Урок по литературе. Тема "Почувствуйте вкус слова "доброта" по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Разделы: Литература


Тема:  «Почувствуйте вкус слова доброта». Урок по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Цели:

  1. развивать умение вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения;
  2. воспитывать доброту и чуткость через восприятие произведения;
  3. обогатить лексикон учащихся, расширить представление детей о доброте с точки зрения нравственного смысла.

Оборудование урока: портрет писателя, иллюстрации к сказке «Теплый хлеб», цветные карандаши, карточки с заданиями, «Словарь настроения», музыкальное сопровождение, фотографии-слайды, тексты сказки.

Методические приемы организации урока: индивидуальная, самостоятельная групповая работа учащихся, поисковая работа, чтение эпизодов текста, беседа.

Словарная работа: настроение, «трудность добра», «охлаждение сердца».

План урока

  1. Организационный момент.
    1. эмоциональная разминка;
    2.  музыкальная открытка.
  2. Работа по теме урока.
    1. чтение  эпиграфа;
    2. определение темы урока;
    3.  постановка цели;
    4. чтение стихотворения  Л.Николаенко «Доброта» на фоне музыки;
    5.  путь к доброте через восприятие сказки «Теплый хлеб».
  3. Обобщение по анализу сказки «Теплый хлеб».
  4. Работа над смыслом названия сказки.
  5. Минута релаксации.
  6. Беседа о  «трудности добра».
  7. Психологический этюд  «Мой путь к доброте».
  8.  Итог урока.
  9. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учителя.

– Обратите внимание  на листы, которые лежат перед вами.  Видите  «Звезду успеха»? Так вот сегодня вы будете оценивать свои ответы в течение всего урока, ставить «+» внутри звездочки за правильный ответ. Приложение 1.

– Я думаю, к концу урока вы все добьетесь успеха.

a) – Ну а теперь – поговорим?

– Вы спросите: о чем?

– О разном и о прочем.

– О том, что хорошо и хорошо не очень. Что-то знаешь ты, а что-то мне известно. Поговорим?

– Поговорим. Нам будет интересно.

– Мои уважаемые собеседники, как вы считаете, какой вопрос могут задать в разговоре близкие люди в первые минуты своей встречи? (Как дела? Как настроение?)

– Что это за важный предмет – настроение, который нельзя увидеть, услышать, потрогать руками, но зато можно ощущать, чувствовать.

– Попытайтесь открыть секрет этого загадочного слова. Настроение – это что такое? (Настроение – внутреннее, душевное состояние, состояние духа).

– А сейчас каждого из вас я попрошу выразить оттенок своего настроения в данные минуты. Ответьте, пожалуйста, одним словом, какое у вас  сейчас настроение? Воспользуйтесь «Словариком настроения». Приложение 1.

b) Звучит веселая мелодия

– Поделитесь своим впечатлением от музыки. Изменилось ваше настроение?

– Я думаю, что изменилось. Каким оно стало? ( Настроение веселое, бодрое, приподнятое).

– А вам интересно узнать о моем настроении? Выразите оттенок моего настроения в данный момент.

2. Работа по теме урока.

a) – Итак, незаметно для себя мы приступили к общению. Для серьезного разговора умные собеседники, а я вас считаю таковыми, всегда определяют тему общения.

Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе.
А скажут лишь доброе слово –
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.

– Эти стихи Марка Шехтера станут эпиграфом нашего урока и помогут определить тему дальнейшего разговора.

b) Прочтите  тему урока,  она записана на доске. Выделите голосом слова, которые показались вам наиболее «ценными». Название темы послужит нам своеобразной «входной дверью» к содержанию разговора.

c) Ребята, так о чем же мы будем говорить на уроке? (О добре)

– Верно. Сегодня мы поговорим о добре, о «трудности» добра и о тех, кого как магнитиком притягивает это слово.

d) Под звуки тихой мелодии  учитель читает  стихотворение Л.Николаенко «Доброта».

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда спросишь ты,
В доме столько доброты.

e) Я предлагаю вам преодолеть увлекательный путь к Доброте, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова. А помощниками на этом пути нам будут герои сказки  К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

– Кто мне назовет героев этой сказки? Кто из них главный? Почему?

– Теперь нам нужно разобраться в понятиях «трудность добра», «охлаждение сердца». А для этого вы объединитесь в группы.

– Самостоятельно поработайте с текстом произведения, обсуждая вопрос в группе.

(Каждой группе дается задание по тексту сказки, работа с иллюстрациями к сказке)

(Например: Почему Филька ударил коня? Как описывает Паустовский лютый холод, обрушившийся на Бережки? Какую историю бабушка рассказала Фильке? В чем ее мудрость? Почему тот человек, о котором вспомнила бабушка, умер, а Филька нет? Переохлаждение сердца…. Как это понять? И т.д.)

– Ну что ж, друзья мои, вы готовы? А я готова слушать вас.

Первая группа отвечает, а остальные слушают, добавляют или исправляют ответ.

(Ответы учащихся)

– Каким же, по-вашему, вырастет Филька?

3. Обобщение по анализу сказки «Теплый хлеб».

Доброта всегда приносит радость окружающим людям.  Она как волшебное лекарство вылечивает от многих  недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми, нужно тоже отвечать добром. Детское сердце не должно «охлаждаться»,  ибо все – и хорошее и плохое начинается с детства.

– Посеешь поступок – пожнешь характер, так гласит народная мудрость.

– К.Г.Паустовский назвал свое произведение сказкой?  Почему? Все ли в нем похоже на сказку? А что  в нем от реальной жизни?

4. Работа над смыслом названия сказки

В чем смысл названия сказки «Теплый хлеб»?

(Все от рук человеческих, его труд, его сердце. Хлеб – это жизнь, которую можно сохранить добром, любовью и трудом. Название  символическое).

-Ребята, как вы думаете, творить зло легко? Неужели  делать добро труднее? (Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться доступно лишь немногим. Цель писателя – помочь в этом.)

5. Минута релаксации.

– Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?

– Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит.  А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.

6. Беседа о «трудности добра».

– Продолжим работу дальше?  Что вы можете сказать о человеке, который написал эту сказку? Что его отличает от других людей?

– Научиться  по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором  человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.  У каждого человека, большого и маленького,  свой путь к Доброте.

7. Психологический этюд  «Мой путь к доброте».

А сейчас попытайтесь в графической форме, используя различные знаки, символы, условные обозначения, изобразить свой путь к Доброте с помощью цветных карандашей. (Звучит музыка, учащиеся рисуют на листах «Мой путь к доброте». Приложение 2).

– Кто попытается объяснить свой путь к Доброте? (Ответы учащихся)

– Молодцы! У каждого из вас нелегкий  и тернистый путь.  Но вы все преодолеете и придете к поставленной цели.

– Вы все почувствовали вкус слова доброта?

(Ответы учащихся)

8. Итог урока.

– Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец. А завещанием вам прозвучат слова писателя: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок, я приму эту улыбку как величайший дар».

– Своим необычайно ярким и неповторимым творчеством К.Г.Паустовский заслужил эту улыбку. Эту улыбку заслужили и вы своими достойными ответами. У многих «Звезда успеха» заполнена. Подсчитайте свои «+». Оцените свою работу на уроке.

9. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «О чем заставила меня задуматься  сказка К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

– В заключение мне хочется сказать:

Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.

Так заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Спешите делать добро, пока не стало поздно. С добром надо спешить, а то оно может остаться без адреса. Спасибо за урок.