учебного пособия под редакцией В.Я. Коровиной для 8-го класса. Занятие предполагает работу в группах, использование интерактивных методов обучения, что способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся. Урок рассчитан на 2 академических часа. Урок может быть использован при работе с программами других авторов. Методы, используемые на уроке: работа с текстом, работа в группах, заполнение таблицы.
-
Урок по литературе «Доброта и милосердие по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор" 2020
Цель урока: понять, почему рассказ А.И. Куприна называется "Чудесный доктор". В чём чудо?
-
Урок по литературе «Тема гордости и смирения в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"» 2009
На уроке методом аналитической беседы проводится психологический анализ образов главных героев с целью определения основ их мировоззрения. Детальный анализ глав романа направлен на сопоставление мировосприятия Родиона Раскольникова и Сонечки Мармеладовой, наблюдение за эволюцией личности главного героя, а также определение авторской позиции.
-
Урок по литературе в 10-м классе по Л.Н.Толстому "Лев Николаевич Толстой - "Волна" и "Нерв великого народа" 2011
В ходе урока учащиеся знакомятся с основными этапами жизни Л.Н. Толстого на основе анализа высказываний, портрета, сказки, дневниковых записей писателя. Каждый ученик становится исследователем и соавтором, при этом формируются умения оригинального мышления и грамотного изложения собственных мыслей.
-
Урок по литературе в 10-м классе по теме "Мой Чехов" 2010
Данный урок литературы в 10-м классе направлен на развитие интереса к личности и творчеству писателя. Урок построен как размышление. Он должен заставить учащихся понять и оценить значение Чехова в литературе, показать актуальность его творчества.
-
Урок по литературе в 10-м классе по теме: "Экскурсия в музей литературных героев. И.А. Гончаров "Обломов" (урок-мастерская) 2007
Урок-мастерская по литературе для учащихся.
-
Урок по литературе в 11-м классе "Жил артист, жил поэт, жил певец среди нас…" (о жизни и творчестве Вл. Высоцкого) 2008
Совсем недавно, 25 января исполнилось бы 70 лет со дня рождения Владимира Высоцкого. Этот урок - не дань моде, а дань памяти. Памяти о человеке, поэте, который воплотил в себе боль и совесть своего времени. Целью этого урока является знакомство с жизнью и творчеством Вл. Высоцкого через воспоминания людей, которые жили рядом с ним, знали и любили его. Через воспоминания различных людей, близких и не очень, хорошо знавших Вл. Высоцкого, восхищавшихся его песнями, учащиеся должны понять: Каким он был?
-
Урок по литературе в 11-м классе на тему "Образ женщины в русской поэзии II половины ХХ в." 2003
Данная работа представляет собой обобщающий урок по литературе в 11 классе, который можно провести после изучения русской поэзии II половины ХХ века. Перед уроком учащиеся выполняли творческую работу на тему "Современная женщина". Лучшие работы зачитываются на заключительном этапе. Предварительно класс делился на три группы, каждая из которых готовила характеристику лирической героине указанного стихотворения.
-
Урок по литературе в 11-м классе по теме: "Библейские мотивы в творчестве Б.Пастернака" 2007
Урок по теме "Библейские мотивы в творчестве Бориса Пастернака" продолжает знакомство с творчеством поэта и расширяет знания учащихся по теме "Нравственное наследие христианства в русской литературе". Данный урок показал ученикам, какое значение в жизни и творчестве Пастернака имели идеи христианской нравственности, как они воплотились в произведениях поэта.
-
Урок по литературе в 11-м классе. Интерпретация образа Луки: "Кто он: шарлатан или мудрый утешитель?" Урок-расследование 2008
Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его роль в судьбах ночлежников. Методические приемы: аналитическая беседа, индивидуальная исследовательская работа, мультимедиа-презентация. Методическое обоснование урока: завершить изучение пьесы М.Горького со старшеклассниками; обратить внимание учеников на неоднозначное отношение самого автора к центральному персонажу, страннику Луке; соотнести различные варианты трактовки образа героя с особенностями исторических реалий.
-
Урок по литературе в 12-м классе вечерней школы. Тема: "Различные литературные течения конца XIX — начала ХХ в. — акмеизм, футуризм, символизм, модернизм, декадентство" 2009
Цели урока: дать понятие слов-терминов: акмеизм, футуризм, символизм, модернизм, декадентство; сформировать представление о сложных явлениях в литературе прошлого века; воспитать толерантное отношение к творчеству поэтов начала века, создавших новую концепцию мира и человека в этом мире.
-
Урок по литературе в 5-м классе по рассказу Л.Н.Андреева «Петька на даче» по программе Г.С.Меркина 2018
Основные проблемы, рассмотренные на уроке: противопоставление мира города и мира дачи в рассказе; тематика и нравственная проблематика рассказа.
-
Урок по литературе в 6-м классе по теме: «М.Ю. Лермонтов. "Бородино"» 2007
Урок по литературе в 6-м классе с использованием межпредметных связей по истории, изобразительному искусству по теме "Бородино" М.Ю. Лермонтова.
-
Урок по литературе в 7-м классе на тему: "За добро плати добром" (по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма") 2008
Содержание урока построено на анализе рассказа К.Г. Паустовского "Телеграмма", учит анализировать текст, находить в произведении художественные средства и приемы (эпитеты, олицетворения, метафоры); развивает правильную грамотную речь, память, мышление; воспитывает любовь, доброту, милосердие, отзывчивость к людям, к родителям. Материал может быть использован для урока внеклассного чтения.
-
Урок по литературе в 7-м классе по теме «Загадка романа А.С. Пушкина "Дубровский"» 2009
Формирование творчески активной, способной к саморазвитию личности, является одной из важнейших задач школьного курса литературы. Сегодня актуальны уроки, способствующие организации диалога, создающие возможность для самовыражения, сотрудничества ученика и учителя. Урок-диалог помогает решить ряд задач: воспитание грамотного и вдумчивого читателя; создание условий для свободного творческого общения; формирование навыков общения; развитие воображения, нравственных качеств.
-
Урок по литературе в 8-м классе "Пока не поздно" (По произведению К.Паустовского "Телеграмма") 2009
Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чем же дело? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить, работая над рассказом "Телеграмма".
-
Урок по литературе в 9-м классе "Возрождение в Англии. В.Шекспир. «Гамлет, принц датский»" 2008
Предложенная вашему вниманию методическая разработка является уроком изучения нового материала, для учащихся 9-го класса по теме "Возрождение в Англии. В.Шекспир. "Гамлет, принц датский". Ни одно произведение великого англичанина не пользовалось такой популярностью и не оказало такого громадного влияния на европейскую литературу. Поэтому особое внимание на уроке уделяется изучению биографии знаменитого драматурга и эволюции его взглядов, а целенаправленные наблюдения над текстами сонетов помогут учащимся открыть новые грани таланта автора.
-
урок по литературе в 9-м классе. Тема: «В.А. Жуковский. Баллада "Светлана"» 2012
С творчеством В.А. Жуковского школьники начинают знакомство с 5-го класса. Произведения, включенные в школьную программу, сложны для восприятия учащихся. Поэтому при работе над произведением очень важен детальный анализ текста. Стройная система вопросов, индивидуальные исследовательские задания призваны помочь учащимся понять замысел автора и оценить изучаемое произведение. От жанрового своеобразия во многом зависит раскрытие темы произведения, извлечения морали и нравственных уроков.
-
Урок по литературе для 6-го класса "Роль дуэли в сюжете повестей А.С. Пушкина. «Выстрел»" 2008
Урок по теме "Роль дуэли в сюжете повести "Выстрел" А.С.Пушкина" предназначен для 6-го класса, обучающегося по программе В.Г.Маранцмана. Это первый урок по изучению цикла "Повести Белкина" А.С.Пушкина. Он нацелен на продолжение изучения творчества Пушкина, расширение представлений обучающихся о дуэли, обучение анализу прозаического произведения. Также в ходе данного урока обучающиеся продолжают учиться выстраивать монологические аргументированные высказывания по теме, развивают творческие способности и навыки работы с тестовыми заданиями и компьютерной программой PowerPoint.
-
Урок по литературе Красноярского края "Мы часть природы" 2009
Урок литературы нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с некоторыми фактами из биографии Р.Х. Солнцева, с его стихотворениями, а также с понятием композиции лирического произведения. На этом уроке дети знакомятся с писателем, живущим рядом с ними, с писателем-земляком.
-
Урок по литературе Красноярского края (с использованием ИКТ) 2008
Урок по литературе Красноярского края с использованием информационно-компьютерных технологий. Рассказ И.И. Пантелеева «Чужой». Цель урока: познакомить учащихся с творчеством красноярского писателя, выделить и сформулировать тему, идею и основную проблему рассказа, создать условия для участия учащихся в диалоге по прочитанному произведению; выстроить диалог с писателем на основе художественного текста.
-
Урок по литературе на тему "Жертва войны Любомир Зух в повести Мустая Карима "Помилование". Средства создания образа" 2013
Цель урока: показать мастерство и гражданское мужество писателя, углубить теоретические знания учеников, развивать навыки анализа текста. На уроке в процессе изучения повести Мустая Карима «Помилование» происходит постижение образа героя Любомира Зуха - жертвы Великой Отечественной войны. Учащиеся анализируют портрет, психологическое изображение, речь героя, поступки и действия персонажа, характеристику другими героями, авторское отношение к герою, художественные детали, предысторию персонажа, отмечая изобразительно-выразительные средства выразительности на всех уровнях языка, используемые автором.
-
Урок по литературе на тему "Жизненный и творческий путь Бориса Пастернака. Художественный мир поэта" 2009
Цель урока: познакомить учащихся с важнейшими событиями жизни и творчества Б.Л. Пастернака, тематикой поэтических произведений и отразившимся в них мировоззрением поэта, сформировать у учащихся представление о своеобразии творческой манеры писателя.
-
Урок по литературе на тему "И слово отзовется добром…" (6-й класс) 2010
Урок показывает связь между Библией, духовной литературой и литературой светской. Попутно отрабатываются навыки анализа художественного текста и выразительного чтения. В ходе работы с учебником сравниваются молитва «Отче наш» и стихотворение Пушкина «Господня молитва». Обращение к жизненному опыту детей позволяет показать глубокую связь традиций, культурных ценностей, духовного содержания литературных произведений.
-
Урок по литературе на тему "Любовная лирика А.С. Пушкина" 2009
Урок, посвященный любовной лирике А.С. Пушкина. Ученики изучают любовную лирику Пушкина в эволюции, раскрывают её духовный потенциал; формируют эстетическое восприятие посредством различных видов искусства: литературы, музыки, учатся выразительному чтению стихотворения. Задача данного урока: помочь учащимся увидеть своеобразие любовной лирики, добиться глубокого сопереживания, осмыслить прочитанное.
-
Урок по литературе на тему "Пейзаж в русской живописи 80–90-х гг. XIX в." 2008
Велика и многогранна сила природы. Понять всё это - задача, стоящая перед каждым человеком, в том числе и писателя, и музыканта, и художника. Понять душу природы стремились и художники-передвижники.
-
Урок по литературе на тему "Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова" 2007
Урок литературы посвящен особенностя человеческого юмора. При выяснении роли художественных деталей в рассказах выясняем, всегда ли читателю смешно, когда смеется писатель.