Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Урок по литературе «Изображение войны 1812 года в романе-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир"» 2020

    Автор: Бажанова Ольга Васильевна

    Цели занятия: проследить изображение Отечественной войны 1812 года, исходя из взглядов Толстого на историю, показать историческое значение Бородинской битвы, партизанского движения. Сравнить исторический и литературный материал и выяснить, совпадают ли точки зрения историков и Л.Н.Толстого на события.

    «Война и мир», Л.Н.Толстой

  • Урок по литературному краеведению в 6–7-м классе на тему: "Борись, и умирая, борись!" (По книге Г.А. Федосеева "Последний костер") 2006

    Автор: Смирнова Ольга Ивановна

    Урок по литературному краеведению в 6-м классе. Один из уроков раздела "Литература Приамурья". Урок знакомит с творчеством Г.А.Федосеева; воспитывает любовь к малой Родине; совершенствует умения анализа текста.

  • Урок по литературному краеведению в 8-м классе "Тамбовская муза Г.Р. Державина". Презентация к уроку 2010

    Автор: Терехова Людмила Владимировна

    Задача урока – выявить литературное наследие Державина тамбовского периода, особенности поэтического мастерства Г.Р. Державина, воспитывать чувства любви к истории родного края. Уроки проводятся по учебнику «Литературное краеведение» для 8-х классов общеобразовательных учреждений под ред. Поляковой Л.В. и др.

  • Урок по литературному чтению «С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"». 4-й класс 2016

    Автор: Васильева Карина Норатовна

    Урок по литературному чтению в 4-м классе знакомит с жизнью и творчеством С.Т. Аксакова, обогащая словарный запас учеников, воспитывая любовь и уважение к родителям. На уроке отрабатываются навыки выразительного чтения, выборочного пересказа.

  • Урок по литературному чтению в начальной школе "Русские писатели" 2011

    Автор: Бочкарь Вера Викторовна

    На уроке учащиеся работают с произведениями: чтение стихов или отрывков наизусть, чтение произведения по ролям, индивидуальная работа с отрывками басен на карточке, устная работа по викторине. Работа учителя чередуется с выступлениями учащихся, постоянно меняются формы подачи материала. Небольшая театрализованная сценка с необходимыми декорациями, костюмами украшает урок и дает возможность почувствовать атмосферу того времени.

  • Урок по литературному чтению на тему "Добрые дела вчера, сегодня и завтра" по повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда". 3-й класс 2021

    Автор: Кузьменко Галина Фёдоровна

    Цель урока: сформировать у учащихся представление о толерантности. Задачи: продолжить изучать понятия, связанные с проблемой толерантности; формировать нравственные качества у учащихся; познакомиться с жизнью и творчеством А.П.Гайдара; развивать толерантное мышление; учить размышлять на философские вопросы жизни на основе произведения и поступков героев представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий; учить принимать различия между людьми как положительный факт; воспитывать культуру общения, взаимоотношений, умения прийти на помощь, быть благородными в жизни; способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.

    литературное чтение, УМК «Начальная школа 21 века», А.П.Гайдар «Тимур и его команда»

  • Урок по мотивам творчества Ф. Абрамова "Между нами полвека" (из опыта работы факультативного курса) 2006

    Автор: Неганова Валентина Григорьевна

    <p>Данная программа апробирована и успешно применяется мною в течение 10 лет. Время вносит коррективы, но цели и задачи курса не меняются.<br> Идея создания программы: наши бабушки и дедушки являются свидетелями великих исторических событий. У нас есть счастливая возможность «увидеть» прошлое глазами очевидцев, взять лучшее, избежать ошибок в будущем благодаря опыту и мудрости стариков.<br> Предлагаемый вариант урока – пример личностного осмысления времени. В данном случае попытка социально-психологической характеристики образа Дарьи Леонидовны помогает учащимся понять замысел произведения и соотнести его с собственным мировоззрением.<br> С помощью индивидуальных информационно-исследовательских листов отрабатываются навыки краткого оформления и отслеживания «прироста» знаний, а через выбор дифференцированных заданий развиваются способности к самооценке.<br> Лексическая работа с текстом произведения не только помогает понять замысел писателя, но и формирует у учащихся навыки личностного осмысления прочитанного, а также художественный вкус.<br> Прилагаемый список произведений Абрамова носит рекомендательный характер и способствует осуществлению идеи – возобновить традиции семейного чтения.


  • Урок по повести А.И. Куприна "Яма" 2010

    Автор: Лаури Наталья Михайловна

    Урок является уроком внеклассного чтения и продолжает разговор о творчестве А. И. Куприна. Повесть "Яма" - это плод раздумий писателя над проблемой продажной любви, ее социальными, нравственными и психологическими аспектами. Она обращена к вечным проблемам добра и зла, нравственной чистоты и порочности.

  • Урок по повести А.Платонова "Сокровенный человек" в 11-м классе 2008

    Автор: Соколина Лариса Григорьевна

    В ходе урока обучающиеся постигают важнейшие особенности платоновского героя, определяют специфику пространственно-временной организации текста. Ученики обращаются к важнейшим этическим категориям, философским размышлениям автора, которые были для него вечной загадкой, вечной мукой.

  • Урок по повести А.Платонова "Юшка" 2011

    Автор: Хабибуллина Танчулпан Шамиловна

    Урок помогает постичь художественный мир писателя, развивать навыки анализа произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся, помогает воспитывать высокие нравственные качества, интерес к произведениям А.Платонова.

  • Урок по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" 2008

    Автор: Шегусова Мария Григорьевна

    Как учитель литературы я вижу одну из своих задач в том, чтобы помочь ребятам осмыслить русскую классику, которая призывает вслед за Библией помогать страждущему, учит, что единственно верный путь изменения дурных общественных отношений — нравственное самосовершенствование, что всякое изменение общества через насилие губительно, что духовное смирение и служение людям — это идеальный образ нашей жизни, проповедуемый Евангелием. Приобщение детей к Библии начинается в начальной школе, а это значит, что у нас есть прекрасная возможность дать им глубокие знания евангельских сюжетов в литературе и искусстве и обогатить духовный мир постижением величайшей книги человечества.

  • Урок по повести В.Быкова "Дожить до рассвета" 2013

    Автор: Сиволапова Наталья Алексеевна

    Урок по повести В.Быкова «Дожить до рассвета» может быть проведен накануне Дня Победы в 7‒8-х классах по любой из действующих программ. Цель: воспитание у учащихся чувства гордости за тех безымянных героев, павших в безвестных боях, честно выполнивших свой долг перед родиной.

  • Урок по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» 2012

    Автор: Пустарнакова Оксана Анатольевна

    Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; развивать критическое мышление, воображение учащихся; обучить учащихся умению анализировать эпическое произведение; воспитывать нравственность и чувство уважения к классической литературе; уважение к пожилым людям.

  • Урок по повести В.Кондратьева "Сашка" в 11-м классе "Я вам жизнь завещаю" 2012

    Автор: Михова Марина Алексеевна

    Материал урока по повести В.Кондратьева «Сашка» знакомит одиннадцатиклассников с писателем; позволяет поразмышлять не только о герое, об авторе, но и о себе; даёт представление о необычном подходе писателя к изображению войны; готовит к раскрытию проблем, связанных с войной на примере повести Кондратьева на выпускном экзамене. В повести показано, какую тяжесть нес на своих плечах рядовой русский солдат. Об этом материал данного урока: о страшной войне и сохраненной человечности.


  • Урок по повести дальневосточного писателя И. Ботвинника «Парни ехали на войну». Прием антитезы в повести 2015

    Автор: Перфильева Галина Ивановна

    Автор, используя прием антитезы, сопоставляя, сталкивая такие понятия, как мир и война, жизнь – смерть, любовь – ненависть, свобода – плен, помогает читателю понять, что война – это зло, несущее гибель всему живому. Противостоит злу воин-освободитель, сильный духом, любящий жизнь, жертвующий своей во имя других.

  • Урок по повести К.Г. Черного "Несколько дней жаркого лета" 2010

    Автор: Мусаэлян Ирина Нобеловна

    Урок по региональному компоненту знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателя К.Г. Черного и одним из его выдающихся произведений - повестью "Несколько дней жаркого лета", в котором раскрываются нравственные качества героев.

  • Урок по повести М.Ю. Лермонтова "Тамань" 2012

    Автор: Морозова Татьяна Владимировна

    Цель урока: анализировать эпизоды прозы; прививать любовь к русской классике.

  • Урок по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством". Своеобразие художественного мира повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2009

    Автор: Тюлютина Людмила Алексеевна

    В практику школьного обучения уже прочно вошла игра. Использование ролевой игры способствует развитию общеучебных и частнопредметных умений и навыков, особенно умений и навыков речемыслительной деятельности. Другая же задача игры - создание благоприятной атмосферы на уроке. Конспект урока отражает, как можно совместить нетрадиционные и традиционные методы.

  • Урок по повести Н.В. Гоголя "Шинель" 2014

    Автор: Галямина Елена Михайловна

    На уроке привлекается внимание к нравственным проблемам произведения. Учитель делает акцент на эмоциональном воздействии повести, развивает творческое воображение, использует иллюстрированный материал. Учащиеся учатся истолковывать смысл звучащей фразы, анализировать характер персонажа, авторское отношение к герою, знакомятся с художественными особенностями создания характеров, что приводит к осмыслению произведения в целом.

  • Урок по повести Н.В. Гоголя "Шинель". 9-й класс 2008

    Автор: Воложанина Ольга Павловна

    Целью урока по повести Гоголя "Шинель" является прежде всего желание разбудить в современном школьнике сочувствие. Попытаемся понять, как через повесть "Шинель" писатель искал путь к душе. В конце урока хотелось бы определить, как мостил Гоголь путь к живой душе, до кого он пытался достучаться. Система уничтожает в человеке естественное, человеческое. В человеке убит человек. Вернуть нас к себе хотел писатель Гоголь. Пожалеть страждущего и беззащитного, остановить руку или несправедливое слово, обращённое к тому, кто сам не может противостоять чиновному хамству и жестокости сильных мира сего, просит нас писатель. В этом сила и мудрость русской литературы. Продолжая пушкинские традиции, Н.В.Гоголь "милость к падшим призывал". Чтобы понять русскую литературу, нужно помнить писательское признание Ф.М.Достоевского: "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя..."

  • Урок по повести Н.Г. Гарина-Михайловского "Детство Темы" 2008

    Авторы: Веселова Наталья Валентиновна, Котынова Елена Юрьевна

    Урок по повести Гарина-Михайловского является уроком внеклассного чтения в 6-м классе. Главной целью является знакомство с творчеством писателя, его незаурядным героем, развитие речи учащихся. Мир детских переживаний Тёмы близок детям данного возраста. На уроке использована игровая методика, а также групповая форма работы.


  • Урок по повести Н.С. Лескова "Левша" 2010

    Авторы: Джунусова Нина Александровна, Туманенко Валентина Арсентьевна

    Урок позволяет расширить знания о жизни и творчестве писателя, сопоставить события истории и литературы, формирует навык анализа художественного текста и развивает умение характеризовать героев литературного произведения.

  • Урок по повести Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом" 2012

    Автор: Грановская Ирина Лазаревна

    На уроке учитель показывает учащимся, как в повести Павла Санаева решается проблема детства.

  • Урок по повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи" 2014

    Автор: Демченко Оксана Сергеевна

    Учащиеся знакомятся с творчеством писателя; рассматривают жанровое своеобразие и композиционные особенности повести; изучают тему Петербурга в творчестве Ф.М.Достоевского; знакомятся с еще одним вариантом интерпретации повести; отмечают, как тема «маленького человека» раскрывается в творчестве писателей первой половины XIX века.

  • Урок по повести Федора Абрамова "Деревянные кони" 2010

    Автор: Попова Ирина Валериановна

    На уроке учащиеся развивают умение анализировать художественный образ; узнают авторскую позицию в вопросе о смысле жизни человека на земле.

  • Урок по поэме А.Т. Твардовского "По праву памяти" 2014

    Автор: Колябина Марина Алексеевна

    Произведения, пришедшие в 80-е годы, многое открывают в нашем понимании истории. Глубокий анализ поэмы А.Т. Твардовского «По праву памяти» помогает учителю решить не только обучающие задачи, но и воспитательные. Лирический герой поэмы, за которым встает образ автора, учит милосердию, высокой нравственности, гражданственности.

  • Урок по предмету "Литература", "Памяти Расула Гамзатова" 2003

    Автор: Заречнева Любовь Леонидовна

    Встреча, посвященная аварскому поэту Расулу Гамзатову.

  • Урок по произведению В.Г. Короленко "Парадокс" 2011

    Автор: Груздева Нина Николаевна

    Урок-анализ рассчитан на 2 часа. Каждый учитель сам определяет объем материала на 1-й урок в зависимости от класса. Все виды деятельности направлены на осмысление текста, восприятие; на развитие самостоятельной деятельности обучающихся. Заранее заданные на дом вопросы позволяют привлечь родителей к обсуждению задания. Текст очерка даёт возможность ребёнку пофилософствовать.


  • Урок по произведению И.С. Тургенева "Бирюк", 8 класс 2005

    Автор: Горбачева Лариса Геннадьевна

    Приобщение детей к литературе должно происходить на основе обучения внимательному отношению к слову. Основной приём – это медленное, вдумчивое чтение текста, постановка проблемных вопросов, которые бы открывали тайну художественной детали, её глубокий смысл. В центре внимания читателя при анализе художественного произведения всегда будет образ и способы его создания (портрет, пейзаж, интерьер, речь, поступки). Уровень интеллектуального развития ученика определяется, главным образом, степенью сформированности таких умений, как сравнивать явления, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выделять логически законченные части в прочитанном. Овладение знаниями в значительной мере связано с умением пользоваться различными источниками: дополнительной литературой, словарями и справочниками по литературе.

  • Урок по произведению Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" 2023

    Автор: Лазарева Ольга Валерьевна

    Рассказ «Кавказский пленник» был написан Л.Н.Толстым в 70-е годы XIX века. Толстой занимался тогда составлением Азбуки для детей. В эту Азбуку он решил включить рассказы, которые частью переводил и пересказывал, а частью сочинял сам… Многие из детских рассказов Толстого оказались одинаково интересны и для детей, и для взрослых. «Кавказский пленник» принадлежит к числу именно таких рассказов.

    Л.Н.Толстой, Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»