Литература
-
Урок обучения и систематизации знаний по литературе. 9-й класс. "Проблема образования в русской литературе конца XVIII начала XIX века" 2005
У учеников вечерней школы низкий уровень образованности. Поэтому эффективна схема работы: приращение знаний через интерес к предмету. Почти все цели литературного образования реализуются на обобщающих уроках нестандартного вида. Практика показывает: «сквозные» литературные сюжеты интересны детям. Мнение литературных героев XVIII - XIX вв. об образовании в России оказалось актуальным для учеников «Свободный микрофон» позволяет ученику разрешить себе полет мысли и чувства: представить себя на месте литературного героя, говорить от его имени, используя текст произведения.
-
Урок одного стихотворения в 11-м классе. "А.Вознесенский "Сага" 2010
Урок представляет личность и творчество А. Вознесенского через рассмотрение лишь одного его стихотворения в контексте традиций русской литературы XIX и XX веков, а также показывает яркую, неповторимую поэтическую манеру одного из самых заметных и знаковых поэтов XX века.
-
Урок осетинской литературы в 7-м классе 2022
Представлен урок осетинской литературы в 7-м классе.
-
Урок осетинской литературы по произведениям Дабе Мамсурова "Аууон" и "Фасмон" в 10-м классе 2022
Урок раскрывает сходство данных рассказов Мамсурова с произведениями А.П.Чехова «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий». В процессе урока обучающиеся приходят к выводу о важности нравственности, сохранения чистоты души и помыслов. Была проведена сравнительная характеристика главных героев рассказов авторов, выбраны их схожести и противоположности помыслов, образов жизни и характеров. На протяжении всего урока прослеживается нравственное воспитание подрастающего поколения на разборе судеб главных героев.
-
Урок осетинской литературы. Темæ: «Нæ уыд кæстæрæн хистæры цур бадæн…» 2022
Урочы нысан: базонгæ кæнын скъоладзауты Мыртазты Барисы æмдзæвгæимæ «Нæ уыд кæстæрæн хистæры цур бæдæн..»; ахуыр кæнын сывæллæтты адæймаджы хуыздæр миниуджытимæ; бакусын дзургæныхасы рæзтыл.
-
Урок открытия нового знания по теме «Художественное своеобразие стихотворений С.А.Есенина "Там, где капустные грядки" и "Прячет месяц за овинами"» 2020
Цели урока: проанализировать биографические факты, позволяющие раскрыть духовный образ поэта; выявить языковые особенности стихотворений «Там, где капустные грядки» и «Прячет месяц за овинами»; определить и аргументировать специфику лирического образа, идеи рассматриваемых художественных произведений.
-
Урок открытых дверей по повести Ю.Трифонова "Обмен" 2011
Быт со всеми его мелочами выявляет в человеке подчас не самые красивые стороны. Как остаться человеком и не растерять человеческое? Ответ на эти вопросы дает урок-размышление по повести Ю.Трифонова «Обмен».
-
Урок открытых мыслей "Что же представляет собой мысль Н.В. Гоголя в поэме "Мертвые души"?" 2011
Свое самое главное произведение Н.В. Гоголь назвал «Мертвые души» и выразил в этом названии великую тайну своего творчества. Что может дать пользу душе, а что вред? Под таким углом зрения предлагаю ребятам начать осмысление поэмы «Мертвые души». От анализа цветовой палитры произведения мы переходим к анализу психологического портрета автора поэмы.
-
Урок открытых мыслей в 8-м классе "Формирование личности героя в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2010
Это урок открытых мыслей по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". На уроке дети учатся вчитываться в художественный текст и открыто высказывать мысли, возникающие в ходе чтения (акцентное вычитывание).
-
Урок памяти "Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!" 2012
Урок способствует формированию у учащихся целостного представления о героических и трагических днях блокады Ленинграда, приобщению их к исторической памяти нашей страны, воспитанию чувства патриотизма и преданности своей стране. Он приурочен ко Дню воинской славы России – 27 января – Дню снятия блокады.
-
Урок памяти "Мы родом не из детства – из войны…". 6–7-й классы 2011
Урок-композиция, который проводится в преддверии Дня Победы как урок внеклассного чтения или как классный час, расширяет знания школьников о Великой Отечественной войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье, доносит до учащихся мысль о несовместимости понятий «детство» и «война», способствует воспитанию подрастающего поколения в духе добра и милосердия, сострадания и уважения к человеческой личности.
-
Урок по внеклассному чтению в 4-м классе "Сказки — что мы о них знаем" 2008
Этот урок направлен на развитие устной речи и на активизацию читательского интереса у младших школьников. На уроке литературного чтения уделяется внимание эмоциональному переживанию детей. На данном уроке используется технология ИКТ - дидактическая игра, арт-технология – инсценирование сказок.
-
Урок по внеклассному чтению по теме "Человек — добрый и мудрый хозяин природы в произведениях Пришвина" 2009
Представлен урок внеклассного чтения. Урок-анализ стихотворений Пришвина знакомит учащихся с биографией писателя, учит видеть красоту, мелодичность стихотворения, учит любить и защищать родную природу.
-
Урок по духовно-нравственному воспитанию в рамках Рождественских чтений. Тема: «Духовные поиски человека в повести И.С.Шмелева «Неупиваемая Чаша» 2020
Цели мероприятия: постижение идейно-художественного своеобразия повести «Неупиваемая Чаша», стиля и замысла автора; анализ отрывков из литературной критики; знакомство с живописью и музыкой духовного содержания, молитвой «Царице Моя Преблагая»; развитие интереса к творчеству И.С.Шмелева, музыке П.И.Чайковского, Шуберта; воспитание духовно-нравственных ценностей русской православной культуры.
-
Урок по духовной литературе: "Начало начал…" 2010
В программе по литературе для образовательных учреждений под редакцией А.Г. Кутузова целью литературного образования ставится формирование читателя. Урок учит с любовью относиться к самому дорогому нашему достоянию – родному русскому слову, внимательно всматриваясь и вслушиваясь в слово книги книг – Библии и произведений искусства (литературы и живописи).
-
Урок по зарубежной литературе. В.Шекспир. Трагедия "Гамлет" 2012
Шекспир создал произведение, в котором главным становится осмысление эпохи и ее противоречий. Гамлет – интеллектуальный герой. Его сила в том, что он видит диссонанс жизни, осознает его и страдает. Особенность натуры Гамлета в том, что он не мерит все личной выгодой или личным интересом. И хотя он прекрасно понимает, что не сможет "восстановить" расшатавшийся век, не устраняется от борьбы, выбирает "быть".
-
Урок по книге И.С. Шмелева "Лето Господне". Тема памяти в рассказе "Постный рынок" 2010
Данный урок направлен на достижение многих целей: решение теоретических и практических проблем, формирование сотрудничества в группе. На уроке учащиеся учатся выделять проблему, готовить за короткое время выступление, ясно и точно излагать мысли, задавать вопросы, отвечать на вопросы, дополнять, возражать.
-
Урок по комедии А.Грибоедова "Горе от ума". Тема: "Кого любит Софья Павловна? 9-й класс 2013
Урок литературы в 9-м классе по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» проводится с целью проанализировать отношения главных героев.
-
Урок по курсу "Литературное наследие Сибири". Праздник медведя. 5-й класс 2009
Курс "Литературное наследие Сибири" является региональным компонентом, который введён в учебные программы школ Томской области с 2004 года со 2-го по 6-й класс. Учителем представлен урок-обобщение после изучения раздела "Сказки и мифы народов Сибири". Данный материал позволяет соприкоснуться с родной природой, культурой наших предков, их обрядами.
-
Урок по курсу литературы в 7-м классе. А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель" 2008
Урок является первым в изучении темы. Он формирует умения учащихся определять место повести в творчестве А.С. Пушкина, анализировать образы героев; способствует воспитанию гуманного отношения к людям; развивает умение рассуждать на поставленную тему.
-
Урок по литературе "А.С. Пушкин после ссылки в 1826—1828-х годах. Три встречи" 2011
Цель урока – познакомить учащихся с жизнью А.С. Пушкина после ссылки в 1826–1828-х гг.; раскрыть духовный мир поэта, круг его интересов; растущую душевную драму Пушкина; верность дружбе, идеалам, несмотря на атмосферу николаевской России; дать возможность оглянуться на самих себя, побудить к сознанию собственных духовных возможностей.
-
Урок по литературе "Базаров в системе действующих лиц. Испытание любовью" (с приложением) 2008
Представленный урок литературы показывает, что главным противником Базарова была сама жизнь, что именно она будет испытывать силу убеждений любовью, дружбой, одиночеством.
-
Урок по литературе "И.А.Крылов «Свинья под дубом»". 5-й класс 2016
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы. В содержание урока включено рассмотрение таких вопросов литературы, как персонаж, тема, идея, мораль, сюжет, аллегория; используются приемы работы, направленные на формирование умений давать нравственную и эстетическую оценку произведению. Осуществляется деятельностный подход.
-
Урок по литературе "Мой дом на чужбине случайный" (по роману В.Набокова "Машенька") 2009
Урок проходит в форме обсуждения за круглым столом. Это урок-семинар, к которому учащиеся готовятся заранее, выполняя свое индивидуальное задание. Мастерство учителя состоит в том, чтобы из разрозненных сообщений создать неповторимый образ русского писателя с американской судьбой. Огромную роль играет презентация, представленная как творческая работа группы учеников.
-
Урок по литературе "Образ черного человека в поэме С.Есенина" 2009
Урок по литературе формирует у учащихся осознанные навыки работы с текстом, развивает умение свободно аргументировать свои мысли, анализирует один из самых загадочных образов в русской литературе на основе сопоставительного анализа стихотворения А.С. Пушкина «Воспоминание» и поэмы «Моцарт и Сальери», вызывает сочувствие к трагической судьбе поэта С. Есенина.
-
Урок по литературе "Светлые души" чудиков по рассказам В.М. Шукшина "Волки", "Чудик" 2010
Урок включает в себя литературную композицию о жизни В.М. Шукшина: рассказ об Алтае, чтение стихов о селе Сростки; беседу по рассказам, проводимую в виде фронтального опроса, сопоставление поведения героев, их чувств, состояний. Проводится беседа с учащимися о том, как повлияло на учащихся чтение двух рассказов. На уроке также используются стихотворения, написанные ученицами 7-х классов.
-
Урок по литературе "Своя игра по произведениям А.С. Пушкина" 2010
«Своя игра» по произведениям А.С. Пушкина позволяет посредством игровой методики развить у учеников коммуникативные навыки, включить в работу весь класс, выявить творческие способности каждого ученика. Неформальный урок расширяет кругозор, повышает интерес к чтению, развивает мышление, память и воображение, помогает учащимся проникнуться атмосферой исторической эпохи, в которую жил писатель.
-
Урок по литературе "Серебряный век русской поэзии. Творчество З.Гиппиус в констексте литературного движения эпохи" 2013
Основная цель урока - дать представление о философской основе символизма, познакомить с творчеством поэта-символиста З.Гиппиус.
-
Урок по литературе "Урок-обобщение по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка". 8-й класс 2007
Предлагаемый урок дается в рамках школьной программы на основе учебного комплекса и учебного пособия под редакцией В.Я. Коровиной для 8-го класса. Занятие предполагает работу в группах, использование интерактивных методов обучения, что способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся. Урок рассчитан на 2 академических часа. Урок может быть использован при работе с программами других авторов. Методы, используемые на уроке: работа с текстом, работа в группах, заполнение таблицы.
-
Урок по литературе «Доброта и милосердие по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор" 2020
Цель урока: понять, почему рассказ А.И. Куприна называется "Чудесный доктор". В чём чудо?